Задачи на движение. Взаимосвязь иежду скоростью, временем, расстоянием
методическая разработка по математике (4 класс)

Решение задач на движение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Колодежная В.В.

Урок математики. Урок открытия  новых знаний.

Класс: 4 .

Тема урока: «Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние».

Педагогическая цель: организовать совместную деятельность обучающихся с  целью  научиться  правильно  определять  функциональную зависимость между скоростью, временем, расстоянием.

  Задачи урока:   развивать у обучающихся умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, способствовать развитию математической речи, навыков самостоятельной работы, навыков учебного сотрудничества. 

Планируемые результаты:

Предметные:

 Обучающиеся научатся устанавливать взаимосвязь между величинами «скорость», «время», «расстояние»;

 решать задачи с данными величинами с опорой на эту взаимосвязь;

составлять задачи на движение с данными величинами по данным из таблиц.

Личностные:

положительное отношение к изучению математики;

проявление познавательной инициативы

Метапредметные

 принимать и сохранять учебную задачу;

определять общую цель и пути ее достижения;
работать с книгой, с таблицей;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
сотрудничать с одноклассниками, слушать собеседника, вести диалог, используя математическую речь;

 контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения заданий;

 оценивать свою деятельность.

Основные понятия: скорость, время, расстояние

Межпредметные связи: окружающий мир, развитие речи.

Используемые технологии:  системно-деятельностный подход; технология проблемного диалога; коммуникативные технологии; здоровьесберегающие, личностно-ориентированные                                                   

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: учебник « Математика. 4 класс.»  Чекин А. Л.; сигнальные карточки  s,v, t;  карточки для работы в группах.

 

 

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

Формируемые способы действий

I. Мотивация учебной деятельности.

Самоопределение деятельности.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

 Установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим.

Приветствует учащихся

 - Дети, повернитесь к  друг другу. Скажите друг другу добрые пожелания на урок.

-А я вам всем желаю, чтобы сегодня на уроке у всех всё получилось.

друг другу

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга.

Проявляют готовность к работе на уроке.

Наблюдение учителя.

II.Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Побуждает к сообщению темы урока и предлагает сформулировать учебную задачу.

-Дети, а как вы сегодня добирались  в школу? На чём? ( на автобусе, пешком, на машине)

-Кто сколько времени потратили на дорогу в школу?

-А как вы думаете от чего это зависит? ( от расстояния, от вида транспорта на котором добираешься в школу и т д.)

- Сформулируйте тему нашего урока.

Целеполагание.

-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

Формулируют тему урока, ставят цели под руководством учителя. В ответах используют свой жизненный опыт, наблюдения.

III.Актуализация опорных знаний.

Устные упражнения

Фронтальная, индивидуал ьная. Словесный, практический.

Учебный диалог, средства обратной связи (сигнальные карточки)

Организует устную работу. Устное решение задач (используются сигнальные карточки: s,v , t )

1.Автомобиль был в пути 3 часа. Какое расстояние проехал автомобиль, если он ехал со скоростью 80 км/ч?

-Какую величину находили? Просигнальте.

-Как найти  расстояние?

-В каких единицах измеряется расстояние?

-Составьте формулу нахождения расстояния (s=v ∙ t)

2.За 5 часов туристы прошли 30 км, с какой скоростью шли туристы?

-Какую величину находили?

-Как найти  скорость?

- В каких единицах измеряется скорость?

-Составьте формулу нахождения скорости (v=s : t)

3.Лошадь пробежала 180 км со скоростью 90 км/ч. Сколько времени затратила лошадь на весь путь?

-Какую величину находили?

-В каких единицах измеряется время?

-Как найти  время?

-Составьте формулу нахождения времени ( t=s : v)

Работают с сигнальными карточками s,v , t

Устно считают, устанавливают зависимость между величинами. Объясняют решение. Называют единицы измерения скорости, времени, расстояния. Находят соответствующие карточки на доске  

составляют формулы нахождения    расстояния ,скорости, времени

s=v ∙ t

v=s : t

t=s : v

Формулируют собственное, мнение и позицию, выполняют мыслительные операции, доказывают,

Используют математическую речь для регуляции своего действия.

Словесную речь кодируют знаковой (составляют формулы)

  В ходе наблюдений выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

IV.Открытие новых знаний

V. Физкультминутка.

Работа в группах.

Практический.

Фронтальная

1.Организует самостоятельную работу в группах по карточкам

-Как называется город, который является нашим областным центром? (Воронеж)

-Добираться в Воронеж будем на раз ном виде транспорта. Каждая группа поедет на своём виде транспорта. (каждая группа получает карточку)

Карточки для работы в группах.

1-я группа. Карточка

От Митрофановки до Воронежа примерно 240 км. За какое время вы дойдёте до Воронежа пешком, если будете идти со скоростью 5 км/ч?

2-я группа. Карточка.

От Митрофановки до Воронежа примерно 240 км. За какое время вы доедете до Воронежа на машине, если будете ехать со скоростью 80км/ч?

3-я группа. Карточка.

