СТАТЬЯ по теме:«Комплексное развитие учащихся начальных классов»
статья по математике (2 класс)

Плотникова Людмила Александровна

Плотникова Людмила Александровна

Педагог начальных классов ГБОУ СОШ №556 Санкт-Петербург

СТАТЬЯ по теме:"Комплексное развитие учащихся начальных классов" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ по теме: «Комплексное развитие учащихся начальных классов»

Начальная школа- особый этап в жизни ребенка, связанный с формированием основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Речь идёт об умении принимать цель и следовать ей в процессе учебной работы, осуществлять её планирование, контроль, коррекцию и оценку.

Формирование этих компонентов невозможно без специальной, целенаправленной работы учителя по развитию логического мышления у учащихся начальных классов. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что к концу обучения в начальной школе учащиеся должны достичь метапредметных результатов освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования, демонстрирующих продвижение учащихся начальных классов по уровням их личностного, коммуникативного и познавательного развития.

Маркерами метапредметных результатов являются: умение видеть границы своего «знания» и «незнания» и стремление преодолеть разрыв между ними; навык работы в группе, распределения обязанностей, внесения своего вклада в общий результат; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентироваться на разнообразные способы решения задач.

Достижению этих результатов помогает как организация учебно-воспитательной работы в целом, так и проведение олимпиадных работ.

Целью проведения олимпиад является развитие у обучающихся оригинальности, гибкости, вариативности мышления, умения оперативно оценивать новую информацию и принимать решение в проблемных ситуациях, а также стимулирование их познавательных способностей.

Эти мероприятия оказывают положительное влияние и на личностное развитие учащихся: у них появляется упорство в достижении целей, способность преодолевать трудности в процессе решения нестандартных заданий, настойчивость, мотивация к достижению успеха.

При составлении олимпиадных работ по математике необходимо руководствоваться следующими критериями:

-доступность (два- три задания может решит абсолютное большинство учащихся);

-высокий уровень познавательной трудности (обязательное наличие заданий для наиболее одаренных и высокомотивированных учащихся);

-лаконичность (корректная краткая формулировка условия задания);

-содержательность (вариативность заданий по тематике и уровню сложности);

-краткость представления решения (учащимся должна быть предоставлена возможность сжато изложить ответ).

   

Подготовка второклассников к олимпиаде по математике 2 класс

1.У Артёма по математике вдвое больше «пятерок», чем «четверок». Сколько у Артёма «четвёрок», если всего у него 12 отметок? (Способ подбора:4- «четвёрки» и 8- «пятёрок»)

2.По столбу высотой 6 м ползет вверх улитка. За день она поднимается на 4м, а за ночь спускается на 3м.Сколько времени ей понадобится, чтобы добраться до вершины? (3 дня)

3.На прямой отметили 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которого являются эти точки?              

(6 отрезков)

4. «Сколько лет твоему отцу?»- спросила Катя подругу. «А ты посчитай сама: число его лет на 49 больше, чем наименьшее из однозначных чисел»- ответила Катя. Сколько лет отцу Кати? (Наименьшее однозначное число- 1, следовательно, 49+1=50.Ответ:50 лет отцу).  

5.Найди 2 числа, если их сумма равна 15 и одно из них на 3 больше другого. (9+6=15, 9>6 на 3)

6.Три девочки шли по проселочной дороге в ближайшую деревню и по дороге встретили ещё 2 девочек. Сколько девочек шли в ближайшую деревню? (Три девочки шли в ближайшую деревню, две шли в противоположную сторону)

7.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по щенку. Напротив каждого щенка по три щенка. На хвосте каждого щенка по одному щенку. Сколько всего щенков в комнате? (4 щенка)

8.Во дворе ходят котята и клюют пшено воробьи. У них всего 5 голов, а ног 14. Сколько было воробьев и котят?      (2 котенка – 8 ног, 3 воробья -6 ног.8+6=14 ног, 2+3=5 голов)

