Конспект урока по теме Приём письменного деления многозначного числа на однозначное
план-конспект урока по математике (4 класс)

Салчак Лунда Геннадьевна

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИЁМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ

Цель  

Формирование у учащихся умение делить многозначного числа на однотипное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Метапредметные УУД: Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение основ познавательной рефлексии;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,   установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, овладение базовыми предметными понятиями.

 Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  

             Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы,  формы
обучения

Технология деятельностного метода.  Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование

ПК, проектор, презентация к уроку, карточки

Организация урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1.  Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся.

-Садитесь, пожалуйста.

- одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,

- девять хороших минут сделали девять хороших дел.

- а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

-Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

-  Вы сейчас 3 разные предприятия: представитель предприятия «Милко» - Х.Буян, представитель предприятия «Мясник» - М.Чингис, представитель предприятия «Овчина» - М.Саян. Вы догадались, что производят ваши предприятия?

Будущее предприятий зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Посмотрим, чьё предприятие станет более процветающей.

  Правила игры таковы:

 За каждый правильный ответ предприятие получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет.

Ещё хорошие работы поощряются медалями.

Победителем считается предприятие, у которого больше денег и медалей.

Включаются в деятельность, слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека

и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет

2. Актуализация знаний учащихся

Слайд № 7 - А теперь, проверим вашу готовность к предстоящей работе. Вообразитесь своим чувством юмора, сообразительностью и ответьте на вопросы: (Вопросы на 100 р)

« Милко» : 1. 8+4, Правильный ответ одиннадцать или адиннадцать?

2. Из 1 ц вычесть 30 кг?.

«Мясник»: 1. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им еще 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город?

2. Количество месяцев из сказки Маршака раздели на количество поросят из сказки Михалкова?

«Овчина» : 1. От числа разбойников, врагов Али Бабы, отнять число богатырей, братьев царевны Лебедь?

2. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе?

Устный счёт (на 100р)

Давайте прочитаем числа в порядке возрастания: 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901.

3 214, 48 901, 106 708, 552 671, 67 823 000.

- Что вы можете сказать о самом первом числе?
- Разложите число на сумму разрядных слагаемых (3 тысячи + 2 сотни + 1 десяток + 4 единицы) 
- Назовите соседей этого числа. (3213 и 3215)

-Используя цифры числа 3214, образуйте наименьшее 4-хзначное число.

- Увеличить это число в 2 раза.(1234*2=2468)

4. Математический диктант «Да-Нет» (на 50 р)

(Учитель читает высказывание. Учащиеся отвечают)

  • 56 в 4 раза больше, чем 14. (Да.)
  • Если 36 увеличить в 4 раза, получится 9. (Нет.)
  • 0 разделить на 7 нельзя. (Нет.)
  • Сумма чисел 45 и 35 равна 80. (Да.)
  • Частное чисел 800 и 2 равно 1600. (Нет.)
  • 1 км 6 м = 106 м. (Нет.) 

4 ч - это 240 мин. (Да.)        

Выполняют задания, участвуют в диалоге.

П – осуществляют расширенный поиск информации и представляют информацию в предложенной форме; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового и творческого характера

3. Выявления места и причины затруднений, постановка учебной задачи.

Парная работа

- Решите пример 2124 : 3. (Проверка. Рассматриваются все варианты, предложенные детьми.)

- Что вы заметили? (Первое неполное делимое разделилось на 3 без остатка. Мы образовали второе неполное делимое — 2. Число 2 меньше, чем число 3.)

Как разделить 2 на 3? (Частное равно 0, остаток — 2.) Значит, как нужно поступить в нашем случае? (В частное записать 0.)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым случаем деления многозначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули.)

Выявляют  

  места и причины

  затруднения,

  определяют задачу урока

Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

4. Открытие детьми нового знания

5.Физминутка

  1. Работа над деловыми бумагами.

Работа по учебнику

- Объясните решение примера на стр. 87

- Чем отличаются первая и вторая записи? (Во второй записи пропущен этап вычитания нуля из числа.)

- Почему этот этап можно опустить? (При вычитании нуля с  числа, получается число.)

          №404 (с. 87).

