Фрагмент урока математики. Развитие функциональной грамотности. Тема: задачи на движение.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Семашко Юлия Викторовна

Подробный конспект фрагмента урока по решению задач на движение. В материале преставлены этапы работы над задачей и методический аппарат урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semashko_yu.v._fragment_uroka._zadachi_na_dvizhenie.docx90.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 419 Санкт-Петербурга

Класс: 4

Предмет: Математика

Тема: Решение задач на движение

Цель: через формирование умения решать задачи на движение способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • формировать представление о взаимосвязи величин: скорости, времени, расстояния;
  • способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • обогащать знания в области правил дорожного движения.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
  • создать условия для совершенствования умения «моделирование» (таблица, «древо рассуждений»).

Регулятивные УУД

  • формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач, «древа рассуждений»;
  • продолжить формировать действия самоконтроля;
  • формировать действия оценки по заданным критериям;
  • совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.

Коммуникативные УУД

  • способствовать развитию инициативного коллективного сотрудничества в поиске решения задачи;
  • учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;
  • формировать умение отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

3. Личностные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни;
  • способствовать формированию гражданской позиции.

 Оборудование урока: презентация к уроку, тетрадь, карточки с задачей.

Ход урока (фрагмент)

Вспомним тему нашего урока. (Задачи на движение.)

Зарисовка к задаче-подведение.

Слог мой первый спать велит,
Средний - в музыке звучит,
А последний меру знает;
ЦЕЛЫМ скорость измеряют. (
Спидометр)

Какой знак лишний? О чем он говорит? (ограничение скорости во дворе «Жилая зона»)

Жилая зона — ВикипедияДорожный знак Ограничение минимальной скорости 4. 6 ООО "Промышленная точка" ДЗ 4. 6 - обзорЗнак 4.6 Ограничение минимальной скорости, цена в Перми от компании  Пермский Завод Металлических Изделий

Кто сумел догадаться, о чем наша задача?

I. Этап восприятия и осмысления текста задачи.

Получение информации

Чтение задачи детьми.

Ярослав и автобус отъехали от одной остановки одновременно. Ярослав стартовал на велосипеде и ехал на 6 километров в час медленнее автобуса. Известно, что автобус за два часа проехал в 3 раза больше, чем 20 километров. Какое расстояние смог проехать Ярослав, если был в пути 2 часа 30 минут?

Беседа на понимание текста задачи. Осмысление характеристик задачи.

Прочитаем условие задачи. Прочитаем вопрос.

– О чем говорится в задаче?

– О каких объектах идет речь?

– Какие количественные характеристики известны в задаче?

– Каково требование задачи?

Построение вспомогательной модели – краткая запись в виде таблицы.

Вид модели: таблица.

На модели указать:

– все объекты;

– величины;

– количественные характеристики;

– требования.

Ʋ

t

S

Ярослав

? км/ч, на 6 км/ч м.

2 ч 30 мин

? км

Автобус

? км/ч

2 ч

20 км ∙ 3

II. Этап поиска и составления плана решения текстовой задачи от данных к требованию.

Составление программы действий.

Разбор по вспомогательной модели (таблицы) на основе взаимосвязи тройки величин.

Построение «Дерева рассуждений»: от условия к требованию.

– Если нам известно, что автобус проехал в три раза больше, чем 20 км, можем ли мы узнать каково это расстояние? Каким действием?

– Если знаем путь автобуса время его движения, что сможем найти? Каким образом?

– Если известна скорость автобуса и то, что скорость Ярослава на 6 км/ч меньше, что сможем узнать? Каким способом?

– Зная скорость Ярослава и время его движения, что можем узнать?

– Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?

III. Этап осуществления плана решения задачи

Запись шагов решения в виде выражений, нахождение значений выражений.

(по действиям с полным пояснением к каждому выполненному действию)

1. Запись плана решения осуществляется поэтапно.

2. Фиксируются последовательность действий шагов, затем составляется итоговое выражение.

1) 20 ∙ 3 = 60 (км) – расстояние, пройденное автобусом      

2) 60 : 2 = 30 (км/ч) – скорость автобуса

3) 30 – 6 = 24 (км/ч) – скорость Ярослава

4) 24 ∙ 2 + 24 : 2 = 60 (км) – расстояние, пройденное Ярославом

IV. Этап проверки решения текстовой задачи.

Если задача решена, верно, расстояние, пройденное Ярославом, будет равным расстоянию, которое преодолел автобус.

60 км = 60 км

Беседа о правилах ПДД.

Где и в каком возрасте можно ездить на велосипеде?

До 7 лет – можно передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), в специальных местах, закрытых от движения автомобилей.

С 7 до 14 лет — разрешается ехать по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), велосипедным дорожкам, в жилых зонах, обозначенных специальными знаками.

С 14 лет – разрешается ездить по крайнему правому ряду проезжей части дороги, но только, если нет велосипедных и велопешеходных дорожек.

Движение по проезжей части велосипедистов до 14 лет запрещено!

Какая скорость передвижения транспортных средств разрешена в жилой зоне?

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет до 20 км/ч.

Смог бы автобус с указанной скоростью двигаться в жилой зоне?

Нет, его скорость превышает 20 км/ч.

Какой знак указывает на ограничение скорости во дворе?

Жилая зона, ограничение 20 км/ч.

Жилая зона — Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс

Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

Данный факультативный  курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...

Урок математики 4 класс на тему: «Задачи на движение»

middot;         Научить решать задачи на нахождение времени•          установить зависимость между величинами...

урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

урок  информатики вМЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс...

урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 3класс

урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 3класс...

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»

Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...