Интегрированный урок по математике и окружающему миру
план-конспект урока по математике (4 класс)
Решение задач на движение. Закрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike_v_4_klasse_spizhevoi_k.a.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по математике и окружающему миру
Учитель: МОУ «Нелидовская начальная школа – детский сад» Спижевая К.А.
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Тема: Решение задач на движение. Закрепление.
Форма проведения: урок – игра с применением ИКТ
Цели:
- закрепить знания и умения по теме «Задачи на движение»;
- упражняться в решении задач на движение;
- развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа, интерес к математике;
УУД:
Личностные:
- проявлять познавательную инициативу;
- стремиться преодолевать возникающие затруднения.
Познавательные:
- умение извлекать необходимую информацию из текстов задач;
- умение анализировать и решать задачи; с целью выделения существенных и несущественных
признаков;
- умение приводить доказательства, приводить примеры;
- умение делать выводы, сравнивать;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение выполнять действия по алгоритму;
- умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;
- умение осуществлять логические действия: сравнение, классификация, обобщение.
Регулятивные:
- умение соотнести "что знаю", "что умею", "что не знаю" (целеполагание);
- умение определить во время работы последовательность своих промежуточных действий с помощью;
- умение сличать результат своей деятельности (процесс получения результата) с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него (контроль);
- умение вносить необходимые дополнения и изменения в результат своей деятельности (коррекция);
- способность к мобилизации сил, преодолению препятствий (саморегуляция);
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность;
- формировать навыки работы в группе;
Оборудование:
- карточки для работы в группах;
- презентационное сопровождение урока;
- компьютер, проектор.
Ход урока
- Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас в гостях педагог гимназии Елена Викторовна. Она приехала посмотреть, как хорошо вы умеете работать на уроке. Давайте ещё раз поприветствуем её.
- Ребята, Елена Викторовна добиралась до нас 1 час на маршрутке. Сколько километров преодолела Елена Викторовна, если маршрутка ехала со скоростью 40 км/ч ?
(40 км)
- Как узнали?
(40*1=40 км)
- Какую мы решили задачу?
( на движение; на нахождение расстояния).
- Молодцы!
2. Основная часть.
Определение темы и цели урок:
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
(решение задач на движение)
- Да, ребята, сегодня мы будем закреплять свои знания в решении задач на движение, а чтобы нам было ещё интереснее, совершим путешествие в зоопарк.
- Сначала, давайте определим, на чём же нам лучше поехать. А для этого решим устные задачи.
1. Устный счет.
А) Расстояние от нашего города до зоопарка 120 км. Электричка едет со скорость 40 км/ч. За сколько часов мы доедем до зоопарка?
(за 3 часа)
-Как вы узнали?
(120:40=3 (ч)) СЛАЙД 2
Хорошо!
Б) А автобус едет 60 км/ч. За сколько часов он преодолеет расстояние в 120 км?
(за 2 часа)
- Как узнали?
(120:60=2 (ч)) СЛАЙД 2
- На каком транспорте мы поедем?
(на автобусе)
- Почему?
(быстрее приедем)
- Сколько времени мы сэкономим?
(1 час)
- Ну, раз мы выбрали себе транспорт, разбирайте посадочные талоны и занимайте места , согласно купленным билетам (с обратной стороны талона цветной смайлик), с красными смайликами – садятся на 1 ряд (левый), с жёлтыми смайликами 2-ой ряд (правый).
Т.О. мы сели на 2 ряда, т.е. разбились на 2 группы (команды). Сегодня каждому предстоит поработать в своей команде.
- Садитесь поудобнее, подвиньте кресло, ноги поставьте прямо выпрямите спинки.
Отправляемся в путь!
- Кто из вас был в зоопарке?
- Какие животные вам особенно запомнились, почему?
Б) – Чтобы нам не скучно было ехать, давайте займёмся решением задач о тех животных, которые нам сегодня могут встретиться в зоопарке. (В тетрадь записывайте только решение. Причём, 1-я группа записывает только задачи на умножение или деление, вторая – на сложение или вычитание)
1) Верблюду в зоопарке дают 15 кг пищи за сутки, а слону в 6 раз больше. Сколько пищи дают в сутки слону в зоопарке?
