Технологическая карта урока математики "Площадь фигуры. Сравнение площадей"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок открытия нового знания  разработан в технологии деятельностного метода и предначен для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc110.5 КБ
Файл ploshchad.pptx512.65 КБ

Предварительный просмотр:

        

Предмет: математика

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологическая карта изучения темы «Площадь фигуры. Сравнение площадей»

Тема

Площадь фигуры. Сравнение площадей.

Цели

Дидактическая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: сравнение площадей фигур «на глаз» и наложением 

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – площадь (формировать представление о новой величине – площади, начать систематизировать представления о способах сравнения площадей), развивать умения решать задачи на нахождение периметра

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Планируемый результат

 Предметные умения:

Уметь использовать в речи название величины – площадь

Уметь сравнивать площади фигур

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать свое мнение и позицию

Познавательные УУД.

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Основные понятия

Площадь фигуры

Межпредметные связи

Связь с окружающим миром

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2.

- тетрадь, проектор, компьютер, интерактивная доска, классмейты, карточки с заданиями для работы в группах,

листы самооценки, презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Отвечают на вопросы учителя

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-(Звучит песня из мультфильма «38 попугаев», дети входят в класс)

- У нас сегодня на уроке много гостей. Поздоровайтесь с ними.

- Вы услышали песенку.  Какие слова  вам запомнились?

- Почему они звучат на уроке математики? (Будем узнавать что-то новое, а это всегда интересно)

- Вы готовы? Прикоснитесь друг к другу ладошками, посмотрите на своего соседа  и улыбнитесь, желая друг другу хорошей работы 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

 (7  мин)

Цели:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить величины, общепринятые единицы измерения, периметр и правило нахождения периметра.

- зафиксировать необходимость введения новой величины, новых мерок.

- выявить причину затруднения

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Выполняют задание в парах

Высказывают свои предположения

Фиксируют индивидуальное затруднение

Высказывают свои предположения

Организует актуализацию умений находить периметр прямоугольников

Организует работу в парах

Организует самопроверку по эталону

Организует выполнение учащимися пробного действия

Организует фиксирование индивидуального затруднения

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

- Вы любите смотреть мультфильм «Трое из Простоквашино»? Каких героев помните?

 - Шарик и Матроскин весной огородили себе участки земли. (Слайд 2) Они хотят там выращивать овощи.  У вас на столе есть «макеты» этих земельных участков (прямоугольники 5 см на 3 см, 4 см на 4 см)

- Как узнать, кому потребуется больше проволоки, Шарику или Матроскину, чтобы огородить участки?

(Нужно найти сумму длин всех сторон)

- Что нужно сделать, чтобы найти периметр?

  (Узнать длины сторон прямоугольников)

Распределите действия и найдите периметр этих фигур.

Работа в парах

-У кого совпали полученные периметры? Вы сделали все правильно, молодцы.

- У кого не совпали? (Слайд 3)

Проверьте работу по образцу

для самопроверки.

- Какой вывод сделаете?  (Шарику и Матроскину нужно одинаковое количество проволоки, так как периметры их участков одинаковые)

- Какую величину находили? (периметр)

- Какие действия можно выполнять с величинами? (Измерять, сравнивать, складывать, вычитать)

- Какими мерками пользовались? (сантиметрами)

- Надо же, такие разные участки земли, а проволоки для забора нужно одинаковое количество.

- А можете ли вы узнать, на чьей земле можно больше вырастить овощей? Чья посадочная территория (то, что находится внутри проволоки) больше? (Слайд 4)

- Какие ваши предположения?   (Я думаю, что больше у  …, а я думаю …, я думаю, что участки одинаковые)

- А вы не знаете, как называют по-другому место, которое занимает огород, то есть всю его поверхность?

(Это площадь)

- Чтобы выяснить, на чьем огороде вырастет больше овощей, что нужно узнать?

(Надо узнать площадь какого участка больше)

Знать способы нахождения периметра.

