Интегрированный урок по математике и окружающему миру
план-конспект урока по математике (4 класс)

Решение задач на движение. Закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_matematike_v_4_klasse_spizhevoi_k.a.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по математике и окружающему миру

Учитель: МОУ «Нелидовская начальная школа – детский сад»  Спижевая К.А.

Предмет: математика

Класс: 4  

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Тема: Решение задач на движение. Закрепление.

Форма проведения: урок –  игра  с применением ИКТ

Цели:

- закрепить знания и умения по теме «Задачи на движение»;

- упражняться в решении задач на движение;

- развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа, интерес к математике;

УУД:

Личностные:  

- проявлять познавательную инициативу;

- стремиться преодолевать возникающие затруднения.

Познавательные:

- умение извлекать необходимую информацию из текстов задач;

- умение анализировать и решать задачи; с целью выделения существенных и несущественных

признаков;

- умение приводить доказательства, приводить примеры;

- умение делать выводы, сравнивать;

- умение использовать знаково-символические средства;

- умение выполнять действия по алгоритму;

-  умение искать различные способы решения задач и выделять рациональные способы решения;                  

- умение осуществлять логические действия: сравнение, классификация, обобщение.

Регулятивные:

- умение соотнести "что знаю", "что умею", "что не знаю" (целеполагание);

- умение определить во время работы последовательность своих промежуточных действий с помощью;

- умение сличать результат своей деятельности  (процесс получения результата) с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него  (контроль);

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в результат своей деятельности  (коррекция);

- способность к мобилизации сил, преодолению препятствий (саморегуляция);

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять

совместную деятельность;

- формировать навыки работы   в группе;

Оборудование:

  • карточки для работы в группах;
  • презентационное сопровождение урока;
  • компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас в гостях педагог гимназии  Елена Викторовна. Она приехала посмотреть, как хорошо вы умеете работать на уроке. Давайте ещё раз поприветствуем её.

- Ребята, Елена Викторовна добиралась до нас 1 час на маршрутке. Сколько километров преодолела  Елена Викторовна, если маршрутка ехала со скоростью 40 км/ч ?

(40 км)

- Как узнали?

(40*1=40 км)

- Какую мы решили задачу?

( на движение; на нахождение расстояния).

- Молодцы!

2. Основная часть.

Определение темы и цели урок:

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(решение задач на движение)

- Да, ребята, сегодня мы будем закреплять свои знания в решении задач на движение, а чтобы нам было ещё интереснее, совершим путешествие в зоопарк.

- Сначала, давайте определим, на чём же нам лучше поехать. А для этого решим устные задачи.

           1. Устный счет.

А) Расстояние от нашего города до зоопарка 120 км. Электричка едет со скорость 40 км/ч. За сколько часов мы доедем до зоопарка?

(за 3 часа)

-Как вы узнали?

(120:40=3 (ч))           СЛАЙД 2

Хорошо!

Б) А автобус едет 60 км/ч. За сколько часов он преодолеет расстояние в 120 км?

(за 2 часа)

- Как узнали?

(120:60=2 (ч))         СЛАЙД 2

 - На каком транспорте мы поедем?

(на автобусе)

- Почему?

(быстрее приедем)

- Сколько времени мы сэкономим?

(1 час)

- Ну, раз мы выбрали себе транспорт, разбирайте посадочные талоны и занимайте места , согласно купленным билетам (с обратной стороны талона  цветной смайлик), с красными смайликами – садятся на 1 ряд (левый), с жёлтыми смайликами 2-ой ряд (правый).

Т.О. мы сели на 2 ряда, т.е. разбились на 2 группы (команды). Сегодня каждому предстоит поработать в своей команде.

- Садитесь поудобнее, подвиньте кресло, ноги поставьте прямо выпрямите спинки.

Отправляемся в путь!

- Кто из вас был в зоопарке?

- Какие животные вам особенно запомнились, почему?

Б) – Чтобы нам не скучно было ехать, давайте займёмся решением задач о тех животных, которые нам сегодня могут встретиться в зоопарке. (В тетрадь записывайте только решение. Причём, 1-я группа записывает только задачи на умножение или  деление, вторая – на сложение или вычитание)

 1) Верблюду  в зоопарке дают 15 кг пищи за сутки, а слону в 6 раз больше. Сколько пищи дают в сутки слону в зоопарке?

