занимательные задания по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)

занимательные задания по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnye_zadaniya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема.

1. Методические основы использования занимательных заданий по математике  на внеурочных занятиях в начальных классах.

1.1. Практическая работа по теме: «Моделирование организации работы по выполнению занимательных заданий на внеурочных занятиях математики в начальных»

Необходимо подобрать занимательные задания (2) и внести их в таблицу, обозначив при этом деятельность учителя (диалог) и действия учащихся (диалог +    деятельность в глагольной форме).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Обратите внимание на слайд, пожалуйста. (рис. 1.)
- Перед вами картинка. Необходимо посчитать сколько всего треугольников на картинке. Варианты ответов под треугольником.

После ответов учитель показывает каждый треугольник и считает вместе с детьми.

- Следующее задание. Вам необходимо назвать самую тяжелую коробку и объяснить почему именно она.

- Самая тяжелая коробка – красная, так как она перевешивает все остальные. Вы скажите: а почему не синяя? Потому что, хоть и на двух коробках синяя с красной стоят наравне, на втором рисунке красная сравнивается с синей и красная тяжелее. Значит, красная тяжелее синей.

Считают, называют ответы.

Рис. 1. 

Рис. 2. 

2. Теоретические и методические основы изучения комбинаторных задач на внеурочных занятиях  в начальных классах.

2.1. Моделирование фрагментов обучения младших школьников решению комбинаторных задач.

Решить задачи, используя удобный способ решения комбинаторной задачи.

1.Найдите количество всех способов, которыми можно составить трехцветный флаг из горизонтальных полос красного, белого и синего цветов.

Перебор различных вариантов. КБС, КСБ, БКС, БСК, СКБ, СБК. Ответ: 6.

2. В 6 классе в среду 5 уроков: музыка, русский язык, литература, история и математика. Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная точно, что математика - последний урок?

Правило умножения. 4!=1*2*3*4. Ответ: 24.

3. Проказница мартышка, осел, козел, да косолапый мишка затеяли сыграть квартет… Сколькими способами можно рассадить этих четырех музыкантов в один ряд?

Правило умножения. 4!=1*2*3*4. Ответ: 24.

4. Сколько нужно конвертов, чтобы девочки Лера (Л.), Таня (Т.), Надя (Н.) и Вера (В.) обменялись письмами?

Правило умножения. 4!=1*2*3*4. Ответ: 24.

5. У Артема дома есть три поручения: помыть посуду, вынести мусор и погулять с собакой. Сколько дней он может выполнять эти поручения в разном порядке?

Перебор различных вариантов. 123, 132, 213, 231, 312, 321. Ответ: 6.

6. Каждый из 5-ти друзей может получить за контрольную по математике любую отметку от 2 до 5. Сколько существует вариантов получения ими отметок? Выпишите все эти варианты.

22; 23; 24; 25; 32; 33; 34; 35; 42; 43; 44; 45; 52; 53; 54; 55. Ответ: 16 вариантов.


В рамках контрольной работы подготовить эссе (не менее 2 и не более 3 страниц)  по одной из тем, раскрыв при этом теоретический вопрос (на 30% от всей работы) и практический вопрос — показать работу с конкретным заданием с обозначением деятельности учителя и учащихся по выбранной теме (на 70% от всей работы).

Роль олимпиад и конкурсов в развитии младшего школьника

Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием.

учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.

Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

Пример олимпиады по математике

Математическая олимпиада для 4 класса

1.        Определите количество цифр для записи числа восемьсот шестьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят восемь?

  • 7
  • 5
  • 8
  • 6

2.        Реши пример и укажи верный ответ. 900 000: 1 000

  • 90000
  • 900
  • 90
  • 9000

3.        Иван выехал на занятие в музыкальную школу в 11 часов. Дорога до музыкальной школы и обратно заняла 1 ч 25 мин. В школе Иван провёл 2 ч 15 мин. Во сколько по времени Иван был дома?

  • В 13 часов 40 минут
  • В 12 часов 40 минут
  • В 13 часов 50 минут
  • В 14 часов 40 минут

4.        Выбери число, в котором 4 единицы первого разряда и 6 единиц третьего разряда

  • 604
  • 460
  • 640
  • 406

5.        Определи, в каком числе отсутствует разряд десятков?

  • 20
  • 202
  • 220
  • 22

6.        Укажите верное утверждение 5807 килограммов, это:

  • 58 ц 7 кг
  • 8 ц 87 кг
  • 5 тн 87 кг
  • 58 т 7 кг

7.        На клумбе растёт 7 тюльпанов, а люпинов в 2 раза больше. Сколько всего цветов растёт на клумбе?

  • 21
  • 14
  • 28
  • 18

8.        В вагон электрички помещается 22 человека. Сколько нужно вагонов, чтобы перевезти 242 человека?

  • 10 вагонов
  • 11 вагонов
  • 13 вагонов
  • 12 вагонов

9.        Реши уравнение

  • х - 356 = 48 * 9
  • 432
  • 404
  • 780
  • 788

10.        Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны, т.е. лежат на параллельных прямых, называется:

  • Квадрат
  • Параллелограмм
  • Многоугольник
  • Параллелепипед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания по математике

Занимательные задания по математике для 2 класса...

Занимательные задания по математике 1-2 класс

занимательные задания по математике для 1-2 классов...

Разноуровневые игровые и занимательные задания по математике (методическое пособие)

В данном пособии представлены разные варианты занимательных и игровых заданий по математике. Данное пособие предназначено для работы во 2 классе ....

Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы....

Олимпиадные и занимательные задания по математике

Каждый учитель стремится дать своим ученикам помимо учебного материала что-то интересное, занимательное и развивающее. Задания, которые я подготовила, помогут коллегам творчески позаниматься на внеуро...

занимательные задания по математике 4 кл.

занимательные задания по математике для подготовки к олимпиадам 3-4 класс...

Занимательные задания по математике

Занимательные заданя по математике для первоклассников, развивающие мышление, логику....