Главные вкладки

    Конспект урока по теме Приём письменного деления многозначного числа на однозначное
    план-конспект урока по математике (4 класс)

    Салчак Лунда Геннадьевна

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: ПРИЁМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ

    Цель  

    Формирование у учащихся умение делить многозначного числа на однотипное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

    Тип урока

    Открытие новых знаний

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине и на конце; решать задачи на пропорциональное деление; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

    Метапредметные УУД: Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение основ познавательной рефлексии;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,   установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, овладение базовыми предметными понятиями.

     Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  

                 Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Методы,  формы
    обучения

    Технология деятельностного метода.  Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование

    ПК, проектор, презентация к уроку, карточки

    Организация урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые умения
    (универсальные
    учебные действия)

    1.  Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

    -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся.

    -Садитесь, пожалуйста.

    - одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,

    - девять хороших минут сделали девять хороших дел.

    - а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

    -Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

    -  Вы сейчас 3 разные предприятия: представитель предприятия «Милко» - Х.Буян, представитель предприятия «Мясник» - М.Чингис, представитель предприятия «Овчина» - М.Саян. Вы догадались, что производят ваши предприятия?

    Будущее предприятий зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Посмотрим, чьё предприятие станет более процветающей.

      Правила игры таковы:

     За каждый правильный ответ предприятие получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет.

    Ещё хорошие работы поощряются медалями.

    Победителем считается предприятие, у которого больше денег и медалей.

    Включаются в деятельность, слушают учителя.
    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

    К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Л – понимают значение знаний для человека

    и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет

    2. Актуализация знаний учащихся

    Слайд № 7 - А теперь, проверим вашу готовность к предстоящей работе. Вообразитесь своим чувством юмора, сообразительностью и ответьте на вопросы: (Вопросы на 100 р)

    « Милко» : 1. 8+4, Правильный ответ одиннадцать или адиннадцать?

    2. Из 1 ц вычесть 30 кг?.

    «Мясник»: 1. Два дачника шли из деревни в город, а навстречу им еще 5 дачников. Сколько дачников шло из деревни в город?

    2. Количество месяцев из сказки Маршака раздели на количество поросят из сказки Михалкова?

    «Овчина» : 1. От числа разбойников, врагов Али Бабы, отнять число богатырей, братьев царевны Лебедь?

    2. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе?

    Устный счёт (на 100р)

    Давайте прочитаем числа в порядке возрастания: 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901.

    3 214, 48 901, 106 708, 552 671, 67 823 000.

    - Что вы можете сказать о самом первом числе?
    - Разложите число на сумму разрядных слагаемых (3 тысячи + 2 сотни + 1 десяток + 4 единицы) 
    - Назовите соседей этого числа. (3213 и 3215)

    -Используя цифры числа 3214, образуйте наименьшее 4-хзначное число.

    - Увеличить это число в 2 раза.(1234*2=2468)

    4. Математический диктант «Да-Нет» (на 50 р)

    (Учитель читает высказывание. Учащиеся отвечают)

    • 56 в 4 раза больше, чем 14. (Да.)
    • Если 36 увеличить в 4 раза, получится 9. (Нет.)
    • 0 разделить на 7 нельзя. (Нет.)
    • Сумма чисел 45 и 35 равна 80. (Да.)
    • Частное чисел 800 и 2 равно 1600. (Нет.)
    • 1 км 6 м = 106 м. (Нет.) 

    4 ч - это 240 мин. (Да.)        

    Выполняют задания, участвуют в диалоге.

    П – осуществляют расширенный поиск информации и представляют информацию в предложенной форме; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового и творческого характера

    3. Выявления места и причины затруднений, постановка учебной задачи.

    Парная работа

    - Решите пример 2124 : 3. (Проверка. Рассматриваются все варианты, предложенные детьми.)

    - Что вы заметили? (Первое неполное делимое разделилось на 3 без остатка. Мы образовали второе неполное делимое — 2. Число 2 меньше, чем число 3.)

    Как разделить 2 на 3? (Частное равно 0, остаток — 2.) Значит, как нужно поступить в нашем случае? (В частное записать 0.)

    - Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым случаем деления многозначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули.)

    Выявляют  

      места и причины

      затруднения,

      определяют задачу урока

    Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

    осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

    К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

    4. Открытие детьми нового знания

    5.Физминутка

    1. Работа над деловыми бумагами.

    Работа по учебнику

    - Объясните решение примера на стр. 87

    - Чем отличаются первая и вторая записи? (Во второй записи пропущен этап вычитания нуля из числа.)

    - Почему этот этап можно опустить? (При вычитании нуля с  числа, получается число.)

              №404 (с. 87).

