Типы и виды задач. 1 класс
статья по математике (1 класс)

Типы и виды задач в начальной школе.

 

Любой учебник математики не может обойтись без решения задач. Это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время - это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.

В начальных классах под «задачей» понимаются арифметические задачи. Они используются в основном в виде текста, которые отражают количественные отношения между реальными объектами. Так их называют, «текст», «сюжет», «компьютер» или «практической».

Выделяют группы задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.

С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен: 

- уметь хорошо читать и понимать то, что прочитал; 

- уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_i_vidy_zadach_v_nachalnoy_shkole_1.docx96.57 КБ

Предварительный просмотр:

Типы и виды задач в начальной школе.

 

Любой учебник математики не может обойтись без решения задач. Это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время - это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.

В начальных классах под «задачей» понимаются арифметические задачи. Они используются в основном в виде текста, которые отражают количественные отношения между реальными объектами. Так их называют, «текст», «сюжет», «компьютер» или «практической».

Выделяют группы задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.

С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен: 

- уметь хорошо читать и понимать то, что прочитал; 

- уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми; 

- уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия; 

- уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики; 

-  умение составлять задачи.

Начальный курс математики ставит основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Оно оформляется в виде последовательности числовых равенств или выражением, к которым даются пояснения. 

Виды задач: 

• Простые; 

• Текстовые; 

• Составные; 

• Обратные; 

Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из способов введения составных задач. Решение составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней. Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся и иллюстрация задачи. 
Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.

В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур. 

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно: 

1).Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи; 
              2). В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений; 
              3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать

количеству действий в задачи; 

4). Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи. 

Примеры краткой записи:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09f7/0001deb6-31666e84/hello_html_3a7d9cf3.png

Составление задач по краткой записи – важный этап в работе над составной задачей и отработке навыков решения ее. Эту работу надо начинать еще при работе над простой задачей и параллельно с записью краткого условия задачи. Сначала рекомендуется научить составлять краткое условие составной задачи, решать ее, затем предложить аналогичную краткую запись, но с другими числами и попросить сформулировать задачу, аналогичную данной. Затем постепенно, работая над составлением задач, менять формы краткой записи условия задачи и исключать предварительную работу с заданной задачей и ее краткой записью

Пояснения к решению задач.  Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи дает импульс к развитию мышления ученика.

При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высокоэффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала. На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот. 

Типичные краткие записи представляю вам ни листах. В первом классе это могут быть рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.

Так же представляю вам типы задач в начальной школе, каждому типу своя краткая запись.

Источники:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/10/tipy-i-vidy-...

https://nauchforum.ru/studconf/gum/xliii/19351

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические текстовые задачи разных типов по математике, 1 класс

Тематические текстовые задачи разных типов по математике, 1 класс...

"Типы и виды детских книг"

В настоящее время очень много разнообразных книг. Для повышения качества чтения, формирования интереса к урокам чтения нами была создана презентация "Типы и виды детских книг" (для родителей и учащихс...

Типы и виды задач в начальной школе.

Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время- это одна из основных форм изучения математики, а также средство математическ...

Презентация " Дифференциация учебной работы на уроках разного типа и вида"

•Основная задача дифференцированного обучения:--Увидеть индивидуальность ученика и сохранить её.--Помочь ребёнку поверить в свои силы.--Обеспечить его максимальное развитие....

Типы и виды задач

Типы и виды задач в начальной школе Типы и виды задач в начальной школе.Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время-...

Типы и виды задач

Типы и виды задач в начальной школе Типы и виды задач в начальной школе.Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время-...

Типы и виды задач

Какие типы и виды задач бывают в начальной школе....