Технологическая карта урока по математике 4 класс. Тема " Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Липина Анна Александровна

Разработка открытого урока по математике по УМК "Перспектива" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_otkr_urok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 

Класс                4                Предмет        математика                Тип урока ____урок открытия нового знания                

ТЕМА                Решение задач.        

Цели (для учителя)  

Образовательные: познакомить с новым алгоритмом решения задач на встречное движение; развивать умение анализировать и решать задачи.

Развивающие: развивать логическое мышление, речь, навыки устных и письменных вычислений.

Воспитательные: развивать навыки самоанализа и самоконтроля, уважать чужую точку зрения.

Планируемые результаты (для учащихся)

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Регулятивные: развитие умений сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса; развитие умений в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, развивать умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; исходя из имеющихся критериев; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять коррекцию внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; развитие умения отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую; развитие умения перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; развитие умения переходить от условно-схематических моделей к тексту; ориентироваться на развороте учебника; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; развитие умения слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; развитие умения доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; развитие умений договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые предметные результаты: знакомство с новым алгоритмом решения задач на встречное движение; использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами скорость, время, расстояние; решать задачи, связанные с движением двух объектов навстречу; решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных; использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений.

Ресурсы (оборудование): учебник Математика. 4 класс. Учебник 2 часть Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. - М.: 2013. – 96 с.; С.А. Козлова дидактический материал к учебнику «Математика» для 4-го класса – М.: Баласс; изд. Школьный дом, 2013 – 128 с.; тетради, ручки.

Планирование и характеристика этапов урока.

Этап, цель, задачи этапа

Форма организация учебн. деятельн.

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая);

методы и приемы работы.

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

Фронтальная

Словесный метод.

1.  Приветствие

2. Эмоциональный

настрой на работу

3. Проверка готовности к уроку.

– Здравствуйте, ребята.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку!

– Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.

– Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться.

(не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить – надо поднять руку), отвечать по одному, хоровые ответы я не принимаю.

Приветствую учеников.

Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку.

Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-7 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Фронтальная

Индивидуальная Словесный метод – опрос.

Наглядный метод – учебный материал.

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальная работа по дидактическому материалу

3. Уточнение понятия скорости как расстояния, которое проходит объект за единицу времени

4. Создание проблемной ситуации

– Откройте тетрадь.

– Отступите от домашней работы четыре клеточки. Что надо записать? (Дату.)

– Напишите «Классная работа».

– Дома вы делали задание 5. Все выполнили? Кто выйдет к доске и напишет уравнения, которые у вас получились?

х * (1800: 90) =1200

(1980: х): 90=2

х:15=120:10

– У всех такие получились уравнения? (Ответы детей)

Ученикам с высоким уровнем обучаемости и обученности дается индивидуальная работа по карточкам в дидактическом материале, с. 115, № 7.

– Чему равен корень первого уравнения? (60)

– А как так у вас получилось? (Мы 1800 разделили на 90, и чтобы найти х 1200 разделили на получившееся частное)

– Чему равен корень во втором уравнении? (11)

– А как у вас получился такой ответ? (Нам нужно найти делимое умножив 90 и 2, потом, чтобы узнать, чему равен х мы 1890 разделили на получившееся делимое)

– Чему равен корень третьего уравнения? (180)

– А как вы нашли это значение? (Разделив 120 на 10 мы получили частное, теперь делимое – х можно найти умножив 12 на 15.)

– Сверьте свои ответы с написанными на доске уравнениями. Все ли верно они выполняли?

– Ребята, которые выполняли индивидуальные задания, сдайте работы.

– Какие вы все молодцы!

– Откройте страницу 90, посмотрите на таблицу, прочитайте задание к таблице.