9.Как из двух палочек сделать число 10? (Римская цифра Х)

10.В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников? (11 парт)

11.Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?» (На 4 года)

12.У Бабы-яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы-яги? (5 внуков и 10 внучек)

13.Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им всем вместе через 4 года? (На 12 лет больше- 82 года)

14.Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево. (2112 год)

15.Аня и Нина купили по одинаковому числу листов бумаги. Нина отдала Ане 17 листов. На сколько листов   у Ани стало больше, чем у Нины? (На 34 листа)

16.У котят и цыплят 42 ноги и 12 голов. Сколько котят и сколько цыплят? (9 котят и 3 цыпленка)

17.У Маши на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 8 руках? (40 пальцев, так как на одной руке 5 пальцев: 5х8=40)

18.Длина бревна 10 м. За 2 минуты отпиливают по 1м. За сколько минут будет распилено все бревно? (За 18 минут, так как нужно сделать 9 распилов: 2х9=18)

19.Запиши число, в котором цифра единиц на 3 больше цифры десятков. (14. (25,36,47,58)

20.Запиши число, которое получится при сложении самого большого двузначного числа и самого маленького трехзначного. (199)

21.Из трехзначного числа вычли двузначное, получили однозначное. Назови эти числа. (100-99=1)

22.Миша с папой пошли в тир. Уговор был такой: Миша делает 5 выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать ещё 2 выстрела. Всего Миша сделал 17 выстрелов. Сколько раз Миша попал в цель? (6 раз. 17-5=12, 12:2=6)

23.Валя- брат Саши, но Саша Вале не брат. Кто Саша? (Саша - это сестра)

24.Как за один раз разрезать тесемку на три части? (Согнуть)

25.Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать? (5 книг)

26.Бежали поросята. Один впереди – два позади, один позади – два впереди, один между двумя. Сколько всего поросят? (3 поросенка)

27.На кухне стояли стулья и табуретки с тремя ножками. Всего 4 предмета. Девочка насчитала 13 ножек. Сколько было стульев и сколько табуреток? (1 стул и 3 табуретки:4+3+3+3=13)

28.  В комнате около стола стояло 6 стульев, 2 переставили к стене. Сколько стульев стало в комнате? (6 стульев)

29.У грузового вагона 4 правых колеса, 4 левых колеса, 4 впереди, 4 сзади. Сколько колес у грузового вагона? (8 колес)

30.Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить овал на 4 части? (2 разреза)

31. Косте подарили журнал «Ералаш» с 4-го по 7-ой номер. Сколько журналов подарили Косте? (№4,5,6,7- итого 4 журнала)

32.У жука 3 пары ног, а у паука 4 пары. На сколько ног больше у паука, чем у жука? (На 2 ноги)

33.В колесе 8 спиц. Сколько между ними промежутков? (8)

34.Закончи фразу: «Если папа вышел из дома раньше мамы, то мама вышла…» (… позже папы)

35.Я задумал 2 числа. Когда я их сложил, то получил 8. Когда я из одного вычел другое, то тоже получил 8. Что за числа я задумал? (8 и 0: 8+0=8, 8-0=8)

36.На кустике было 6 ягод клубники, 3 покраснели. Сколько ягод стало на кустике? (6 ягод)

37.Витя нарисовал 4 картинки, а Гриша столько, полстолька и еще одну. Сколько картинок нарисовал Гриша? (7 картинок:4+2+1=7)

38.В саду росли яблони, груши и сливы. Всего 7 деревьев. Слив меньше, чем яблонь, но столько же, сколько груш. Сколько было яблонь, груш и слив? (Слив и груш по 2, яблонь -3)

39.У Юли 2 яблока, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Юли? (4 яблока:2 половинки- 1 яблоко, 4 четвертинки- 1 яблоко)

40.Посадили 3 березы, 2 дуба и кустик розы. Сколько всего деревьев? (5 деревьев)

