Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Адаптационный этап | Фронтальная индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку. (наличие на столе учебной тетради ручка) Начать урок я бы хотела с одной интересной мысли «Решить задачу – это значит пережить приключение», которая принадлежит математику Вячеславу Викторовичу Произволову. – Как вы понимаете данное высказывание? - Верно, ребята! Мы с вами сегодня тоже будем переживать приключение, помогать одному сказочному персонажу. А о ком пойдет речь, вы узнаете из стихотворения. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
– Это значит прожить какую-то историю с героями задачи и достичь поставленных целей. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку. |
II. Основной этап. | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя. | Кто кудахчет целый день? Ей в гнезде сидеть не лень. Её желтые ребятки Называются цыплятки. – Кто кудахчет целый день? Сегодня курочке нужна наша с вами помощь. Ребята, посмотрите на доску: 6 + 3 – 2 + 1 – 3 + 2 = (слайд 3) Легко ли сразу решить такой пример? – Как же нам справиться с этой проблемой? – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. – Верно! Надо поторапливаться. Итак… Попросила как-то раз курочка петушка собрать зернышек для их деток. Решим с вами математический диктант и узнаем, по сколько же зернышек в день собирал петушок для своих деток? (слайд 4) 1.Если из этого числа вычесть 2, то получится 1. 2.Когда к 1 прибавили это число , то получили 4. 3. Число 2 следует за числом. 4.Число 3 больше числа 5 на. 5. Запишите сумму чисел 1 и 2. 6. Числу 4 предшествует число. Поменяйтесь тетрадочками для проверки. Над каждым правильным ответом ставьте «+», над неправильным «-». – Какое число здесь лишнее? – Почему? – Какие же задачи сегодня стоят перед нами на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз: Закреплять умение отнимать и прибавлять числа 1, 2, 3… Решать примеры и неравенства с числами…( слайд 5) – Ребята, перед вам пословица. «Тише едешь, дальше будешь» - – Как вы думаете, почему так говорят. – Как применить эту пословицу к математике. – Всегда ли торопливость вредна, иногда нужно и поторопиться.
– В каких ситуациях полезно поторопиться? Эта пословица и будет девизом нашего сегодняшнего урока. | Слушают стихотворение.
–Курочка. Отвечают на вопросы учителя.
– Сложно. – Потому что нужно поработать с простыми примерами. ( Прибавить и отнять 1,2,3)
Записывают ответы:3,3,1,2,3.
2 лишнее. Оно четное, а остальные нечетные.
– Нельзя торопиться, иначе можно сделать много ошибок.
– Когда помогаешь другу. | Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют тему, цель урока и учебную задачу. | Фронтальный. Самопроверка. Обмен тетрадями с соседом по парте. |
III. Творческий этап.
1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Правильно! На помощь курочке мы с вами и поспешим. – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Желтый маленький цыпленок».
| Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя. | Индивидуальный. Правильное Выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук. |
|
|
|
2. Работа в тетради и у доски. | Индивидуальная Практический. | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой. ( слайд 7) | Демонстрируют посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой. | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой. |
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационныйпрактический.
| – Так вот однажды петушок торопился собирать зёрнышки и подавился. Перепугалась курочка – побежала к хозяйке за маслицем, петушку горлышко смазать. А хозяйка ей говорит: – «Нет у меня молока, чтобы маслице взбить. Решишь примеры, узнаешь кто нам сможет помочь». ( слайд 9). 2 + 3 = 5 | 6 +1 = 7 | 8 – 3 = 5 | 4 + 2 = 6 | 7 + 2 = 9 | 3 – 1 = 2 |
– Молодцы! Какое слово у вас получилось? ( слайд 10) | Слушают объяснение учителя, записывают примеры и решают их.
– Решают примеры, собирают слово. – Корова. | Комментируя записывают примеры по цепочке. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
Фронтальная индивидуальная. | – Побежала курочка к коровке за помощью, рассказала о своей беде, а корова ей говорит: – « Нужна мне трава сочная, чтобы молока тебе дать, реши задачу и узнаешь, сколько пучков травы мне нужно». - С поля собрали 8 пучков травы, 5 пучков для гусей и кроликов. Сколько останется пучков для коровы? (слайд 11) – А теперь беги к хозяину и попроси, чтобы он тебе их накосил, да поторапливайся. Побежала курочка к хозяину, рассказала свою историю, рад бы ей помочь хозяин, да вот косы у него нет. «Дело у тебя серьезное, да вот коса у меня поломалась, решишь неравенства и узнаешь, у кого попросить новую косу». – Ребята, у вас на столах лежат карточки. Выберете себе ту, карточку с которой вы справитесь наиболее успешно. Расставьте знаки в неравенствах.( на доске с обратной стороны) 3>2 | 3+1 = 3 | 5 – 2=2+1 | 1<3 | 2 – 1 < 2 | 1 + 4 >2+2 |
|
Читают условие. Составляют краткую запись. Решают задачу. – Ответ: 3 пучка.
– Решают неравенства записывают их в тетради. Собирают слово. – Кузнец. | Анализируют условие задачи. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. |
3. Рефлексия. | Практический, словесный. | Прибежала курочка к кузнецу, рассказала, что у нее горе произошло – Отвечает ей кузнец: « Коса-то у меня есть, а вот черенок к косе подобрать тебе самой придётся Вот тебе черенок длинной в 8 локотков. Один локоток – 1 сантиметр. А тебе нужен черенок на два локотка меньше чем этот. Найди его длину и начерти его». |
– 8 см–2 см = 6см Ответ: 6 см. | В соответствии с объяснением выполняют чертеж отрезка. | Письмо. Самоконтроль. |
Фронтальная индивидуальная. Словесный.
| Поблагодарила курочка кузнеца, побежала к хозяину, дал он ей три пучка, отнесла она их коровушке, надоила хозяйка молока и взбила маслица. Спасла курочка петушка. Радостный кукарекает петушок, а курочка ему говорит. Реши – ка петушок мою задачку. « В спасении торопливого петушка участвовали хозяйка, коровушка, хозяин, кузнец и курочка, сколько всего спасателей участвовали в спасении торопливого петушка?» |
– Ответ: 5 спасателей. | Анализируют условие задачи. | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы детей. |
Фронтальная Словесный. Беседа | – Ребята, какое доброе дело мы с вами сегодня сделали.
– А героям, какой сказки мы сегодня помогали? – А теперь вернемся к примеру, с которого мы начали наш урок, сможем ли мы теперь его решить? – Какой ответ у вас получился? И напоследок вам еще одна задачка, перед вами фразеологизмы ( устойчивые выражения). – Выберите такие выражения, которые могут описать вашу работу на уроке. – Работать не покладая рук. – Считать ворон. – Хлопать ушами. – Шевелить мозгами. – А теперь, у вас на столах лежат лимончики и арбузики. Арбузик обозначает, что в вашей тетрадке все сладко, да гладко, а значит на уроке вам было легко и комфортно. А лимончик обозначает, что трудности все-таки возникали, хоть и не большие. Возьмите, пожалуйста, тот кусочек, который вам больше подходит и изобразите лицом его вкус. Пройдите и приклейте его на доску рядом с буквой я. | – Помогли курочке спасти петушка. – «Петушок и бобовое зернышко».
– Конечно. – 7. | Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.
| Фронтальный. Устные ответы. Самооценка |