Математика с увлечением
материал по математике (4 класс)

Курганская Ольга Петровна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_s_uvlecheniem_4l_1.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

«СОГЛАСОВАНО»

председатель ПС

протокол № ____

«___» _________ 2019

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе № ____

«___» ________ 2019

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Математика с увлечением» (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 9-11 лет.

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Курганская Ольга Петровна

учитель начальных классов

Калининград, 2019 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

Пояснительная записка

1.  Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:  социально-педагогическая.

2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени.       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

       

3. Отличительные особенности программы

       Отличительной особенностью курса «Математика с увлечением» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.

       Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.

4. Адресат программы – 4 класс (9-11 лет).

5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 26 часов (1 ч в неделю).

6. Формы обучения – очная.

7. Особенности организации образовательного процесса:  занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.

8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:

- количество часов в год – 26 ч;

- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;

- периодичность и продолжительность занятий  - 1 раза в неделю, 40 минут.

9. Цель программы: развитие математических способностей четвероклассников через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Основные задачи:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к математике,

включение в познавательную деятельность;

  • развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
  • воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

10. Содержание программы.

Учебный план:

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Решение комбинаторных задач

3

1

2

Олимпиада

за 2 четверть

2

Решение логических задач

4

1

3

3

Переливания

3

1

2

Олимпиада

 за 3 четверть

4

Эффект плюс-минус один

3

1

2

5

Правило крайнего

2

1

1

6

Инварианты и раскраски

2

1

1

7

Решения задач международного конкурса «Кенгуру»

3

1

2

Олимпиада

за 3 четверть

8

Разрезания

3

1

2

9

Математические игры

3

1

2

Итого

26

9

17

Тема № 1«Решение комбинаторных задач» (3 ч).

Теория. Что такое «комбинаторная задача». Правила комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач.

Практика. Решение задач 

Тема № 2 «Решение логических задач» (4 ч).

Теория. Особенности логических задач. 

Практика. Решение задач

Тема № 3 «Переливания» (3 ч).

Теория. Особенности задач на переливание.

Практика. Решение задач.

Тема № 4. «Эффект плюс-минус один» (3 ч).

Теория. Задачи, для решения которых надо добавить одни или убрать один.

Практика. Решение задач 

Тема № 5 «Правило крайнего» (2 ч).

Теория. Что такое «правило крайнего». Анализ с конца.

Практика. Решение задач

Тема № 6 «Инварианты и раскраски» (2 ч).

Теория. Особенности задач на инвариантность. Математическая раскраска

Практика. Решение задач 

Тема № 7 «Решения задач международного конкурса «Кенгуру»  (3 ч).

Теория. История конкурса «Кенгуру».

Практика. Решение задач

Тема № 8 «Разрезания» (3 ч).

Теория. Задачи на разрезания.

Практика. Решение задач

Тема № 9 «Математические игры» (3 ч).

Теория. Математические игры.

Практика. Решение задач 

11. Планируемые результаты.

Планируемые результаты

освоения программы «Математика с увлечением»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Результаты обучения (предметные результаты): по окончании третьего года обучения учащиеся будут

- уметь делать анализ задач по наводящим вопросам учителя;

- стремиться найти способ решения задачи;

- приобретут первичные умения решения задач в области математики и информатики.

Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.

Результаты развивающей деятельности (личностные результаты) будут формироваться:

 регулятивными универсальные учебные действия: 

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;

познавательные универсальные учебные действия:

- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;

- делать выводы о результате собственной работы;

коммуникативные универсальные учебные действия

- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;

- умение выступать перед одноклассниками.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Чис

ло

Время проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Ноябрь-декабрь

11, 18,25

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Решение комбинаторных задач

Каб. 225

Олимпиада за 2 четверть

2

декабрь

2,9,16,23

Пн. 11.50-12.30

очная

4

Решение логических задач

Каб. 225

3

январь

13,20,27

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Переливания

Каб. 225

Олимпиада за 2 четверть

4

февраль

3,10, 17

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Эффект плюс-минус один

Каб. 225

5

Февраль-март

24,2

Пн. 11.50-12.30

очная

2

Правило крайнего

Каб. 225

6

Март

9,16

Пн. 11.50-12.30

очная

2

Инварианты и раскраски

Каб. 225

7

Март-апрель

30,6, 13

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Решения задач международного конкурса «Кенгуру»

Каб. 225

Олимпиада за 3 четверть

8

Апрель-май

20,27,4

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Разрезания

Каб. 225

9

май

11,18,25

Пн. 11.50-12.30

очная

3

Математические игры

Каб. 225

2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
  • перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, проектор;
  •  компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.

Методическое обеспечение:

обеспечение программы методическими видами продукции:

- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;

- методические рекомендации для учителя.

Кадровое обеспечение:

Кугранская О.П. - учитель начальных классов. Стаж работы учителем начальных классов - 2 года.

Формы аттестации:

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.

заданий.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.

Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.

Оценочные материалы: олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.

Список литературы:

1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы / Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2018. – 184 с. – (Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление). – ISBN 978-5-418-01378-1

2. Максимово Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с. - ISBN 978-5-408-00038-8.

3. Кенгуру. Избранные задачи. – СПб, 2018. – 56 с. - ISBN 978-5-905843-25-9.

4. Гуркина Т. А. Формы организации занятий кружка дополнительного образования по математике для учащихся 5-6 классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65213.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Математика с увлечением" 2класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных ...

Учебный курс "Математика с увлечением"

Цель курса: развитие  математических способностей, развитие у учащихся исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике....

Внеурочная деятельность "Математика с увлечением"

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Математика с увлечением» для 1 класса разработана с учётом авторской программы «Математика с увлечением"1 класс. М.В. Буряк, ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 4 класс

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения ...

Рабочая программа "Математика с увлечением" 1 класс

Данный курс способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию творческих способностей и интереса к ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...