41.Сколько раз при счете до 20 встречается цифра 1? (12 раз)

42.Сколько раз при счете до 20 встречается цифра 2? (3 раза)

43.Какой день недели средний? (Четверг)

44.Праздничная свеча сгорает за 20 минут. Одновременно зажгли 10 таких свечей. Сколько времени они будут гореть? (20 минут)

45.Лена, Маша и Даша получили отметки за диктант. Какую отметку получила каждая девочка, если «двоек» в классе нет, а у девочек отметки разные, причем у Лены не «тройка», у Даши не «тройка» и не «пятерка»? ( У Лены – «пятерка», у Даши- «четверка», у Маши- «тройка»)

46.Как найти середину веревки? (Сложить пополам)

47.На окружности поставили пять точек. Сколько дуг получилось? (5 дуг)

48.Пете надо было почистить ботинки: свои и двух братьев. Он уже почистил 5 ботинок. Сколько ботинок осталось почистить? (1 ботинок)

49. Какой из рабочих дней недели средний? (Среда)

50.В турнире участвовали 6 теннисистов. Каждые два участника сыграли между собой по одной партии. Сколько партий сыграл каждый участник? (5 партий)

51.Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Сколько кроликов было в клетке? (6 кроликов :24:4=6 (кр.);12:2=6 (кр.)

52.Сумма двух чисел равна 385. Одно из них оканчивается нулем. Если 0 зачеркнуть, то получится второе число. Найти числа. (Способ подбора: 350 и 35)

53. Столовая получила 200 кг фруктов. Яблок и апельсинов было 150 кг, а апельсинов и груш 120 кг. Сколько яблок, апельсинов и груш по отдельности получила столовая?

Решение:

1)200-150=50(кг) – груш.

2)120-50=70 (кг)- апельсинов.

3)200-120=80 (кг) – яблок.

54.На полке стоят 3 коробки разных цветов. Как убрать из середины красную коробку, не дотрагиваясь до нее? (Переложить одну из крайних коробок)

55.В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее? (Ряды одинаковой длины. 7х2+14, 14х1=14)

56.Для спортивного выступления параллель учащихся первых классов построилась в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом последующем на 2 человека больше, чем в предыдущем. Сколько детей стояло в 4-м ряду? (8 человек)

57.Игорь стоит в хороводе. Пятый слева от Игоря тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе? (Между Игорем и пятым слева (назовем его Юрой) – 4 человека. Между Игорем и шестым справа (а это тот же Юра) – 5 человек. Итого в хороводе Игорь, Юра и еще 4+5= 9 человек. 9+2=11. Ответ: 11 человек. Задачу можно решить и способом подбора, и с помощью рисунка)

58.Восемь девочек – спортсменок бежали в одном забеге и финишировали, отставая на секунду друг от друга. Какой результат показала последняя спортсменка, если первая пробежала дистанцию за 20 секунд? (27 секунд)

59.Масса арбуза и дыни- 8 кг, а масса трех арбузов и двух дынь – 22 кг. Какова масса арбуза и масса дыни по отдельности? (Масса арбуза- 6 кг, а дыни – 2 кг.)

60.В семье три брата: Сережа, Витя и Андрей. Сережа по возрасту средний, Сереже и Вите вместе 13 лет, а сумма лет Сережи и Андрея – 17 лет. Кто из братьев старший, а кто младший? (Андрей старше, Витя младше)

61.На полке стояло 24 книги. Сколько книг взяли с полки, если их осталось в 4 раза меньше, чем было? (18 книг)

62.Кирилл, Семен и Андрей были на рыбалке. Каждый из них поймал разное количество рыбы. Семен и Кирилл вместе поймали 6 рыб, а Андрей и Кирилл 4 рыбы. Сколько рыб поймал каждый? (Кирилл- 1, Андрей – 3,Семен- 5)

63.Если бы вчерашний день был завтрашним, то следующий день был бы воскресенье. Какой сегодня день? (Пятница)

