Методическая разработка Авторские задачи как формирование интереса к математике
методическая разработка по математике (2 класс)

Ооржак Айслана Адыгжыевна

Самообразование учителя "Авторские задачи как формирование интереса к математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_uch_oorzhak_aa_mbou_sosh_s.naryn_.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Нарын

                              Составила: учитель начальных

                                              МБОУ  СОШ с.Нарын Эрзинского района

                                       Ооржак Айслана Адыгжыевна

                                     Стаж работы: 4 года 5 месяцев

Нарын

Проект на тему: «Любимый Нарын в задачах».

Составила учитель начальных классов: Ооржак А.А.

Актуальность темы. В соответствии с ФГОС второго поколения важнейшим    требованием является создание условий для проявления самостоятельности учащихся. С этой целью был выбран метод проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [2, стр. 34].

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимым всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно.  И эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала [3, стр. 20].

Цель проекта: составить двуязычный сборник задач.

Задачи проекта:

  1. Собрать фактические данные с родителями о родном селе, содержащие цифровые данные;
  2. Выбрать математическое содержание и тип задачи;
  3. Составить условие и вопрос задачи на тувинском языке и перевести её на русский язык.
  4. подобрать красивые иллюстрации или нарисовать рисунок, в соответствии с содержанием текста задачи.

Гипотеза проекта:

Формирование умения решать текстовые задачи  будет более эффективным, если ученики систематически будут составлять и решать  авторские задачи. 

Методологические  основы проекта:

- концептуальные положения составляют основные психолого-педагогические подходы Белошистой А.В., Бордовской Н.В., Козловой Е.Г,  Пидкасистой П. И, Темербековой А. А.

Методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме, формулирование выводов и практических рекомендаций.

     Практическая значимость разработки состоит в том, что представленный теоретический и практический материал  могут быть использованы студентами  педагогических учебных заведений и учителями начальных классов.

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам:  любви и уважению к родному селу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о своём селе [1, стр.60].

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. Особый интерес у ребят может вызвать составление задач об окружающей среде [3, стр. 16].        

Текстовых задач, содержащих материал о своём селе, средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми на такие темы как:

– Нарын  в числах.

– Задачи о своей семье.

– Природа нашего села.

– Дети нашего села.

- Домашние животные нашего села.

Учитель должен познакомить детей  с памяткой “Как составить задачу о своём селе”.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить материалом о родном селе, содержащей, цифровые данные (их нужно составить с родителями  дома).

2) Процесс составления задачи.

Надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения математики

Как работать над формулировкой задачи:

а) составить условие и вопрос задачи;

б) с целью обогащения словарного запаса учащихся, составленную задачу перевести на русский язык. Дети учатся пользоваться русско-тувинским словарём.

в) подобрать красивые иллюстрации или нарисовать рисунок, в соответствии с содержанием текста задачи.

В течение недели дети составляют по одной задаче. Составленные детьми авторские задачи можно использовать на каждом этапе урока. На уроке решали по одной авторской задаче. А ученик, который составил данную задачу, выступает в роли учителя   и проверяет,   правильно ли решили задачу одноклассники, и ставит соответствующую отметку. Детям очень нравится такая работа, каждому хочется быть в роли учителя, с нетерпением ждут того дня, когда будут решать его задачу. Также ученикам  интересно решать задачу, автором, которого является их одноклассник. Каждый месяц проводили выставку работ учащихся.

Проводилась диагностика учащихся с целью выявления их

желания и умения решать задачи

Из диаграммы видно, что интерес учащихся к решению задач с каждым годом  улучшалась. Они стали с интересом относиться к задачам, потому что они знают , ч о эту задачу тоже для них кто-то составил.

В итоге  создали двуязычный сборник задач. И  сейчас  использую его на своих уроках. Детям очень нравится такая работа. Красивые иллюстрации, придуманные и оформленные в едином стиле учениками, будут вызывать неповторимое обаяние своего родного села. Дети с интересом будут решать задачи о своём любимом селе, авторами, которых являются ученики, знакомые им.

Задачи, составленные учащимися  под руководством родителей и учителя

 Ооржак А.А.

Задачи на тувинском языке

Задачи на русском языке

Нарын суурда  даг талазында 4 кудумчу бар арга талазында 4 кудумчу бар. Шупту каш кудумчу барыл?

В селе Нарын возле горы 4 улицы; возле леса 4 улицы. Сколько улиц в селе Нарын?

Нарын суурда 1 культура бажыны, 1 эмнелге, 1 школа, 2 уруглар сады

бар. Нарында шупту каш албан черлери барыл?

В селе Нарын 1 клуб, 1 больница, 1 школа, 2 детских сада. Сколько всего общественных учреждений в селе Нарын?

«Космос» деп садыгга 5 хааржак яблок турган. А груша оон 5 эвээш. Садыгда шупту каш хааржак груша, яблок барыл?