Уметь находить периметр прямоугольника

Уметь измерять стороны прямоугольника

 

Иметь представление о величинах и действиях  с ними

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг (Познавательные УУД)

III. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Формулируют основной вопрос урока

Проговаривают план действий с помощью учителя

Организует постановку основного вопроса урока

Организует составление совместного плана действий

- Сформулируйте основной вопрос урока (Как сравнить площади фигур?). (Слайд 4)

Давайте составим план действий на уроке

(Слайд 5)

1. Узнаем, что такое площадь

2. Узнаем, как сравнивать площади фигур

3. Применим новые знания

4. Проверим себя

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

IV. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют задания

Выполняют самооценку своей деятельности

Высказывают свои предположения, делают вывода

Выполняют действия, работая в парах

Высказывают свои мнения

Делают вывод

Выполняют самооценку своей деятельности

Организует реализацию составленного плана действий

Создает условие для формирования понятия – площадь фигуры

Организует самооценку деятельности учащихся

Организует открытие нового знания через фронтальную работу

Организует открытие нового знания

Организует самооценку деятельности учащихся

1.Узнаем, что такое площадь. (Слайд 6)

Послушайте рассказ. Выберите понятие, которое больше подходит к уроку математики

 Площадь – это…место, которое занимает фигура на плоскости

2. Как вы понимаете: занимает место на плоскости?

3. Практическая работа.

Обведите  свою ладошку и заштрихуйте  её площадь.

- Какую часть заштриховали? (Ту, которая внутри линии)

- Прочитайте понятие, которое мы определили   (Слайд 7)

 (Площадь - часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.) 

- Назовите в классе предметы, которые имеют площадь.

Самооценка деятельности

Оцените свою деятельность на этом этапе, кто понял, что такое площадь – приклейте квадрат в лист самооценки

2. Учимся сравнивать площади

 (Слайд 8)

1.Можно ли сравнить 2 фигуры, просто взглянув на них? (да, в этом случае это легко сделать)

Сделайте вывод (Площадь фигуры синего цвета, больше площади фигуры красного цвета)

- Прочитайте вывод на доске

- такое сравнение называют еще сравнение «на глаз»

2. - Найдите фигуру, которая занимает наименьшую часть плоскости (Слайд 8).

- Можно ли определить это «на глаз»?

Работа в парах

- В конвертах у вас такие же фигуры. Подумайте, каким способом можно сравнить их площади

- Можно наложить их друг на друга, если они совпадут – их площади равны, если одна фигура помещается внутри другой – то площадь первой фигуры меньше, чем площадь второй. (Слайд 9)

Сформулируйте ответ на основной вопрос урока (Слайд 10)

Самооценка деятельности

- Выполните самооценку своей деятельности на этом этапе. Кто знает способы сравнения площадей фигур, наклейте квадрат в лист самооценки

Уметь использовать в речи название величины – площадь

Знать способы сравнения площадей фигур

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оценивать свою деятельность на этапах урока (Личностные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)

Уметь оценивать свою деятельность на этапах урока (Личностные УУД)

Динамическая пауза (3 мин) (слайд 11-27)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(6  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания, проговаривая новые понятия

Выполняют самооценку своей деятельности

Организует работу в группе

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует самооценку деятельности учащихся

3. Применяем новые знания

(Слайд 28)

Работа в группе

-Выберите, что больше

  1. Площадь стены или площадь классной доски
  2. Площадь тетради или учебника
  3. Площадь окна или площадь стены, на которой оно находится
  4. Площадь пенала или столешницы парты

- Придумайте свои примеры на сравнение площадей

Самооценка этапа урока

Оцените свою деятельность в группе. Кто считает, что он помогал в работе своей группе – приклейте квадрат в лист самооценки

Уметь использовать в речи название величины – площадь

Уметь сравнивать площади фигур

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать свою деятельность на этапах урока (Личностные УУД)