– Что нам нужно сделать? (Найти расстояние, которое за единицу времени проходит моторная лодка, поезд и самолет)

– И как вы это будите делать? (Чтобы найти расстояние нужно умножить скорость и время)   

– Кто выйдет к доске и определит расстояние, которое проплыла моторная лодка? (250 умножить на 30, 7500 м проплыла лодка)

– А сколько это будет в км? (7, 5 км)

– Кто у доски выйдет и определит расстояние, которое прошел поезд? (80 умножить на 4, 120 км прошел поезд)

– А какое же тогда пролетит расстояние самолет? Получится ли сразу просто перемножить скорость и время? (Нет)

– А почему? (У скорости и времени разные величины, а они должны быть одинаковыми)

– Попробуйте вычислить какое расстояние пролетит самолет. (Чтобы перевести минуты в часы, нужно 15 умножить на 60, так как в часе 60 минут. 900 км в час и 5 часов умножить и получится, что самолет пролетит 4500 км за 5 часов)

– Ребят, а что мы называем скоростью? (Расстояние, которое объект проходит за единицу времени)

– Молодцы, прочитайте задание 2.

– Вы решали когда-нибудь такие задачи?

– Сможем ответить на вопрос задачи сразу?

– В чем заключается сложность?

Организую проверку домашнего задания у доски, с устным проговариванием, даю некоторым детям индивидуальную работу по карточкам, после проверки домашнего задания собираю карточки.

Организую работу на таблицей задания 1 по уточнению понятия скорости как расстояния, которое проходит объект за единицу времени

Организую создание проблемной ситуации,

выявление и фиксирование в громкой речи: где

и почему возникло затруднение.

24 февраля.

Классная работа.

На доске один ученик записывает уравнения, после него несколько учеников выходят и расписывают, объясняют решения этих уравнений, коллективно проверяется написанное; нескольким учащимся дается индивидуальная работа в дидактическом материале, они выполняют её и сдают учителю

Воспринимают информацию, работают над заданием 1 и вспоминают, что скорость — это расстояние, пройденное объектом за единицу времени

Обнаруживают возникновение проблемной ситуации и неумения решать подобные задачи на движение

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умения сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

2. Развиваем умения в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

III. Выявление места и причины затруднений (4-5 мин)

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фронтальная

Словестный метод – подводящий к открытию знания диалог.

Наглядный метод – таблица в учебнике.

Практический метод – работа с таблицей

1. Подведение к самостоятельному формулированию нового знания.

– Посмотрите внимательно на задание 3 и таблицу.

– Как можно посчитать расстояние между ними через час? (Сложить расстояние, которое каждый проходит за час)

– Какое расстояние будет через час? (70+80=150 км)

– А сколько км они пролетят за 2 часа? (300 км)

– А через 3 часа какое расстояние они пролетят на встречу друг другу? (450 км)

– А через 4 часа? (600 км)

– Через 5 часов? (750 км)

– Через 6 часов? (900 км)

– Как мы найдем

– Молодцы, а как можно найти ответ на вопрос задачи? У кого есть предположения?

– Кто хочет озвучить свое предположение?

Организую условия для открытия нового алгоритма решения задачи на встречное движение двух объектов.

Работают с таблицей, отвечают на вопросы.

Предполагают возможное нахождение ответа на вопрос задачи

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

2. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Развиваем умение переходить от условно-схематических моделей к тексту.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

IV. Целеполагание и построения проекта коррекции выявленных затруднений (3-4 мин)

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Фронтальная

Словесный метод – беседа.

Наглядный метод – материал учебника

– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы можем заняться на сегодняшнем уроке математики?

– Темой сегодняшнего урока будет? (Решение задач на движение)

– Обратите внимание какое это движение? (Встречное)

– Какие цели можем перед собой поставить? Чему научимся на уроке?

– Попробуйте высказать свои предположения. (Ответы детей)

– Давайте проверим ваши способы, возможны ли они на предложенном алгоритме решения этой задачи автором в учебнике. Прочитайте текст в рамке.

Организую условия, чтобы дети в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения и предложили, согласовали тему урока.

