Правило вычитания суммы из числа
методическая разработка по математике (3 класс)

Балобанова Татьяна Алексеевна

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_pravilo_vychitaniya_summy_iz_chisla.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Математика 3 класс

УМК «Перспектива»

Авторы учебника Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Правило вычитания суммы из числа»

Главная дидактическая цель урока: достичь понимания содержания правила вычитание суммы из числа всеми учениками.

Планируемые результаты урока

Предметные

Учащиеся научатся

вычитать сумму из числа разными способами

Метапредметные

Учащиеся получат возможность научиться

  • анализировать необходимую информацию при работе с учебником
  • проводить сравнение по  существенному признаку и строить выводы на основе сравнения)
  • представлять информацию в знаково-символической форме
  • определять цель  деятельности в учебной ситуации и планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования

интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Ученикам предстоит на уроке математики открыть новое знание. Учитель предлагает вспомнить, как должен работать ученик, чтобы открыть новые знания.

- Назовите два основных этапа, которые вы проходите на уроке, когда узнаёте что-то новое? (Понять чего я не знаю, затем самому найти способ)

Учитель открывает на доске два этапа учебной деятельности.

- Сколько шагов нужно выполнить ученику, чтобы преодолеть два этапа учебной деятельности и научиться новому? (12 шагов) Сегодня на уроке вы продолжите осваивать учебные действия, которые позволят ученику самому открыть для себя новое знание.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Какой должен быть первый шаг в работе ученика? (Повторить знания, которые необходимы для открытия нового) Учитель открывает на доске шаг Смайлика № 1

На доске:        (a + b) + c                              (a + b) – c

- Что записано на доске? (Буквенные выражения)

- Назовите отличительный признак для данных выражений. (Число с прибавляют к сумме, число с вычитают из суммы)

Распределительный диктант. Учащиеся записывают выражения под диктовку учителя в нужный столбик.

а) Первое слагаемое выражено суммой чисел 18 и 26, второе слагаемое 14.

б) Сумму чисел 37 и 19 увеличить на 23.

в) Уменьшаемое выражено суммой чисел 69 и 26, вычитаемое 19.

г) Запишите разность суммы чисел 48 и 37 и числа 27.

д) Сумму чисел 52 и 18 уменьшить на 35.

е) Запишите сумму суммы чисел 46 и 24 и числа 18.

- Как ученику проверить себя, чтобы точно знать, правильно или неправильно выполнено задание? (По образцу)

На доске образец, выполненного задания.

- Расскажите, как будете проверять свою работу по образцу. (Сравниваем свою работу с образцом. Ответ совпал, поставим «+», а если не совпал «?». Запишем выражение в нужный столбик)

Учитель предлагает ученикам принять участие в математическом соревновании.

- Вычислите значение выражений удобным способом. Ученики в уме определяют удобный способ, в тетради записывают только ответ. Кто закончил работу, встаёт. Время на выполнение задания ограничено.

Проверка. Сначала работа проводится с первым столбиком выражений. Ученики рассказывают удобный способ вычисления для каждого выражения. Называют и формулируют правило прибавления числа к сумме, на основе которого выбрали удобный способ вычисления. По ходу проверки ученики выставляют оценочный знак «+» или «?». Аналогичная работа проводится со вторым столбиком выражений.

На доске шаг Смайлика № 2. Назовите следующий шаг в работе ученика.(Обобщить, что повторили)

- Уточним, какие правила повторили. (Прибавление числа к сумме, вычитание числа из суммы)

Шаг Смайлика № 3.

- Какой следующий шаг на уроке? (Задание на пробное действие)

На доске: 73 – (16 + 13)

Шаг Смайлика № 4. Ученики пробуют выполнить задание на новое знание.

Ответьте на вопрос, можно ли значение данного выражения найти применив известные нам правила? (Возникло затруднение, т.к. у учеников нет однозначного ответа, мнения разные)

3. Выявление места и причины затруднения.

- На какой вопрос вы не смогли дать однозначный ответ?

- Подумаем, почему возникло затруднение? Чем это выражение отличается от других? Укажите существенный признак. (Сумму и число поменяли местами) Это другой случай, где сумма вычитается из числа. Правило вычитания суммы из числа ученикам неизвестно.

Вы зафиксировали затруднение (шаг № 5) и определили причину своего затруднения (шаг № 6)

- Какой этап учебной деятельности вы завершили? (Чего мы не знаем)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы вычислить значение данного выражения удобным способом, с каким правилом нужно познакомиться? (Правило вычитания суммы из числа) Следовательно, какую цель нужно поставить на уроке? (Узнать правило вычитания суммы из числа)

Исходя из цели, сформулируйте тему урока.(Правило вычитания суммы из числа) Шаг № 7 Ставим цель, определяем какой результат нужно получить.

- На каком этапе учебной деятельности вы находитесь?(Сам найду способ)

Шаг № 8. Продумать план действий

- Чтобы вы смогли сами открыть новое знание, нужно составить план работы.

Обсудим вместе план действий.

- Чтобы сформулировать правило, с чего нужно начать? (Познакомиться со способами вычитания суммы из числа) Это первое действие

 -Узнав способы вычитания суммы из числа, можно сформулировать правило? Это второе действие.

На доске зафиксирован план работы.

5. Реализация построенного проекта

Шаг № 9 Строим новое знание.

- Откуда можно получить информацию о способах вычитания суммы из числа? (Из учебника)

Ученики самостоятельно по учебнику знакомятся со способами вычитания стр. 46

Прочитанная информация анализируется под руководством учителя.

- Сколькими способами можно вычесть сумму из числа?

- Какой способ для нас привычный? Объясните, почему. (На знание порядка действий)

Расскажите, как вычислить значение данного выражения, применив порядок действий

По ходу объяснение ученика фиксируется на доске и в тетрадях.

- Какие способы новые для вас?

Расскажите, как вычислить значение данного выражения, используя второй, третий способ? Объяснения учеников фиксируются на доске и в тетрадях. Подчеркните удобный способ. Объясните свой выбор.

- Что общего у этих двух вычислительных способов? (Сумма вычитается по частям, сначала одно слагаемое суммы и из полученного результата, вычитается другое)

Ученики формулируют правило вычитания суммы из числа.

Шаг № 10 Записать и проговорить новое знание

Чтобы лучше запомнить правило, ученики фиксируют его в знаковой форме.

a – (b + c) = (a – b) – c = (a – c) – b

6. Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель вы поставили на уроке?

- Вы достигли цели?

- Как вы это можете подтвердить?

- Какие шаги учебной деятельности нужно ёщё выполнить, чтобы усвоить новое правило?

Шаг 11 Применить новое знание при выполнении заданий.

Шаг 12  Проверить себя, как усвоил новое знание. Выполнить самостоятельную работу и проверить по эталону.

Указанные шаги вы сможете отработать на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики во 2 классе. Тема "Вычитание суммы из числа"

Задачи: - закрепить правило вычитания суммы из числа; закреплять умение приема вычитания, умение решать составные задачи; совершенствовать устные приемы вычисления; выявлять существенные св...

Вычитание суммы из числа

Урок математики...

Вычитание суммы из числа

Задачи по этой теме...

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа»  Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...

Вычитание суммы из числа и числа из суммы

В презентации представлены задания для закрепления темы "Вычитание суммы из числа и числа из суммы"....