VI. Самостоятельная работа (7 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание на классмейтах

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание через ресурсы мобильного класса

Отправляет оцененные работы через ресурсы мобильного класса

Организует самооценку деятельности учащихся

4.Проверяем себя

(Слайд 29)

Экзамен

1. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией – это

А – периметр

Б – площадь

В - длина

2. Выберите фигуру, имеющую меньшую площадь

А – стол

Б – тетрадь

В - окно

3. Из предложенных фигур, выберите фигуру с наибольшей площадью

4. Расположи фигуры по убыванию их площадей

Выбери правильный ответ

5. Если фигуры при наложении друг на друга совпадают, то их площади

А – неравны

Б – равны

Оценивание деятельности

- Кто получил хорошие отметки за работу, приклейте квадрат в листки самооценки

Уметь использовать в речи название величины – площадь

Уметь сравнивать площади фигур

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2  мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- выявить границы применимости нового знания;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя

Организует выявление границ применимости нового знания

Организует рефлексию.

- Когда в жизни мы сможем воспользоваться умением сравнивать площади фигур?

- Вернемся к нашим героям. Как же узнать, площадь какого участка больше?  

- Сравним известными способами (практическая работа):

        «на глаз» (не ясно)

        «наложением» (не получается)

- Значит, существует еще какой-то способ сравнения площадей, о котором мы узнаем на следующем уроке.

-   Кто доволен своим успехами на уроке, поместите листы самооценки на доске. Спасибо за работу!

(слайд 30)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Площадь фигуры. Сравнение площадей Презентация к уроку математики 2 класс ОС «Школа 2100»

Слайд 2

Заголовок слайда

Слайд 3

Заголовок слайда Р = 5+3+5+3 Р = 16 см Р = 4+4+4+4 Р = 16 см 5 см 3 см 4 см

Слайд 4

Заголовок слайда Е ? ? Как можно сравнивать площади фигур?

Слайд 5

Заголовок слайда Планирование действий 1. Узнаем, что называют площадью 2 . Узнаем, как можно сравнивать площади 3.Применим новые знания 4. Проверим себя

Слайд 6

Заголовок слайда Вставить фильм 1. Что называют площадью Уметь использовать в речи название величины – площадь

Слайд 7

Заголовок слайда 2 . Как можно сравнивать площади Иногда площади фигур можно сравнивать, просто взглянув на них. Это бывает в тех случаях, когда одна фигура занимает на плоскости меньше места, чем другая, или одна фигура находится внутри другой

Слайд 8

Заголовок слайда Найдите фигуру, которая занимает наименьшую часть плоскости

Слайд 9

Заголовок слайда 2 . Как можно сравнивать площади Иногда площади фигур Вставить текст

Слайд 10

Заголовок слайда Площади фигур можно сравнивать на глаз наложением

Слайд 11

Заголовок слайда 3. Применяем новые знания

Слайд 12

Заголовок слайда 4. Проверяем себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: Выведение правила вычисления площади прямоугольника,нахождения длины или ширины по данной площади и стороне; формирование умения вычислять площадь прямоугольника по формуле, решать задачи ...

Технологическая карта урока по математике " Сравнение долей"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. Данный урок-это урок открытия нового знания, в котором применяется технология проблемно-диалогического обучени...

Технологическая карта урока математики по теме: "Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики для 3 класса...

Технологическая карта урока математики 2 класс "Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Площадь прямоугольника" разработана с использованием материалов учебника В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой "Математика. 2 класс&q...

Технологическая карта урока математики : «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»(УМК "Школа России", 1 класс)

Технологическая карта урока математики «ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:...

Технологическая карта урока математики « ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развитие навыков счё...

Технологическая карта урока математики. Тема:"Единицы площади"(3 класс, УМК С.С. Минаевой, Л.О. Рословой).

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: формирование условий для знакомства с другими единицами измерения площади. Задачи урокаДидактические:Познакомить с другими единицами из...