(15*6=90 (кг))
2) Масса бурого медведя 350 кг, он легче, чем белый на 150 кг. Чему равна масса белого медведя?
(350+150=500 (кг))
3) Кенгуру за 2 прыжка преодолевает расстояние в 24 метра . Какова длина прыжка кенгуру?
(24:2=12 (метров))
4)Скорость антилопы 96 км/ч, а скорость жирафа 50 км/ч. На сколько км/ч скорость антилопы больше скорости жирафа?
(96-50=46 (км/ч)
- Решения каких задач записала 1-я группа?
(15*6=90 (кг)- дают в сутки слону) СЛАЙД 3 (1 ч.)
(24:2=12 (метров)- длина прыжка кенгуру)
- 2-я группа ?
(350+150=500 (кг)- масса белого медведя) СЛАЙД 3 ( 2 ч.)
(96-50=46 (км/ч)- больше скорость антилопы)
(Объяснение решения задач только в случае допущения ошибок)
За правильное решение дети получают жетоны.
В) – Ой, ребята, наш автобус почему-то остановился? Ремонтируют дорогу.
Здесь есть две объездные дороги. Нам придётся выбрать новый, более рациональный маршрут.
СЛАЙД 4
- У каждого в группах есть маршрутный лист с заданиями. Каждый выполняет задание на своём листе, можно совещаться в группе. Решив примеры, вы сможете узнать, сколько километров по вашему маршруту останется доехать до зоопарка.
1-я группа 2-я группа
80*2+120:7+34=74 км – дорога налево 30*4+120:6+12=52 км-дорога направо
СЛАЙД 5 СЛАЙД 6
- По какой дороге поедем?
(направо)
-Почему?
(она короче)
- На сколько км?
(на 22 км)
(74-52=22 (км)
-Числа, находящиеся в квадрате увеличьте в 10 раз
( 1-гр – 80*10=800; 74*10=740)
(2 гр.- 30*10=300; 52*10=520)
- Числа, находящиеся в круге уменьшите в 10 раз.
(1 гр.- 160:10=16; 2 гр. 120:10=12)
- Числа, находящиеся в прямоугольнике увеличьте на 100.
(40+100=140; 40+100=140)
- Числа, находящиеся в треугольнике уменьшите на 100
(280-100=180; 240-100=140)
- Мы уже долго в пути, давайте немного передохнём.
- Выходите из автобуса.
Физминутка СЛАЙД 7
А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
А теперь попеременно
Буду поднимать колени
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
- Занимайте свои места в автобусе, едем дальше.
Садитесь ровно, красиво, спинка прямая.
- Продолжаем движение.
- Посмотрите в окно нашего автобуса.
Кроме нас на дороге много других участников движения
-О которых мы и будем сейчас решать задачу.
- Закрепление пройденного материала
Решение задач СЛАЙД 8
Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда? (СЛАЙД 8)
- О чем говорится в задаче?
- В каких направлениях двигаются автомобили?
- Из одного ли места они начали свое движение?
-Что вы об этом знаете?
- С какой скоростью двигались автомобили?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что мы ещё не знаем?
Эту задачу можно решить двумя способами.
- Решаем задачу самостоятельно, можно советоваться в группе.
(либо общую скорость автомобилей 1) 80+120=200 (км/ч)- общая скорость; СЛАЙД 9
2) 200*3=600 (км)- проехали авт. за 3 ч.;
3) 600+65=665 (км)
(либо ск. проехал 1-ый ав., 2-ой авт. 1) 80*3=240(км)-проехал 1 авт.
2) 120*3=360 (км)-проехал 2 авт. СЛАЙД 9
3) 240+360=600 (км) –проехали вместе за 3 ч.
4) 600+65=665 (км)
(Жетоны за правильное решение )
-Какой способ наиболее рациональный?
(1)
- А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть и последим за перемещением автомобилей.
(Учащиеся следят глазами за перемещением автомашин по слайду)
Решение проблемной ситуации.
- Ребята, нас обогнал автомобиль, давайте узнаем, нарушил ли водитель правила дорожного движения.
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? СЛАЙД 10
(Обсуждение в группе, обоснование ответа. За правильное решение – дополнительный жетон)
(да)
-С какой скоростью он должен был ехать?
(не более 60 км/ч)
- А с какой скоростью он ехал?