(15*6=90 (кг))

2) Масса бурого медведя 350 кг, он легче, чем белый на 150 кг. Чему равна масса белого медведя?

(350+150=500 (кг))

3) Кенгуру за 2 прыжка преодолевает расстояние в 24 метра . Какова длина прыжка кенгуру?

(24:2=12 (метров))

4)Скорость антилопы 96 км/ч, а скорость жирафа 50 км/ч. На сколько км/ч скорость антилопы больше скорости жирафа?

(96-50=46 (км/ч)

- Решения каких задач записала 1-я группа?

(15*6=90 (кг)- дают в сутки слону)                   СЛАЙД 3 (1 ч.)

(24:2=12 (метров)- длина прыжка кенгуру)

-  2-я группа ?

  (350+150=500 (кг)- масса белого медведя)               СЛАЙД 3 ( 2 ч.)

(96-50=46 (км/ч)- больше скорость антилопы)

(Объяснение решения  задач только в случае допущения ошибок)

За правильное решение дети получают жетоны.

В) – Ой, ребята, наш автобус почему-то остановился? Ремонтируют дорогу.

 Здесь есть две объездные дороги. Нам придётся выбрать новый, более рациональный маршрут.

                 

СЛАЙД 4

- У каждого в группах есть маршрутный лист с заданиями. Каждый выполняет задание на своём листе, можно совещаться в группе. Решив примеры, вы сможете узнать, сколько километров по вашему маршруту останется доехать до зоопарка.

1-я группа                                                        2-я группа

80*2+120:7+34=74 км – дорога налево    30*4+120:6+12=52 км-дорога направо

                 СЛАЙД 5                                                           СЛАЙД 6    

 - По какой дороге поедем?

(направо)

-Почему?

(она короче)

- На сколько км?

(на 22 км)

(74-52=22 (км)

-Числа, находящиеся в квадрате увеличьте в 10 раз

( 1-гр – 80*10=800;   74*10=740)

(2 гр.- 30*10=300;     52*10=520)

- Числа, находящиеся в круге уменьшите в 10 раз.

(1 гр.-  160:10=16;                    2 гр. 120:10=12)

- Числа, находящиеся в прямоугольнике увеличьте на 100.

(40+100=140;                                40+100=140)

- Числа, находящиеся в треугольнике уменьшите на 100

(280-100=180;                                240-100=140)

- Мы уже долго в пути, давайте немного передохнём.

- Выходите из автобуса.

Физминутка            СЛАЙД 7    

                                  А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.       

Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи.

Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.

А теперь попеременно
Буду поднимать колени
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.

- Занимайте свои места в автобусе, едем дальше.

Садитесь  ровно, красиво, спинка прямая.

- Продолжаем движение.

- Посмотрите в окно нашего автобуса.

Кроме нас на дороге много других участников движения

-О которых мы и будем сейчас решать задачу.

  1. Закрепление пройденного материала

Решение задач                СЛАЙД 8

Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда? (СЛАЙД 8)

- О чем говорится в задаче?

- В каких направлениях двигаются автомобили?

- Из одного ли места они начали свое движение?

-Что вы об этом знаете?

- С какой скоростью двигались автомобили?    

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что мы ещё не знаем?

Эту задачу можно решить двумя способами.

- Решаем задачу самостоятельно, можно советоваться в группе.

(либо общую скорость автомобилей 1) 80+120=200 (км/ч)- общая скорость; СЛАЙД 9

                                                             2) 200*3=600 (км)- проехали авт. за 3 ч.;

                                                             3) 600+65=665 (км)

(либо ск. проехал 1-ый ав., 2-ой авт. 1) 80*3=240(км)-проехал 1 авт.

                                                             2) 120*3=360 (км)-проехал 2 авт. СЛАЙД 9

                                                             3) 240+360=600 (км) –проехали вместе за 3 ч.

                                                             4) 600+65=665 (км)

(Жетоны за правильное решение )

-Какой способ наиболее рациональный?

(1)

- А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть и последим за перемещением автомобилей.

 (Учащиеся следят глазами за перемещением автомашин по слайду)

Решение  проблемной  ситуации.

- Ребята, нас обогнал автомобиль, давайте узнаем, нарушил ли водитель правила дорожного движения.

На участке дороги длиной 280км  стоит знак ограничения скорости до  60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?   СЛАЙД 10

(Обсуждение в группе, обоснование ответа.  За правильное решение – дополнительный жетон)

(да)

-С какой скоростью он должен был ехать?

