Технологическая карта урока математики в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века» в условиях инклюзивного обучения по теме: "Порядок действий. Скобки"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Золотова Ирина Александровна

Cовременные подходы к инклюзивному образованию в общеобразовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_na_kurs_ovz_1.docx.zip125.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологическая карта урока математики в 1 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

в условиях инклюзивного обучения

по теме:

"Порядок действий. Скобки"

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету 01754  

«Современные подходы к инклюзивному образованию

 в общеобразовательной организации»

Золотова Ирина Александровна

ГБОУ Государственная столичная гимназия

Москва, 2017

Технологическая карта урока.

Класс

1 «N»

Предмет:

Математика

Авторы учебника:

В.Н. Рудницкая  (Начальная школа XXI века)

Тема урока.

Сложение и вычитание. Скобки.

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению порядка выполнения арифметических  действий   в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание.

Задачи:

Актуализировать знания о решении задач выражением.

Организовать деятельность по определению порядка выполнения  арифметических в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание.

Отрабатывать   изученные способы  сложения и вычитания .

Результаты:

    Личностные.

по отношению к предметным ЗУНам:

 - осознание ценности изучаемой темы .

- осознание практической важности изучаемого при вычислениях.

По отношению к метапредметным ЗУНам:

ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

    Метапредметные.

Регулятивные УУД:

- умение выявлять проблему;

- умение определять и сохранять цель;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

- умения использовать научные методы познания;

- умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- умение соблюдения  позиции «понимающего»

- умение работать в парах.

   Предметные:

- знание порядка арифметических действий в  выражениях со скобками;

- умение вычислять выражения, имеющие скобки.

- применение новых знаний в решении текстовых задач;

Оборудование

Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс

Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс  В.Н. Рудницкая

Фишки (демонстрационные и индивидуальные)

Презентация по теме урока

Методические рекомендации к уроку:

В данном классе обучаются двое ребят с ОВЗ.  Это дети с разными проблемами и диагнозами: СДВГ и ЗПР.

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от неадекватной  самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности умений, навыков, нехватке знаний, необходимых для усвоения школьного материала. Такие дети не могут без специальной помощи овладеть необходимыми навыками. Им сложно соблюдать общепринятые правила поведения. Малыши испытывают сложности в произвольной деятельности. Перечисленные особенности усугублены ослабленным состоянием нервной системы.

Не смотря, на различие особенностей детей с СДВГ и ЗПР, в методологическом подходе обучения таких детей (в рамках инклюзивного образования) много общего

Урок в таком классе предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети   при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать (создавать) учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Обучающиеся не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

         Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель  использует  разные виды деятельности:

а) начинает урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использует только в середине урока;

в) чередует задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использует сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, игры, (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Общие методологические подходы: опора на наглядность, работа по алгоритму, фиксация этапов выполнения задания, индивидуальный подход, одобрение и оценка (порой каждого действия) со стороны учителя (значимого товарища), если это работа в группах – наличие консультанта, посильные задания, минимизация времени сосредоточения, смена видов деятельности.

Различие в методологических подходах: дети с СДВГ могут работать самостоятельно, увлекаться, показывать неплохой результат сформированности ЗУНов. Однако, в работе с такими детьми, следует чередовать учебное занятие с двигательной активностью, давать «Особые» поручения (встань, обойди класс, обойди парту).

Дети с ЗПР (в зависимости от степени тяжести заболевания) не могут работать без опоры на наглядность, одобрения и помощи учителя(товарища), нуждаются более подробных и многократных обьяснениях.

  • На данном уроке приведена только одна физ.пауза. На самом деле на таком уроке предполагаются динам пауза, гимнастика для глаз, минутка релаксации (цветотерапия, звукотерапия), а так же , ркгулярные физ.упразнения через короткий промежуток времени.

Этапы урока

Цель этапа

ФОУД*

Действия учителя

Действия обучающихся

Действия обучающихся с ОВЗ

(СДВГ)

Действия обучающихся с ОВЗ

(ЗПР)

Результат

Орг. момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Ф

Создание ситуации для психологического настроя на урок через  стихотворение.


Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья твёрд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» 


Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

Сегодня у нас урок открытия нового знания. Значит, что  мы с вами будем  делать?

Готовы?

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Открывать новое, наблюдать, применять,  закреплять.  

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Умение совместно мобилизоваться на урок (Коммуникативные УУД).

