Я учусь и развиваюсь
рабочая программа по математике (1 класс)

Гарайшина Ляля Гайфулловна

рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                                                            «Утверждена»

Заместитель директора                                                                                                              Директор МБОУ        

по ВР                                                                                                                                          «СОШ №2 п.г.т. Актюинский» ________/Цуканова Л.С.                                                                                                          ____________/ Марданшин А.И.    

от________августа 2019г.                                                                                                        Приказ №______

                                                                                                                                                     от_________августа 2019г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я учусь и развиваюсь»

для 1 класса

 Гарайшиной Ляли Гайфулловны

учителя начальных классов высшей  квалификационной категории

МБОУ «СОШ №2 п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ

                                                                                                                                         

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

       Программа  курса  «Я учусь и развиваюсь» реализует общеинтеллектуальное направление во  внеурочной     деятельности в 1 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,   утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)                                (с изменениями от 31 декабря 2015г.) Программа учитывает возрастные общеучебные и психологические                                                                                                                                                                                                                          особенности младшего школьника. Направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. 

                                                                                     Структура документа                                                                                                                                                                                    Рабочая программа включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, основное содержание, результаты освоения обучающихся по данной программе, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика курса

         Программа «Я учусь и развиваюсь» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях  в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями,  предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

        Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

       Задачи программы:

-  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-  развитие краткости речи;

-  умелое использование символики;

-  правильное применение математической терминологии;

- умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

-  умение делать доступные выводы и обобщения;

-  обосновывать свои мысли. 

Место программы внеурочной деятельности  в  учебном плане

         Программа курса «Я учусь и развиваюсь» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в объеме 36 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в 1 классе – 30 минут.

Содержание курса внеурочной деятельности

         Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

         Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

         Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе  способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения

в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.       

        Виды деятельности:

-  игровая деятельность;

-  познавательная деятельность;

-  проблемно-ценностное общение;

-  художественное творчество;

-  трудовая деятельность.

        Основные методы:

1. Словесный метод:

-  рассказ (специфика  деятельности учёных математиков, физиков),  беседа,    обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);

-  словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2. Метод наглядности:

-  наглядные пособия и иллюстрации.

3. Практический метод:

-  тренировочные упражнения;

-  практические работы.

4. Объяснительно-иллюстративный:

-  сообщение готовой информации.

5. Частично-поисковый метод:

-  выполнение частичных заданий для достижения главной цели. 

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

–  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

–  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Тематическое планирование

Темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  

2

1

1

2

Как предметы можно измерять на глаз.  

3

1

2

3

Сравнение фигур.  

3

1

2

4

Игра «Задумай число».  

3

1

2

5

Математическая газета.  

2

1

1

6

Загадочные слова.  

2

1

1

7

Весёлые задачки.  

3

1

1

8

Любимые фигуры.  

3

1

2

9

Экскурсия.  

2

0

2

10

Викторина.  

2

1

1

11

Равно, больше или меньше ?

3

1

2

12

Весёлые числа.  

3

1

2

13

Развитие глазомера.  

3

1

2

14

Наши итоги.  

2

1

1

Итого

36

13

23

       1. Вводное занятие.

 Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься ,в этом кружке и как будем работать).

        Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

2. Как предметы можно измерять на глаз.

Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.

     Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .

3. Сравнение фигур.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.

      Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

    4. Игра «Задумай число».

 Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру.

Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

       Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.

Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).

     5. Математическая газета.

Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).

      Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).

    6. Загадочные слова.

Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.

        Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

    7. Весёлые задачки.

Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

       Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

    8. Любимые фигуры.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.

      Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

      9. Экскурсия.

Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашем кружке. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).

      Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».

    10. Викторина.

Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.

       Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».

    11. Равно, больше или меньше?

Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.

       Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.

    12. Весёлые числа.

Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».

     Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Игра «Задумай число».

    13. Развитие глазомера.        

Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».

       Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число».

    14. Наши итоги.

Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных и сообразительных ребят.

Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.

       Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр изученных ранее.

Результаты  освоения обучающимися программы по  курсу  «Я учусь и развиваюсь»

Предполагаемые  результаты реализации программы.

В результате реализации  курса  внеурочной  деятельности  дети  должны:

-  научиться легко решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

-  решать логические упражнения;

-  участвовать  в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

-  воспитанники должны уметь общаться с людьми;

-  систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-  уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

Личностными   результатами  изучения  данного    курса  являются:

-  развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

-  воспитание чувства справедливости, ответственности;

-  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия: 

-  Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

-  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  

-  Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.

-  Анализировать  правила   игры.  

-  Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.

-  Включаться  в   групповую   работу.  

-  Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

- Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

-  Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.

-  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

-  Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного  воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Календарно-тематическое планирование.

Темы

Кол-во часов

Дата

По плану

фактически

Вводное занятие (2 ч)

1

Вводное занятие.  

1

2

Упражнения на проверку знания нумерации.  Загадки

1

Как предметы можно измерять на глаз (3 ч).

3

Как предметы можно измерять на глаз. Игра «Задумай число»  

1

4

Задача-смекалка. Задача-шутка

1

5

Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки.

1

Сравнение фигур (3ч).

6

Сравнение фигур.  

1

7

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

1

8

Геометрические фигуры. Ребусы. Лабиринты.

1

Игра «Задумай число» (3 ч).

9

Игра «Задумай число».  

1

10

 Задачи-шутки. Загадки. Задачи со спичками.

1

11

Задачи со спичками. Задачи-смекалки

1

Математическая газета (2 ч)

12

Математическая газета.

1

13

«Какая геометрическая фигура исчезла?»

1

Загадочные слова (2ч).

14

Загадочные слова.  

1

15

Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка.

1

Весёлые задачки (3 ч).

16

Весёлые задачки.  

1

17

Задачи в стихах на сложение.

1

18

Задача – шутка. Задача-смекалка. Ребусы.

1

Любимые фигуры (3 ч).

19

Любимые фигуры.  

1

20

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.

1

21

Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить.

1

Экскурсия (2ч).

22

Экскурсия.  

1

23

Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».

1

Викторина (2 ч).

24

Викторина.  

1

25

Турнир «смекалистых».

1

Равно, больше или меньше? (3 ч)

26

Равно, больше или меньше?

1

27

Задачи в стихах. Задачи- шутки.

1

28

Логические упражнения

1

Весёлые числа (3ч).

29

Весёлые числа.  Занимательные квадраты.

1

30

Занимательные задачи.

1

31

Составление  занимательных задач на сложение и вычитание.

1

Развитие глазомера (3 ч).

32

Развитие глазомера.  Как предметы нужно измерять на глаз.

1

33

Составление ребусов.

Загадки – шутки.

1

34

Игра  «Задумай число».

1

Наши итоги (2 ч)

35

Загадки, ребусы, весёлые задачи.

1

36

Математический КВН

1

Литература.

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 1 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи и развивать память

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память....

Как учить стихи и развивать память

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память....

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

Правила для родителей, которые помогут развивать интерес и желание учиться....

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться....

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Я учусь и развиваюсь"

Программа курса внеурочной деятельности «Я учусь и развиваюсь» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного ст...

КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ И РАЗВИВАТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ

И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить будущему школьнику зачем нужно учиться.Что же такое...