64.У Костика 2 дедушки и 2 бабушки. Сколько всего дедушек и бабушек у его мамы и папы? (Восемь: 4- у мамы, 4 – у папы)

65. У бабушки во дворе гуляют внуки и кролики. Всего 8 голов и 26 ног. Сколько внуков и сколько кроликов у бабушки во дворе? (3 внука и 5 кроликов)

66.Какой цвет средний в радуге? (Зеленый)

67.Купили 8 игрушек. Зайцев столько же, сколько кукол, но в 2 раза меньше, чем машинок. Сколько каких игрушек купили? (Зайцев и кукол по 2, машинок -4)

68.Сколько раз при счете до 20 встречается цифра 3? (2 раза)

69.На окружности поставили 1 точку. Сколько дуг получилось? (1 дуга)

70.Пользуясь только знаком сложения, запиши число 28 при помощи пяти двоек. (22+2+2+2=28)

71.Сколько раз при счете до 20 встречается цифра 5? (2 раза)

72.Расшифруй слова: ТРМЕ, РИЛТ, АТНОН (Метр, литр, тонна)

73.Двое договорились ехать в седьмом вагоне поезда. Сколько должно быть вагонов в поезде, чтобы они встретились, если один сел в седьмой вагон с начала, а другой в седьмой с конца? (13 вагонов)

74.Кате 7 лет, а ее сестре 10 лет. На сколько Катя будет моложе сестры через 5 лет? (На 3 года)

75.На окружности поставили 3 точки. Сколько дуг получилось? (3 дуги)

76.В доме 11 этажей. Какой этаж средний? (6-й этаж)

77.В поезде 10 вагонов. Каким по счету будет 4-й вагон, если считать вагоны с конца? (Седьмым)

78.На заборе сидели 8 птиц, 2 сороки, воробей, да шмель улетели. Сколько птиц осталось? (5 птиц)

79.Даны числа:1,2,3,4,5. Зачеркните 2 числа так, чтобы сумма оставшихся чисел была равна 8. (Зачеркнуть 3 и 4: 1+2+5=8)

80.Летят утки в ряд. Пятая утка посередине. Сколько всего уток? (9 уток)

81На покраску 3 одинаковых комнат купили банки с краской, массы которых были 1 кг,2 кг,3кг,4 кг,5 кг. Распределите банки с красками для этих комнат. (По 5 кг в каждую комнату: 5 кг- в первую комнату, 3+2=5 кг- во вторую комнату, 1+4=5 кг – в третью комнату.)

82.У Любы 3 конфеты, у Насти столько же. Люба отдала Насте 1 конфету. На сколько конфет стало больше у Насти? (На 2 конфеты)

83.В одной вазе 10 персиков, а в другой- 6. Сколько персиков надо переложить из одной вазы в другую, чтобы персиков получилось поровну? (2 персика, получится по 8 персиков в каждой вазе)

84.У Любы, Оли и Вики дома живут любимцы. У одной девочки- кошка, у другой – собака, у третьей- попугай. У кого какое животное, если у Любы не попугай и не кошка, а у Оли не кошка? (У Любы- собака, у Оли- попугай, у Вики- кошка)

85.В каком числе десятков на 8 меньше, чем единиц? (В числе 19)

86.У Лёни и Димы поровну марок. Сколько марок Лёня отдал Диме, если у него стало на 6 марок меньше, чем у Димы? (3 марки)

87.Разделите числа 2,3,4,5,6,7 на 3 пары так, чтобы суммы чисел каждой пары были одинаковы. (2+7=9, 3+6=9, 4+5=9)

88.Соня живет в 16-этажном доме на 7-м этаже, если считать сверху. На каком этаже живет Соня? (На 10-м эт.)