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

И

П

Арифметический диктант (отработка навыка сложения и вычитания в пределах 20

  • Уменьшите число14 на 10. (4)
  • Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Найдите значение суммы. (9)
  • В микроавтобусе 10 мест. 4 места уже занято. Сколько осталось свободных мест? (6)
  • У меня 6 карандашей и 4 ручки. Чего больше? И на сколько? (2)
  • Найдите произведение чисел 2 и 4. (8)
  • Сколько единиц в числе 17? (7)
  • Найдите разность чисел 7 и 2? (5)

Проверка.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и оцените его работу в балловой системе:

0 ошибок – 3б

1-2 ошибки – 2б

3 и более ошибки – 1б

Зафиксируйте свой результат.

Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради

Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради. Вычисления и фиксирование ответов проводят в заранее размеченной тетради (с обозначением мест для фиксации количеством таких мест) готового ответа) или на перфокарте.

Выполняют индивидуальные задания с фиксированием в тетради. Вычисления проводится с опорой на наглядность (числовая прямая от 0 до 20) и фиксирование ответов в заранее размеченной тетради (с обозначением мест для фиксации  (количеством таких мест) готового ответа) или на перфокарте.

Актуализация знаний, необходимых для  понимания новой темы. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД).

Взаимопроверка с опорой на эталон проверки

И

Решите самостоятельно задачу, записав решение выражением в тетради.

В автобусе ехало 12 человек. На остановке вышли 5 человек и 2 человека вошли. Сколько человек стало в автобусе?

-Кто запишет решение на доске?

Как вычисляли?

Ответ правильный. Молодцы,  умеете решать задачи!

Оцените свою работу:

0 ошибок – 3б

Исправления – 1б

Зафиксируйте свой результат.

Дети самостоятельно записывают в тетрадях выражение

12-5+2=9(ч.)

Ответ:9 человек.

Запись выражения с помощью учителя: учитель ставит разметки в тетради, помогая соблюсти отступы и правила записи (при условии верности суждений)

Работа с учителем. использование метода - индивидуального опроса:

- О чем говорится в задаче?

- Сколько человек ехало в автобусе?

Что произошло на остановке?

Сколько человек вышли?

Сколько человек вошли? Какой вопрос в задаче? Сможем ответить на вопрос одним действием?

Если из автобуса выходили мы будем вычитать из 12 5 или прибавлять? Какое действие выполним с получившимся числом и числом 2? Почему?

Ф

Самопроверка. Проверка с опорой на запись на обсуждения.

Постановка проблемы

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

Ф

Г

Ф

Ребята, нам пришло письмо от первоклассников Саратовской  школы.

Здравствуйте ребята! Мы, ученики 1Б класса Саратовской средней школы, обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы, как и вы обучаемся  по программе "Начальная школа 21 века".  На уроке математики у нас возникла проблема, мы не смогли записать решение задачи выражением. Помогите нам разрешить проблему.
На дереве сидели воробьи и скворцы. Воробьёв было 12, а скворцов 5. Прилетело ещё 2 скворца. На сколько стало воробьёв больше, чем скворцов?

Попробуем помочь ребятам?

- О каких птицах говорится в задаче?

- Сколько было воробьёв?

-Что сказано про скворцов?

-Какой вопрос в задаче?

- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

Работаем в группах, решение записываем на индивидуальных маркерных досках.

Заранее выберите члена команды, кто сможет подтвердить ваши вычисления фишками.

 

Дети на листах записывают решение задачи.

Предполагаемые варианты решения:

1) 5+2=7(с.)

2)12-7=5(в.)

Ответ: на 5 воробьёв больше.

12-5=7

Ответ: на 7 воробьёв

12-5+2=9(в)

Ответ: на 9 воробьёв больше

Умение использовать практический метод познания. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Давайте проверим задачу на фишках.

-Сколько было воробьёв? Покажем на фишках.

- Что сказано про скворцов? Показываем.

- Сколько их стало?

- Какой вопрос в задаче?

- Как узнать, на сколько воробьёв больше, чем скворцов?

Каким получился ответ на фишках?

- Мы решили задачу на фишках, осталось записать её решение выражением.

Считаем. Как будем считать?

Сколько получится?

Почему разные ответы? На фишках ответ 5, а у нас 9.

_ На фишках какое действие мы выполняли сначала?

- А потом?

- Так какая проблема возникла у нас и первоклассников Саратовской школы?

Если я вас правильно поняла, то нам нужно в выражении изменить порядок действий.