Формулируют тему, цель своих действий, которые им нужно еще раз осмыслить и понять каким образом они будут выполнять решение.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V.Физкультминутка (1 мин)

Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Фронтальная

Словесный метод.

Практический метод – выполняют движения по указанию.

– Молодцы! Вы хорошо поработали, пришло время вам и отдохнуть. Для разминки встаньте и выйдите из-за парт.

Слушаем внимательно стихотворение и выполняем движения, о которых говорится в нём.

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

– Успокаиваемся и присаживаемся на свои места.

Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Обучающиеся повторяют движения по указанию.

V. Реализация построенного проекта (4-5 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Фронтальная

Индивидуальная

Словестный метод – комментирование, пояснение.

Наглядный метод – материал учебника.

Практический метод – работа в учебнике, работа у доски.

1. Формулирование нового знания.

– Так как мы ответим на вопрос задачи? (Для того, чтобы узнать через сколько часов они встретятся, нужно сложить их скорости, и мы получим расстояние которое они проходят на встречу друг другу за 1 час.)

– Чего не знали мы? (Мы не знали о скорости сближения)

– А что такое скорость сближения судов? (Это сумма скоростей объектов, приближающихся на встречу друг другу)

– И чем нам может помочь эта скорость? (Мы сможем ответить на вопрос задачи)

– А как узнать через сколько часов вертолеты встретятся? (Нужно сначала сложить скорости вертолетов, а потом общее расстояние разделить на скорость сближения)

– Кто хочет выйти к доске и записать решение этой задачи на доске с проговариванием?

  1. 70+60= 150 (км/ч) скорость сближения
  2. 1500:150=10 (ч) время движения судов до встречи

Ответ: 10 ч

Организую условия фиксации в обобщенном виде новый способ действий в речи.

Читают текст в рамке, анализируют действия и способы получения ответов.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель:

решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения в группе.

Фронтальная

Словесный метод – комментирование.

Наглядный метод –иллюстрации в учебнике, записи на доске.

Практический метод – работа в учебнике, анализ задачи.

1. Чтение задачи.

2. Составление краткой записи.

3. Обсуждение 1 способа решения.

4. Обсуждение 2 способа решения

– Давайте прочитаем задачу номер 4.

– Вы мне диктуете условия задачи, а я их буду записывать на доске.

– О чем в задаче говорится? (У нас есть два пассажирских судна, которые движутся на встречу друг другу)

– Что нам известно в задаче? (Что скорость одного 70 км/ч, а скорость другого 80 км/ч, и то что через 10 часов они встретятся)

– А что нам найти нужно? (Чему равно расстояние между портами этих судов)

– Похожа ли эта задача с предыдущей задачей? (Да)

– А чем? (Тоже задача на движение со скоростью сближения)

– А в чем разница? (В этой задаче нужно найти расстояние, а в предыдущей искали время)

– Хорошо, а теперь посмотрите на 1 способ решения этой задачи в учебнике. Как вы думаете, что делает автор в первом действии и почему? (Скорость первого судна умножает на время, через которое он встретит другое судно и получает расстояние, которое пройдет первое судно за 10 часов до второго судна)

– Хорошо, а во втором действии тогда что делается? (То же самое, но только со вторым судном)

– Да, верно, а в третьем действии что находят? (Складывается расстояние двух судов, которое они прошли на встречу друг другу за 10 часов и получаем расстояние между двумя морскими портами)

– Правильно!! Вы молодцы!!Так как можно найти расстояние в данном случае? (Можно скорость каждого объекта умножить на расстояние, а потом расстояния этих объектов сложить и получить общее расстояние)

– Да, а теперь внимательно посмотрите на второй способ решения этой задачи. Что делается в этом случае? (Находят скорость сближения двух судов путем складывания скорости каждого, а потом умножается скорость сближения на 10 часов)

– Молодцы, какой способ по-вашему решается легче? (Ответы детей)

– А какой был бы быстрее? (Ответы детей)

Организую условия для работы в учебнике по анализу задачи, разбору и обсуждению двух способов решения задачи, выявлении наиболее удобного для каждого ребенка.