    (Первый и второй примеры — коллективно, с комментированием у доски,' третий и четвертый — самостоятельно. Самопроверка по образцу.)

    - У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Обсуждая в группе, вы разложите карточки в нужном порядке.

                      Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики,

                      Прыг-скок, прыг-скок — Прыгай с пятки на носок.

                      Сядем, травушку покушаем, Тишину послушаем.

                      Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.

                      (Оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

                        Прыг да прыг, скок да скок!        

     

    Сравнивают и высказывают свои мнения к данной записи.

    Выполняет деление с объяснением.

    Составляют алгоритм действия.

    Выполняют физминутку

    Р –ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия

    К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами,

    П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи

    6.Первичное закрепление

             Бухгалтер предприятия допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее.   №405 (с. 87).

    - Прочитайте задание.

    - Какой пример решен неверно? Почему? (Неверно решены первый и второй примеры, так как в частном должно быть не две, а три цифры.)

    -Выполните вычисления правильно. (7380 : 9 = 820, 3010:5 = 602.)

     

       №406 (с. 87).

    - Прочитайте задачи.

    - Как лучше оформить краткую запись? (В таблице.) (Составление таблиц группами, самостоятельное решение задач. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Ученик с каждой г)

    1)

    Длина одного рулона

    Количество рулонов

    Общая длина рулонов

    ? (одинаковая)

    4

    ?

          108 м

    5

    9

    Решение

    1. 4+ 5 = 9 (р.) — имеют длину 108 м;
    2. 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
    3. 12 • 4 = 48 (м) — пошло на одну комнату;
    4. 12 • 5 = 60 (м) — пошло на другую комнату.

    Ответ: на одну комнату пошло 48 м обоев, на другую — 60 м.

    2)

    Длина одного рулона

    Количество рулонов

    Общая длина рулонов

    ? (одинаковая)

    ?

             

    9

    48 м

    ?

    60 м

    Решение

    1. 48 + 60 = 108 (м) - дайна 9 рулонов;
    2. 108 : 9 = 12 (м) — в одном рулоне;
    3. 48 :12 = 4 (р.) - пошло на одну комнату;
    4. 60 :12 = 5 (р.) — пошло на другую комнату.

    Ответ: на одну комнату  пошло 4 рулона обоев, а на другую — 5.

    - Чем похожи задачи? Чем они отличаются?

    - Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

    Выясняют, в чём заключается ошибка.

    Ведут объяснение аналогично предыдущему.

    Рассуждают коллективно, группами составляют краткую запись и решения задач.

    Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

    К – проявляют готовность слушать.

    Л – имеют установку 
    на здоровый образ жизни

    К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой темы; владеют способами,

    П – проводят анализ, синтез, аналогию; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи

    7.Самостоятельная работа  с проверкой по эталону

    Личный вклад в предприятие. Самостоятельная работа

    Работа с карточками

    Вам предлагаются задания с разными уровнями сложности.

    2)Найди длину стороны квадрата, периметр которого равен 432 мм.

    Выбираю и выполняют выбранные задания.

    П – ориентируются

    в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

    8.Рефлексия (Итог)

    -В чём заключается затруднение сегодняшнего деления многозначного числа?

    -Вы можете составить пример, в котором при решении в частном появляются нули?

    -Составьте.

    -Как вам урок? Что интересного было?  

    -Как вы думаете, мы достигли, поставленную задачу урока?

    - У вас на столе лежат медали. Оцените работу группы в целом и выберите для своей группы нужную медаль.

    -Подведём итог урока. Председатели предприятий, пожалуйста, посчитайте деньги и медали.

    Домашнее задание. № 407, 409

    Проводится инструктаж выполнения домашнего задания.

    Отвечают на вопросы

    Оценивают свою работу

    Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

    Л – проявляют интерес к предмету.

    Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Урок-презентация. "Приём письменного деления многозначного числа на однозначное."

    Данный урок проводится в конце второй четверти. Дети уже ждут Новогодних каникул, подарков, и конечно меньше всего думают о новых правилах, задачах, законах...  Разработка данного урока пом...

    Урок математики в 4-м классе по теме "Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число"

    Цели урока: Познакомить учащихся с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число;Повторить ранее изученный материал о действии деления;Совершенствовать вычислительные навыки и ум...

    Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

    Презентация к уроку математики в 4 классе УМК "Школа России" по теме: Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное.

    Презентация к уроку математики в 4 классе УМК "Школа России" по теме: Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное....

    Конспект урока по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление».

    Закрепляли  письменные приёмы умножения и деления многозначных  чисел на однозначные; закрепляли умение решать задачи на движение.             Развивали ...

    Приём письменного деления многозначного числа на однозначное (закрепление)

    Приём письменного деления многозначного числа на однозначное (закрепление). Фрагмент урока, математика, 4 класс....