-Давайте вместе подумаем, что можно здесь сделать, чтобы показать, что действие к 5+2 выполняется первым. Может чем-то нужно дополнить эту запись? Попробуйте ввести свои обозначения, знаки, чтобы ребята из Саратовской школы поняли, как вы решили эту проблему.

Ответ: на 5 воробьёв больше.

Предполагаю, что запишут

12-5+2

По порядку. Слева направо.

9.

Не тот порядок, он нарушается. Не срабатывает правило, которым пользовались.

Дети выводят свои обозначения.

Разрешается ходить по классу и наблюдать за выполнением работы другими группами с целью снятия психо-моторного напряжения и выявления лидирующей группы.

Обычно, группы разбиваются так, чтобы рядом с такими детьми были «сильные» обучающиеся-консультанты. С целью взаимопомощи и поддержки.

Таким детям доверяют выкладывать фишки для проверки вычислений. Это подчеркивает «важность» участия детей с ОВЗ в коллективной работе. Контроль работы возлагается на участников группы

Открытие нового знания

 Ознакомление  с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание

Ф

Продемонстрируйте, что вы изобрели.

Дети,  какие вы у меня умники, вы только что сделали гениальное открытие. Но

математика-наука точная и эти знаки уже изобретены очень давно.

А знаете, что натолкнуло математиков древности на введение таких знаков?

Посмотрите и догадайтесь сами:

C:\Users\Александр\Desktop\0df00683ae3d1e07e5495a7b0d989ad3.jpg

 Давайте поставим ( )-скобки и в записи нашего выражения для решения задачи.

Оцените работу своей группы:

0 ошибок – 3б

Исправления – 1б

Зафиксируйте результат каждому участнику.

- Так как звучит тема урока?

-Чему мы должны научиться?

-Какое правило поможет детям Саратовской  школы разрешить проблему?

Что мы им ответим?

(*Эмоциональное воздействие на ребят с ОВЗ:

Психо-эмоциональная разгрузка)

Фантазируют, что крылья курицы, укрывающей своих цыплят в момент опасности, похожи на математический знаки «Скобки».

Приходят к выводу: все, что находится «под крыльями-скобками» имеет первостепенную важность.

Предп: - выражения со скобками.

Предп: - записывать и решать такие выражения.

Правило:

Если в выражении есть скобки, то действие в скобках выполняется первым.

Осознание практической важности порядка выполнения арифметических действий при вычислении.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Осознание ценности совместной деятельности. (Коммуникативные УУД).

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Ф

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

В ход физ.минутки включены упражнения, направленные на снятие мышечного тонуса шейного отдела позвоночника, а так же стимулирование работы отдельных участков коры головного мозга ( Корректирующий комплекс упражнений ЛФК для детей с ОВЗ)

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Первичное закрепление

Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления.

Ф

Выполнить действия

11- (6+3)

-Что должны помнить?

- Чем похожи и чем различаются записи?

(10 - 6) +3       10 - ( 6 + 3)

Выполни вычисления. Помни, что первым выполняется действие в скобках. Сравни ответы.

- Каким правилом мы отныне будем пользоваться?

- Будет ли меняться ответ, если мы сначала выполним действие вне скобок?

Похожи тем, что даны одинаковые числа, знаки.

Отличаются, тем, что в первом выражении разность 10 и 6, а во втором - сумма 6 и 3. В первом выражении ответ 7, а во втором 1.

- Да. Вычисления будут неверны. Мы можем доказать это фишками.

Ученик у доски с проговариванием решает выражение.

- Правило:

Если в выражении есть скобки, то действие в скобках выполняется первым.

Ученик у доски с проговариванием решает выражение, опираясь на помощь класса или наглядность (фишки)

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Самостоятельная работа.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

П/Г

- На столах лежат три пронумерованных  конверта, количество баллов за выполнение которого, соответствует его порядковому номеру. Вы можете организоваться в группы или пары и решить все задания, набрав тем самым максимальное количество баллов для каждого участника или решать самостоятельно посильное задание. Выбор за вами!

№2

Расставь скобки так, чтобы ответы были верные.

7+4-5=6                               9+8 — 7 =10

16 — 3+5 = 8                       15 — 8 — 4 = 11

№1

 Какое действие в выражениях выполняется последним?                                                    16-(5+4)                            (11-8)+7                                                                                                 сложение                           сложение                                                                                             вычитание                          вычитание

№3

Составь и реши выражения по образцу.                                                                                К сумме 6 и 3 прибавь 5:          (6+3)+5=14                                                                                    К разности 10 и 6 прибавь 8.                                                                                                               Из суммы 5 и 7 вычесть 6.                                                                                                           Из разности 16 и 6 вычесть 8.