(70 км/ч)
- На сколько км водитель превысил скорость?
(на 10 км).
- Молодцы!
Физминутка для глаз СЛАЙД 11
- А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть и последим за перемещением автомобилей.
(Учащиеся следят глазами за перемещением автомашин по слайду) СЛАЙД 12
У: - Ну, вот, за разговором мы и не заметили, как доехали до зоопарка. Выходим!
Решение примеров с остатком.
- Чтобы получить входной билет, нам надо выполнить уравнение.
(раб. по учебнику с. 70, № 9 либо а)-1 пример, либо б) – 1 пример, по степени сложности, себе по силам выбираем).
Молодцы! Вы получили входной билет.
Елена Ивановна приглашает вас совершить экскурсию по зоопарку.
- Входите и приступайте к осмотру!
(Осмотр зоопарка)
СЛАЙДЫ (13-23) с животными.
- Для чего люди создают зоопарки?
(В них проводится большая работа по охране природы.
Зоопарк – музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей животного мира всей планеты. Они знакомят нас с жизнью дикой природы. Бывает, что в зоопарках появляются детёныши, за которыми ежедневно ведётся наблюдение).
- Почему животные находятся в клетках?
- Для всех ли животных нужны одинаковые условия?
( Для одних животных нужна вода, т.к. они любят плавать или не могут жить на суше. Другие животные любят бегать, прыгать, лазать. Им надо много места. Есть животные, которым требуется тепло, а другим – холод. Животных надо селить так, чтобы они не мешали друг другу).
- Приходя в зоопарк что вы должны соблюдать?
(Определенные правила).
- Какие из них вам знакомы?
(Правила поведения в зоопарке:
- не кормить животных, не дразнить их;
- не подходить близко к клеткам и вольерам;
- не приводить домашних животных;
- не сорить, не ломать зеленые насаждения, соблюдать правила приличия.
Хорошо!
- Вот, ребята, мы осмотрели весь зоопарк.
- Вам понравилось в зоопарке?
Вы тоже очень понравились его обитателям потому, что умеете себя правильно вести.
- А теперь нам пора возвращаться.
Садитесь поудобнее.
Резерв.
Самостоятельная работа.
Или слайд 11, или задача в учебнике.
(Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км. Скорость первого поезда 70 км/ч, а скорость второго 80 км/ч. Через сколько времени после выхода они встретились?)
( 1)70+80=150(км/ч) – общая скорость; СЛАЙД
( 2) 600: 150= 4 (ч)
Жетоны ! Оценки!
Озвучивание результатов самостоятельной работы .
Подсчёт жетонов, определение места.
Жетоны ! Оценки!
Озвучивание результатов работы детьми.
Подсчёт жетонов, определение места.
Рефлексия:
-Я узнал…
-Что понравилось сегодня на уроке?
-Чему вы научились во время урока?
- Чему порадовались на уроке?
- Какое из заданий урока было для вас самым трудным? Самым интересным?
Оценки.
Ваше домашнее задание: придумать задачу на движение, записать её на альбомном листочке и построить к ней схему. Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
__________, _________, __________, _________, __________
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
__________, _________, __________, _________, __________
ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН | ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН |
ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН | ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН |
ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН | ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и окружающему миру 2 класс "С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"
"С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру
Интегрированный урок по математике и окружающему миру по УМК "Начальная школа XXI века" для второго класса....
Интегрированный урок по математике и окружающему миру " Фруктландия" (по темам "Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд " и " Знакомьтесь : фрукты!")
Урок-путешествие в страну " Фруктландию " с большим количеством математических заданий в сочетании с информацией с урока окружающего мира по теме " Фрукты "....
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 3 классе
В конспекте представлена интеграция урока математики с уроком окружающего мира в 3 классе. Темаурока: "Единицы измерения. Век. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"...
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Сравнение многозначных чисел" (Составила Гильмутдинова Марина Рашитовна Маоу сош№3 г. Березники)
Пояснительная записка. Актуальность. Урок проходит в форме путешествия. Людям всегда было свойственна страсть к путешествиям, открытиям, познанию далекого, не...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2-м классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел. Перелетные птицы"
Я работаю над проблемой междисциплинарного обучения. Внедряю в свою практику интегрированные уроки, потому что эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, ...