(не  более 60 км/ч)

- А с какой скоростью он ехал?

(70 км/ч)

- На сколько км водитель превысил скорость?      

(на 10 км).

- Молодцы!

Физминутка для глаз  СЛАЙД 11

- А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть и последим за перемещением автомобилей.

 (Учащиеся следят глазами за перемещением автомашин по слайду) СЛАЙД 12

У: - Ну, вот, за разговором мы и не заметили, как доехали до зоопарка. Выходим!

Решение примеров с остатком.

- Чтобы получить входной билет, нам надо выполнить уравнение.

(раб. по учебнику с. 70, № 9 либо а)-1 пример, либо б) – 1 пример, по степени сложности, себе по силам  выбираем).

Молодцы! Вы получили входной билет.

Елена Ивановна приглашает вас совершить экскурсию по зоопарку.

- Входите и приступайте к осмотру!

(Осмотр зоопарка)

СЛАЙДЫ (13-23)  с животными. 

- Для чего люди создают зоопарки?

(В них проводится большая работа по охране природы.

Зоопарк – музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей животного мира всей планеты.  Они знакомят нас с жизнью дикой природы. Бывает, что в зоопарках появляются детёныши, за которыми ежедневно ведётся наблюдение).

- Почему  животные находятся в клетках?

- Для всех ли животных нужны одинаковые условия?

( Для одних животных нужна вода, т.к. они любят плавать или не могут жить на суше. Другие животные любят бегать, прыгать, лазать. Им надо много места. Есть животные, которым требуется тепло, а другим – холод. Животных надо селить так, чтобы они не мешали друг другу).

-  Приходя в зоопарк что вы  должны соблюдать?

 (Определенные правила).

-  Какие из них вам знакомы?

(Правила поведения в зоопарке:

- не кормить животных, не дразнить их;

- не подходить близко к клеткам и вольерам;

- не приводить домашних животных;

- не сорить, не ломать зеленые насаждения, соблюдать правила приличия.

Хорошо!

- Вот, ребята,  мы  осмотрели весь зоопарк.

- Вам понравилось в зоопарке?

Вы тоже очень понравились его обитателям потому, что умеете себя правильно вести.

- А теперь нам пора возвращаться.

Садитесь поудобнее.

Резерв.

Самостоятельная работа.

Или слайд 11, или задача в учебнике.

(Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км. Скорость первого поезда 70 км/ч, а скорость второго 80 км/ч. Через сколько времени после выхода они встретились?)

( 1)70+80=150(км/ч) – общая скорость;           СЛАЙД

( 2) 600: 150= 4 (ч)

Жетоны ! Оценки!

Озвучивание результатов самостоятельной работы .

 Подсчёт жетонов, определение места.

Жетоны ! Оценки!

Озвучивание результатов работы  детьми.

 Подсчёт жетонов, определение места.

Рефлексия:

-Я узнал…

-Что понравилось сегодня на уроке?

-Чему вы научились во время урока?

- Чему порадовались на уроке?    

- Какое из заданий урока было для вас самым трудным? Самым интересным?

Оценки.

Ваше домашнее задание: придумать задачу на движение, записать её на альбомном листочке и построить к ней схему. Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

__________,      _________,      __________,      _________,      __________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

__________,      _________,      __________,      _________,      __________

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН

ПОСАДОЧНЫЙ

ТАЛОН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и окружающему миру

Интегрированный урок по математике и окружающему миру по УМК "Начальная школа XXI века" для второго класса....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру " Фруктландия" (по темам "Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд " и " Знакомьтесь : фрукты!")

Урок-путешествие в страну  " Фруктландию " с большим количеством математических заданий в сочетании с информацией с урока окружающего мира по теме " Фрукты  "....

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 3 классе

В конспекте представлена интеграция урока математики с уроком окружающего мира в 3 классе. Темаурока: "Единицы измерения. Век. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"...

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру "Сравнение многозначных чисел" (Составила Гильмутдинова Марина Рашитовна Маоу сош№3 г. Березники)

Пояснительная записка.   Актуальность.       Урок проходит в форме путешествия. Людям всегда было свойственна страсть к путешествиям, открытиям, познанию далекого, не...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2-м классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел. Перелетные птицы"

Я работаю над проблемой междисциплинарного обучения.  Внедряю в свою практику интегрированные уроки, потому что эти уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, ...