№* доп.задание для доп.баллов.

Составление задачи со скобками по модели

 (        +      ) -   =

В зависимости от степени учебной мотивации, ученик выбирает себе сложность задания; организуется в группы, пары.

Усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Выполняют задания № 3 – 2. Стремятся к выполнению доп.задания.

Выполняют задания №2-1.Пользуются подсказками учителя; учитель контролирует фиксацию работы в тетради.

Во время выполнения работы таким детям разрешается ходить по классу, с целью снятия психо-моторного напряжения. Целесообразным будет дать доп.задание типа:

- Сосчитай. Кого сегодня в классе больше девочек или мальчиков?

- Присядь столько раз, сколько ты получил в ответе при вычислении первого выражения.

- Вспомни и изобрази, о каком животном шла речь в задаче, что решали ребята из Саратова и тд.

Выполняют задания №2-1.Пользуются помощью учителя; учитель проговаривает еще раз правила работы с выражениями со скобками, затем просит повторить ученика; наводящими вопросами составляют алгоритм работы: 

1)смотрю, где стоят скобки в выражении

2)применяю правило

3) выполняю вычисление

4)проверяю

Учитель помогает фиксировать  работы в тетради.

Проверить свои умения, сравнивая с эталоном.

П/Г/И

Учитель вывешивает эталон проверки для каждого конверта:

Оцените работу своей группы:

№3 без ошибок – 3 б.

№2 без ошибок – 2 б

№1 без ошибок – 1 б.

№* - без ошибки – 5 б.

Зафиксируйте результат каждому участнику.

Суммируйте баллы и подсчитайте свой индивидуальный результат за урок: макс. – 20 баллов.

Самостоятельная проверка и подсчеты

Контроль учителя в правильности сравнения своей работы с эталоном проверки. Проверка суммирования баллов.

Учитель помогает сравнить работу с образцом, помогает зафиксировать слагаемые для нахождения суммы баллов.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ф

- С какой проблемой мы и ученики из Саратова столкнулись сегодня на уроке?

- Какую цель мы поставили перед собой?

- Цель была достигнута? Каким образом?

- Проговорите еще раз в полголоса хором наше правило.

- Какой алгоритм работы с выражениями со скобками мы можем отправить в Саратов?

Спасибо!

Оцените успешность своей работы на уроке:

  • 20 - 15 баллов – «Я гениален!»
  • 14 - 10 баллов – «Я отлично потрудился!»
  • 9 -… баллов – «Я всё знаю, но никому ничего не скажу!»

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности изученного.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Рекомендации к домашней подготовке:

Ели по вашему мнению, вы набрали недостаточное количество баллов, - возьмите задания на дом и проработайте их еще раз.

*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по математике 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по математике 1 класс по новым учебникам, выпущенные в 2010 году по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока математики "Запись деления уголком" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для знакомства обучающихся с алгоритмом записи деления уголком.Задачи урока:Дидактические: 1. Учить выполнять деление уголком двузначного числа на одно...

Технологическая карта урока математики "Продукты для пикника" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение знаний по выполнению умножения и деления однозначных, двузначных и трехзначных чисел.Задачи урока:Дидактические: 1. Учить выполнять деление уголком двузначног...

Технологическая карта урока математики "Деление и дроби" ( УМК «Начальная школа XXI века", 4 класс)

Цель урока: формирование умения записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей. Задачи урока Дидактические: 1. Формировать умение записывать результат деления двух натуральн...

Технологическая карта урока математики "Нахождение доли числа" ( УМК «Начальная школа XXI века", 4 класс)

Цель урока: формирование умения находить доли числа.Задачи урокаДидактические:1. Построить алгоритм нахождения доли числа.2. Учить находить доли числа.Развивающие:1. Развивать логическое мышление у мл...

Технологическая карта урока математики "Нахождение неизвестного делимого" ( УМК «Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель урока: формирование умения находить неизвестное делимое.Задачи урока Дидактические: 1. систематизировать изученные виды уравнений; 2. формировать на автоматизированном уровне способности к н...

Технологическая карта урока математики "Сочетательное свойство сложения" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о сочетательном свойстве сложения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Узнать, какое с...