От Митрофановки до Воронежа примерно 240 км. За какое время вы доедете до Воронежа на автобусе, если будете ехать со скоростью 60км/ч?

4-я группа. Карточка.

От Митрофановки до Воронежа примерно 240 км. За какое время вы доедете до Воронежа на велосипеде, если будете ехать со скоростью 15км/ч?

5-я группа. Карточка. От Митрофановки до Воронежа

примерно 240 км. За какое время вы доедете до Воронежа на мопеде, если будете ехать со скоростью 24км/ч?

2.Осуществляет проверку самостоятельной работы в группах

Проблемный вопрос

- Какая же из групп быстрее доберётся в Воронеж?

- Почему?

- От чего  это зависит? ( Вывод : время  движения зависит от скорости транспорта на котором едешь. Чем больше скорость, тем меньше затраченное время)

Организует коллективную работу по здоровьесбережению

Работают в группах, совместно выполняют  задание по карточкам.

Решают задачу.

Один представитель от группы читает задачу. Записывает  и объясняет решение на доске.

Слушают объяснение своих одноклассников.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения

Выполняют упражнения по офтальмотренажёру.

Принимают учебную задачу. Проявляют готовность к совместной работе на уроке.

Договариваются, приходят к общему решению. Осуществляют практическое применение формул на нахождение скорости, времени, расстояния.

Анализируют. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют вывод.

Осуществляют организацию здорового образа жизни

Наблюдение учителя по применению знаний. Взаимоконтроль.

Наблюдение учителя, самоконроль

VI. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная, коллективная. Практический, учебный диалог.

Организует коллективную работу
(№ 277,№279, №280)

-Как найти  скорость?

- Как найти  время?

-- Как найти  расстояние?

Работают с учебником.

 Работают с таблицей. располагают скорости в порядке возрастания. Формулируют задачи на кратное сравнение, используя данные из таблицы.

Находят нужную информацию в таблице.  Используя данные таблицы составляют и решают задачи с проговариванием алгоритма применения формул вслух.

Упражнение.

Взаимоконтроль.

VII.Закрепление знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический. Упражнение

Создает условия для самостоятельной разноуровневой работы.

Предлагает выполнитьзадания

 по выбору №287 или  №288.

 

 Решают задачи по выбору

 Пошагово осуществляют организацию самостоятельной работы по выбору. Применяют полученные знания по применению формул.

Самоконтроль.

Наблюдение учителя

VIII. Рефлексия.

Информирование о домашнем задании .

Фронтальная. Словесный. Беседа,  комментирование учителя.

–Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам достичь её?

 Оцените свою работу на уроке.

-Комментирует домашнее задание у №290.Желающие  могут составить и решить обратные задачи к данной задаче.

Отвечают на вопросы.

Заполняют лесенку  успеха.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Принимают учебное задание

Саморегу-

ляция

                                                                                          Самоанализ урока.

       Урок математики, проведённый в 4 классе,  построен в соответствии с программными требованиями.  При планировании урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся класса. Материал отбирался в соответствии с возрастом: познавательный,  доступный, приближенный к жизненному опыту. Урок построен с использованием технологии  деятельностного подхода – обучение на основе учебных ситуаций; технологии проблемно-диалогического обучения - учебный диалог; личностно-ориентированной технологии - задания по выбору;  здоровьесберегающей технологии - эмоциональный настрой обучающихся в начале урока, физминутка,  смена видов деятельности, психологическая атмосфера урока.

     Для реализации данных технологий были выбраны методы частично-поискового характера ( постановка проблемных вопросов, работа с таблицей, составление задач с использованием данных таблицы ), словесный (учебный диалог), наглядный ( средства обратной связи).

 На уроке использовались разные  формы обучения: групповая, индивидуальная, самостоятельная, фронтальная. Осуществлялись межпредметные связи с уроком окружающего мира, шла опора  на жизненный опыт.

  Выполняя разнообразные задания, на уроке математики обучающиеся строили логические рассуждения, выполняли операции анализа, синтеза, сравнения, вносили необходимые коррективы после завершения действий, использовали приобретённые знания в практической деятельности. Активная мыслительная деятельность обучающихся проявлялась на каждом этапе урока. 

В ходе всего урока  поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. На уроке обязательна рефлексия. На данном уроке использовалась «лесенка успеха». На этапе рефлексии выявлялось умение обучающихся  оценивать свою деятельность.

Компоненты деятельности учителя и ученика на адаптивном уроке совпадали и были реализованы. Все  этапы можно отследить  в технологической карте этого урока.

Содержание и средства данного урока математики были направлены на получение нового образовательного результата - формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Считаю, что урок цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием....

Конспект урока по математике 4 класса Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.Цели урока:1. Обучающая Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «...

Урок математики "Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием...

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 4 класс

4 классТема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстояниемЦели:1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».2.Установить, как измеряют ск...

Технологическая карта урока математики «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.Задачи урока: формирование следующих предметных умений:умени...

Проверочная работа по математике за 4 класс Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1.       Чтобы найти скорость (V) надо (напиши формулу) ____________________.2.       Чтобы найти время (t) надо (напиши формулу) ...