Сценарий урока математики в 1 классе по теме "Прибавление числа 5" УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Хрулева Татьяна Юрьевна

                             Урок по математике в 1 классе к УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Прибавление числа 5» разработан в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, используется деятельностный метод обучения, элементы здоровьесбережения.  Это урок введения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока математики.  

Автор: Хрулева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова, Бутурлинский муниципальный округ

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).

Дата проведения: 16.03.2021.

Тема

Сложение. Прибавление числа 5.

Цели

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами прибавления числа 5.

2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям.

3. Закреплять умение решать задачи.

Развивающие:

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты

Предметные: 

Выполнять прибавление  числа 5 по частям, объяснять свои действия.

Осуществлять проверку правильности выполненных вычислений.

Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий.

Воспроизводить наизусть результаты изученных табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4. Конструировать тексты арифметических задач, используя рисунки.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Состав числа пяти, десяти; сложение, связанное с составом числа пять; компоненты сложения; удобные слагаемые.

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение.

Ресурсы:

- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2020;

- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана-Граф, 2020.

- презентация: «Прибавление числа 5»;

мультимедийная доска;

- листочки с заданиями;

- электронная физкультминутка;

- домик «Состав числа 5»;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Тихо сядут правильно девочки,

Ещё тише правильно сядут мальчики. ( Слайд1.)

-Откроем тетради и запишем дату:

16 марта.

Классная работа.

2. Актуализация знаний.

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

1)Математический диктант с самопроверкой.( слайд - ответы)

-Запишите число, следующее за числом 4;

-Запишите число, предыдущее для 6;

-Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите и запишите сумму;

-Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2. Какое число я задумала? Запишите.

- Сколько надо прибавить к 8, чтобы получить 10?

-Сколько надо вычесть из 10, чтобы получить 7?

-На сколько 5 больше 4?

-На сколько 5 меньше 10?

2) Проверяем. (5,5,5,5,2,3,1,5) (Слайд 2)

-Что-то вас удивило? Какое число чаще встретилось в ответах? Какое это число: однозначное или двузначное? Почему? Назовите соседей числа 5.

3) Повторим написание цифры 5. (Дети повторяют написание цифры 5) (Слайд 2)

4) Повтор состава числа 5. (Дети работают в «домиках») и проверяют

 (Слайд 3)

5) Найдите ошибки у Незнайки-повтор состава числа 10. (Слайд 4)

-Вы узнали этого героя?

 3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

-Решите примеры. (Слайд 5)

-Есть пример, который вызвал у вас затруднения? Почему он вызвал затруднение?

-Чему же сегодня мы будем учиться.

-Как можно это сделать? Какими способами? (Дети говорят способы)

-Да, верно, но мы с вами сегодня будем учиться прибавлять 5 по частям. А для этого, что мы повторили? (Состав чисел)

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

-Откройте учебник на с.68. прочитайте еще раз тему урока.

-Рассмотрите в № 1, как можно к числу прибавлять 5? Объясните.

-Рисунок слева. Рисунок справа.

-Прочитайте задание в № 2.(устно)

-Выполним № 3. Прочитаем задание. (Слайд 6.)

(Ученики работают у доски с объяснением)

-Сравните запись на доске и в учебнике. Чем отличаются ?

5. Физкультминутка (Раз подняться…)

6. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

-Прочитайте задание в № 4. (Устно)

-Работа в парах-проговаривание вычислительного приема. (Сначала учитель с учениками показывает у доски работу в парах, затем дети работают, а учитель слушает, как проговаривают.) На доске вывесить состав 5 и 10.

-Решение примеров со взаимопроверкой.(   Карточка)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

-Рассмотрите примеры ( Слайд)

-На какие 3 группы их можно разделить?

-Запишите и решите только примеры на прибавления числа 5.

-Проверим. Оцените свою работу.

8. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

- Где нам пригодится умение прибавлять число 5? (Когда будем решать примеры и задачи.)

-Прочитайте задание № 6 с. 69.

-Что есть у задачи. Кто составит условие? Кто вопрос? Повторите всю задачу. (Ученики составляют задачу и записывают решение в тетрадь.)