В магазине «Космос» было 5 ящиков яблока. А груши на 5 меньше. Сколько всего ящиков и груши было в магазине?

«Хуннээрек аттыг» уруглар садынга

70 уруглар турган. Оон 5 уруглар чедип келген. Ам садикте шупту каш  уруглар барыл?

В детском саду «Хуннээрек»  было 70 детей. Затем поступили ещё 5 детей. Сколько всего детей в детском саду.

Мээн дунмам Индранил машина кылып алыр дээш конструкторнун 15 кезектерин ажыглаан, а самолётка – 10 конструктор ажыглаан.  Индранил шупту каш конструкторнун кезектерин  ажыглааныл?

Мой брат Индранил для машины использовал 15 частей конструктора, а для самолёта – 10 частей. Сколько всего частей конструкторов использовал Индранил?

Эртен кудумчуга Эрзинче бадар дээш элээн каш машиналар турган. 5 машина чоруптарга, 3 машина пассажирлер манап  артып калган. Шупту каш машина кудумчуга  турганыл?

Утром на улице стояли несколько машин, чтобы  поехать в село Эрзин. Когда уехали 5 машин,  ещё 3 машины ждали пассажиров. Сколько всего машин стояли на улице?

Мээн чангысклассчым Долзат бажынындан школага чедир 10 минут кылаштаан, а школадан бажынынга чедир оон 4 минут хой   кылаштаан. Долзат бугу орукка кайы-хире уе чарыгдааныл?

Моя одноклассница Долзат из дома в школу пришла за 10 минут, а из школы домой на 4 минуты больше. Сколько всего времени Долзат провела в пути?

Мээн авам 30 харлыг. А ачам 34 харлыг. Ачам авамдан каш хар улугул?

Моей маме 30 лет. А папе 34 года. На сколько лет папа старше мамы?

Мээн авам, ачам малчыннар. Оларда 20 инектер, 30 хойлар, 10 аъттар бар. Мээн авам, ачам шупту каш малдыгыл?

Мои родители чабаны. У них 20 коров,  30 овец, 10 лошадей.  Сколько всего домашних животных у моих родителей?

Бистин школавыс 75 харлыг. Ол 10 чыл, 20 чыл болгаш каш харлыг апаарыл?

Нашей школе 75 лет. Сколько ей  будет через 10, 20 лет?

Бистин Г.Ч. Ширшин аттыг культура бажынынын корукчулер залында 100 олут бар. Концерт уезинде 58 олутту корукчулер эжелепкен каш олут хостуг артканыл?

В нашем доме культуры имени Г.Ч.Ширшина в зрительном зале 100 мест. Во время концерта 58 мест зрители заняли. Сколько мест остались свободными?

Эрткен чылын бистин школавыстын доозукчулар аллеязынга шупту 18 ыяш олурткан.  10 шиви олурткан, Каш теректер доозукчулар олуртканыл?

В  прошлом году в аллее выпускников нашей школы посадили 18 деревьев. Выпускники посадили 10 елей. Сколько тополей посадили наши выпускники?

«Уургай» аржаанынга эрткен чайын 50 кижи турган. Оларнын 10 Нарындан, а оскелери оске суурлардан келген. Оске суурлардан келген улустун саны кажыл?

В Аржаане «Уургай» прошлым летом отдыхали 50 человек. Из них 10 человек из нашего села Нарын, а остальные из других сёл. Сколько всего людей приехали из разных сёл?

Бистин клазывыста  15 оореникчи бар. 2 «а» класста  база ынча. 2 «а» класста шупту каш уруглар ооренип турарыл?

В нашем классе 15 учащихся. А во 2 «а» классе тоже также. Сколько учеников во 2 «а классе»?

Литература

  1. Белошистая А.В., Козлова Е.Г. Методический анализ урока математики в начальных классах.- В сб.: «Педагогическая практика: опыт, проблемы». Мурманский гос. пед. ун-т, 2004.
  2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
  3. Пидкасистый П. И.  Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение.
  4. Темербекова А. А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС , 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тренажёр "Задачи на движение".

Данный тренажёр поможет учащимся закрепить и проверить свои знания по теме "Задачи на движение"....

Использование старинных задач для развития интереса к математике.

Использование старинных задач для развития интереса к математике....

Методическая разработка Тест "Задачи" 1 класс

Данный тест был составлен в программе"Знак" для итогового тестирования учащихся 1 класса по теме:"Задачи"....

Методическая разработка "Типовые задачи для начальной школы (условие, решение, пояснение, ответ)"

Методическая разработка предназначена для учеников начальной школы и родителей.  Дополнительный материал поможет оформить любую задачу верно, поможет ученикам научиться решать простые и составные...

Методическая разработка : «Авторский квест «Вперед к звездам»».

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

Методическая разработка "Сборник задач на движение по математике для учащихся 4 классов"

Данная разработка представляет собой сборник авторских задач на движение, при составлении которых использовались факты из жизни животных Краснодарского края, занесенных в красную книгу, таким образом,...