Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
рабочая программа по математике (3 класс)

Зинченко Ольга Николаевна

Программа составлена для 3 класса, работа ведется по тетради ВПР Математика 3 класс под редакцией Волковой. 35 занятий 1 раз в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_vokrug_nas.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас »в начальной школе по общеинтеллектуальному  направлению  разработана на основе:

•        Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

•        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»  

•        Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

На изучение курса в 3 классе отводится 35  ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель )

Данная программа обеспечивает формирование личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Планируемые результаты реализации программы

   Личностные   результаты

  • Развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

 Универсальные учебные действия 

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание программы

       Содержание направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

        Курс «Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика вокруг нас», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.  

Тематическое планирование

Номер раздела,

темы

Название разделов и тем

Количество часов

теория

практика

1

Из истории математики

6

3

3

Числа. Арифметические действия. Величины.

12

2

10

2

Мир занимательных задач.

11

11

3

Геометрия вокруг нас

5

1

4

Итого:

34

6

28

Календарно-темтичекское планирование

№п/п

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема

Примечание

1

02.09

Что дала математика людям?

2

09.09

Зачем ее изучать?

3

16.09

Старинные системы записи чисел.

4

23.09

Упражнения, игры, задачи.

5

30.09

Римские цифры.

6

07.10

Как читать римские цифры?

7

14.10

Решение задач

8

21.10

Решение примеров

9

11.11

Сложение. Вычитание

10

18.11

Умножение. Деление

11

25.11

Вспомним таблицу умножения

12

02.12

Задачи с величинами

13

09.12

Логические задания

14

16.12

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

15

23.12

Арифметические операции с двузначными числами

16

30.12

Сложение и вычитание чисел

17

20.01

Умножение и деление чисел

18

27.01

Повторяем таблицу умножения

19

03.02

Олимпиадные задания

20

10.02

Занимательная математика

21

17.02

Задачи на логику

22

24.02

Математические лабиринты

23

03.03

Круговые примеры

24

10.03

Математические ребусы

25

17.03

Математические кроссворды

26

24.03

Математические игры

27

07.04

Математические фокусы

28

14.04

Веселая математика. Игры

29

21.04

Геометрия вокруг нас.

30

28.04

Углы, виды углов.

31

05.05

Повторяем фигуры

32

12.05

Строим фигуры

33

19.05

Точка, луч, отрезок прямая

34

26.05

Геометрические лабиринты

 

Список литературы

1.        Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.        Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.        Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.        Белякова О. И. Занятия математического

 кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.        Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.        Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.        Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.        Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.        Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.        Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.        Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994

12.        Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Программа кружка « Химия вокруг нас» для учащихся 1-4 классов (внеурочная деятельность)

Программа кружка "Химия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов (Внеурочная деятельность)...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс

Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...