-Как решали пример в задаче, каким способом?

Дополнительно: задача 7-9 с.69(Р.Т. с.48)

9. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности

- Итак, чему мы учились сегодня на уроке?

- Как прибавить к числу 5?

- Встаньте, пожалуйста, те ребята, которые считают, что они работали в полную силу, быстро, правильно и самостоятельно. Я хочу вас поблагодарить за старательность, активность на уроке. Вы очень меня порадовали. А остальных ребят, я тоже хочу поблагодарить. За честность. Я думаю, на последующих уроках они тоже будут с пользой проводить время и работать в полную силу. Все встали. Урок окончен.

Приложение к уроку.

1.Карточки для групповой работы.

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______

Вариант 1.

9 + 5=_____    5 + 8 = ______

6 + 5=_____    5 + 7 = ______

Вариант 2.

8 + 5=_____    5 + 6 = ______

5 + 5=_____    5 + 9 = ______


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сиди правильно!

Слайд 2

Проверяем! 5, 5, 5, 5, 2 , 3 , 1 , 5.

Слайд 3

1 2 3 4

Слайд 4

Найдите ошибки 8 2 3 5 7

Слайд 5

Вычисли сумму. 5 + 2 8 + 2 4 + 4 4 + 1 6 + 3 8 + 5 8 + 5

Слайд 6

№ 3. Объясни, как… 6 + 5 = ? 8 + 5 = ? 9 + 5 = ? 7 + 5 = ?

Слайд 7

6 + 5 4 + 4 3 + 4 8 + 4 8 + 3 7 + 4 5 + 3 8 + 5 5 + 4 5 + 5 7 + 5 9 + 4 6 + 3 9 + 3 9 + 5 7 + 3 …+ 3 …+4 …+5 8 + 3 5 + 4 6 + 5 6 + 3 4 + 4 5 + 5 9 + 3 7 + 4 7 + 5 5 + 3 3 + 4 9 + 5 7 + 3 8 + 4 8 + 5 9 + 4 = 11 = 10 = 12 = 14 = 13



Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку.

Урок по математике в 1 классе к УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Прибавление числа 5» разработан в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, используется деятельностный метод обучения, элементы здоровьесбережения.  Это урок введения новых знаний.

Структура урока способствует формированию предметных и метапредметных результатов.

Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач.

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами прибавления числа 5.

2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям.

3. Закреплять умение решать задачи.

Развивающие:

1. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

1.Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Урок способствует формированию личностных УУД:

-  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивных УУД: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные УУД: умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, делать обобщения и выводы.

Для организации деятельности обучающихся на уроке были применены различные формы работы с детьми:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая

При подведении к теме урока создается проблемная ситуация–как необходимое условие активной умственной деятельности учащихся, используется прием «С затруднением», учитель выстраивает побуждающий от проблемной ситуации диалог. Обучающиеся предлагают способы выхода из затруднения. При отработке вычислительного приема использую не только обучающие задания, но и развивающие.

На уроке используется презентация и наглядность, с целью повышения эффективности восприятия и запоминания информации.

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности детей.

На заключительном этапе обучающиеся проводят рефлексию собственной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс "Измерение времени" УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация к уроку математики  по теме "Измерение времени"...

открытый урок математики 4 класс Тема:"Тонна. Центнер" "Начальная школа 21 века"

Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»Цели: организовать деятельность учащихся: по формированию представлений о массе конкретных предметов и тел; по знакомству  учащихся с новыми единицами массы -...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...

Конспект урока математики + презентация "Деление на двузначное число" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число;совершенствование  навыка решения текстовых задач...

Конспект урока математики «Письменное деление на двузначное число» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: совершенствование умения выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число; выполнять письменное деление на двузначное число, где в записи частного есть ну...

Конспект урока математики «Письменное деление на трёхзначное число» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений об алгоритме письменного деления на трёхзначное число; умения применять алгоритм письменного деления на трёхзначное число; совершенствование вычис...

Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Умножение числа 2. Умножение на число 2". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о таблице умножения на 2; совершенствовать навыки устного счета и умение решать задачи; развитие внимания и логического мышленияПланируемые результатыПре...