89.У Сережи несколько открыток, а у Антона на 2 открытки больше. Всего у них 8 открыток. Сколько открыток у каждого мальчика? (У Сережи- 3, у Антона- 5)

90.Продолжи ряд 3,6,12, 24 ,… (…48,96…числа удваиваются)

91.Рыболов поймал 15 карасей и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложи и ты так же. (В первой кучке- 1 рыбка, во второй- 2, в третьей- 3, в четвертой-4, в пятой- 5)

92.Расшифруй пример: 1А+2А+3А=7А.Буква «А» обозначает одну и ту же цифру. (А=5, 15+25+35=75)

93.В шкафу 3 пары одинаковых ботинок. Сколько ботинок надо взять не глядя, чтобы получить хотя бы одну пару? (4 ботинка)

94.На тополе 8 галок, а на дубе на 4 меньше. Несколько галок перелетели с тополя на дуб. На обоих деревьях стало птиц поровну. Сколько галок перелетело на дуб? (2 галки)

95.В одном доме на 1 подъезд больше, чем в другом. Всего в этих домах 9 подъездов. Сколько подъездов в каждом доме? (5 и 4)

96.Задумали число, прибавили к нему 2 и вычли 5. После этого получилось 4. Какое число задумали? (Число 7)

97.Во сколько раз лестница на 4-й этаж в школе длиннее лестницы на 2-й этаж? (В 3 раза)

98.Из чисел 21,19,25,3,12,9,15,6,27 выбери такие 3 числа, сумма которых будет равна 50. (19,6,25.19+6+25=50)

99.Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке? (102 года)

100.Из задуманного числа вычли 3, прибавили 4 и получили 8. Какое число задумали? (Число 7)

101. Сумма 3 последовательных чисел равна 12. Что это за числа? (3,4,5.3+4+5=12)

102. Мальчик записал число 46 и зачеркнул 6. На сколько уменьшилось число? (На 42)

103.Напиши число, в котором число десятков больше числа единиц на 4. (51. (62,73,84,95,40.)

104.Напиши число, в котором число десятков меньше числа единиц на 5. (16. (27,38,49.)

105.Два отца и два сына разделили между собой 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (Это были дед, отец и внук)

106.У Ромы было 3 целых яблока, 4 половинки да 8 четвертинок. Сколько всего яблок было у Ромы? (7 яблок)

107.Восемь деревьев растут в ряд на расстоянии 3 метров друг от друга. Каково расстояние между двумя крайними деревьями? (21 метр)

108.Маме и дочке вместе 28 лет. Мама старше дочки на 22 года. Сколько лет дочке? (Маме 25 лет, дочке 3 года)

109.Запишите 5 двузначных чисел, в которых сумма десятков и единиц равна 5. (14,23,32,41,50)

110.Сумма 3 последовательных чисел равна 9. Что это за числа? (2,3,4.2+3+4=9)

111.Одна груша весит столько же, сколько 4 сливы. Сколькими сливами можно уравновесить две груши? (Надо взять 8 слив)

112.Жук отбежал от норки на 10 метров, а потом в противоположном направлении на 20 метров. На каком расстоянии от норки оказался жук? (На расстоянии 10 метров)

   

             

   

 

 

                 

                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по теме:« Развивающее обучение учащихся начальных классов».

СТАТЬЯ по теме:"Развивающее обучение учащихся начальных классов".Деятельностный метод обучения учащихся начальных классов. Методические основы построения урока  введения нового знания....

Статья "Как подготовить к сочинению учащегося начальных классов"

Статья "Как подготовить к сочинению учащегося начальных классов"...

Статья " Введение в исследовательскую деятельность учащихся начальных классов"

В статье рассказывается о том, какие задания и упражнения на развитие исследовательских способностей  у младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность может использовать учитель нач...

Статья "Формирование физической культуры у учащихся начальных классов"

Характерная особенность детского возраста - стремление к движению. Занятия физкультурой и спортом способствуют развитию двигательной активности ребенка....

Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".

Статья на тему  "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы  в обучении"....