(Первый и второй примеры — коллективно, с комментированием у доски,' третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка по образцу.)

- У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Обсуждая в группе, вы разложите карточки в нужном порядке.

                  Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики,

                  Прыг-скок, прыг-скок — Прыгай с пятки на носок.

                  Сядем, травушку покушаем, Тишину послушаем.

                  Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.

                  (Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

                    Прыг да прыг, скок да скок!        

 

Сравнивают и высказывают свои мнения к данной записи.

Выполняет деление с объяснением.

Составляют алгоритм действия.

Выполняют физминутку

Р –ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами,

П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи

6.Первичное закрепление

         Бухгалтер предприятия допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее.   №405 (с. 87).

- Прочитайте задание.

- Какой пример решен неверно? Почему? (Неверно решены первый и второй примеры, так как в частном должно быть не две, а три цифры.)

-Выполните вычисления правильно. (7380 : 9 = 820, 3010:5 = 602.)

 

   №406 (с. 87).

- Прочитайте задачи.

- Как лучше оформить краткую запись? (В таблице.) (Составление таблиц группами, самостоятельное решение задач. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Ученик с каждой г)

1)

Длина одного рулона

Количество рулонов

Общая длина рулонов

? (одинаковая)

4

?

      108 м

5

9

Решение

  1. 4+ 5 = 9 (р.) — имеют длину 108 м;
  2. 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
  3. 12 • 4 = 48 (м) — пошло на одну комнату;
  4. 12 • 5 = 60 (м) — пошло на другую комнату.

Ответ: на одну комнату пошло 48 м обоев, на другую — 60 м.

2)

Длина одного рулона

Количество рулонов

Общая длина рулонов

? (одинаковая)

?

         

9

48 м

?

60 м

Решение

  1. 48 + 60 = 108 (м) - дайна 9 рулонов;
  2. 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
  3. 48 :12 = 4 (р.) - пошло на одну комнату;
  4. 60 :12 = 5 (р.) — пошло на другую комнату.

Ответ: на одну комнату  пошло 4 рулона обоев, а на другую — 5.

- Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

- Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

Выясняют, в чём заключается ошибка.

Ведут объяснение аналогично предыдущему.

Рассуждают коллективно, группами составляют краткую запись и решения задач.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку 
на здоровый образ жизни

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами,

П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи

7.Самостоятельная работа  с проверкой по эталону

Личный вклад в предприятие. Самостоятельная работа

Работа с карточками

Вам предлагаются задания с разными уровнями сложности.

2)Найди длину стороны квадрата, периметр которого равен 432 мм.

Выбираю и выполняют выбранные задания.

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

8.Рефлексия (Итог)

-В чём заключается затруднение сегодняшнего деления многозначного числа?

-Вы можете составить пример, в котором при решении в частном появляются нули?

-Составьте.

-Как вам урок? Что интересного было?  

-Как вы думаете, мы достигли, поставленную задачу урока?

- У вас на столе лежат медали. Оцените работу группы в целом и выберите для своей группы нужную медаль.

-Подведём итог урока. Председатели предприятий, пожалуйста, посчитайте деньги и медали.

Домашнее задание. № 407, 409

Проводится инструктаж выполнения домашнего задания.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное."

Данный урок проводится в конце второй четверти. Дети уже ждут Новогодних каникул, подарков, и конечно меньше всего думают о новых правилах, задачах, законах...  Разработка данного урока пом...

Урок-закрепление по математике в 4 классе по теме: "Приёмы письменного деления многозначного числа на однозначное"

Цель: продолжать работу над совершенствованием умения делить многозначные числа на однозначное число. Задачи:1.развивать устные и письменные вычислительные навыки, решать задачи и рассуждать; 2. фо...

Презентация к уроку по математике в 4 классе по теме: "Приёмы письменного деления многозначного числа на однозначное"

Цель: продолжать работу над совершенствованием умения делить многозначные числа на однозначное число. Задачи:1.развивать устные и письменные вычислительные навыки, решать задачи и рассуждать; 2. фо...

Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....

Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления многозначного числа на...

Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по математике "Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное" 4 класс...

Урок по математике по теме "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное"

Цель: способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное число( в столбик), описывать  действия при выполнении деления «уголком»,...