Читают задачу, дают устные комментарии по условию задачи.

Отвечают на вопросы.

Обсуждаю 2 разных способа нахождения расстояния между двумя объектами; приходят к выводу о более удобном решении задачи для себя.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Развиваем умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

3. Развиваем умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

4. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

Цель:

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Индивидуальная

Словесный метод –пояснение работы.

Наглядный метод – материал учебника.

Практический метод – самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа

2. Самопроверка по эталону

– Следующее задание 5 предлагаю вам выполнить самостоятельно в тетрадях, выполняя проверку по эталону. Вам предлагаются две задачи. Можете из этих двух задач выбрать одну на ваше усмотрение или, если успеете и хотите, можете выполнить две задачи.

– Итак, прочитайте задачу, попробуйте ее решить способом, который для вас удобнее. А я пока проверю ваши индивидуальные задания.

А)

  1. 60 + 65 = 125 (км/ч.) – скорость сближения автобусов.
  2.  125*3= 375 (км) – расстояние от Уфы до Перми.

Ответ: 375 км

Б)

1) 90+60=150 (км/ч) скорость сближения автобусов

2) 750: 150= 5 (ч) – время движения судов до встречи

Ответ: 5 ч

– Какой способ использовали при решении? (Второй)

– Кто-нибудь использовал первый способ решения? (Ответы детей)

– Почему использовали такой способ? (Ответы детей)

Организую самостоятельную работу в учебниках над задачей.

Проверяю индивидуальные работы.

Задаю вопросы по причине выбора способа решения

Читают задачи, выбирают ту, которая по силам, выбирают способ решения, решают задачу, сверяются с эталоном.

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

1. Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Развиваем умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

3. Развиваем умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД:

1 Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

2. Осуществлять коррекцию внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

VII.Подведение итогов урока(3 мин)

Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Фронтальная

Словесный метод – беседа.

1. Рефлексия.

– Чем мы занимались сегодня на уроке? (Мы решали задачи на движение) 

– Всё ли получалось? (Нет)

– А что не получалось и почему? (Ответы детей)

– Какие задачи вызвали затруднения? (Ответы детей)

– Какие цели вы для себя поставили? (Ответы детей)

– Над чем ещё надо поработать? (Ответы детей)

– Кто какую бы себе оценку поставил и почему? (Ответы детей)

Провожу беседу по пройденному материалу. С помощью вопросов, побуждаю учеников к самооценке.

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

1. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Домашнее задание (1 мин)

Цель: д/з необходимо задавать для того, чтобы дети ещё раз дома повторили, закрепили и обобщили материал, пройденный на уроке.

Словесный метод – объяснение, пояснение

– Дома выполните задачу, которую вы не решали из задания 5.

– По желанию, если хотите можете выполнить дома 6 или 7 задания. Запишите в дневники домашнее задание. Всем спасибо! До свидания!

Даю комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Технологическая карта урока по математике на тему: «Решение уравнений вида 24:х=3»

Технологическая карта урока по математике на тему: «Решение уравнений вида 24:х=3»...

Методическая рекомендация. Технологическая карта урока по математике по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2 к учебнику Л.Г. Петерсона УМК "Школа Россиии".

Технологическая карта урока  по математике  по теме :" Решение задач" Урок №3 часть 2  к учебнику Л.Г. Петерсон...

Технологическая карта урока по математике на тему "Решение задач" - 3 класс

Тема урока: «Решение задач»Тип урока: общеметодологической направленности   Цель урока: формирование способности учащихся к применению ранее изученных алгоритмов и понятий п...

Технологическая карта урока по математике на тему "Решение уравнений и задач" - 3 класс

Тема урока: «Решение уравнений и задач.» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков. Задачи урока Планир...