Технологическая карта урока математики - Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз (2 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по математике (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока “Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз”

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз; тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. изучить алгоритм составления и решения текстовых задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
  2. тренировать вычислительный навык;

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать умения рассуждать, анализировать и делать выводы.
  3. Развивать умения сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, точность, бережливость при работе в тетради.
  2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 22.01.2021

Школа: МАОУ СОШ №95

Класс: 2-3

Урок: 2

Время: 8:55   Кабинет: 222

Студент: Балакина Ирина Витальевна

Группа:32

Учитель: Белоногова Ирина Валерьевна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока “Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз”

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз; тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. изучить алгоритм составления и решения текстовых задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
  2. тренировать вычислительный навык;

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать умения рассуждать, анализировать и делать выводы.
  3. Развивать умения сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, точность, бережливость при работе в тетради.
  2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Приветствует учащихся. Настраивает на работу.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Присаживайтесь
Учитель открывает на доске карточки Д-1 в беспорядке.

-Посмотрите на доску. Я прикрепила к ней карточки, чтобы вы, глядя на них, поняли, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Но перед уроком я проветривала класс и, видимо, сквозняк эти листочки сдул, и они перепутались.

-Восстановите порядок на доске.

-Что означают эти записи?

-Итак, чему же будет посвящён сегодняшний урок?

-Как же будет построена работа на уроке?

 Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Смотрят на доску.

Один из учащихся выходит к доске, восстанавливает порядок.



-При увеличении числа а в 3 раза, надо число а умножить на 3; при уменьшении числа а в 3 раза, надо число а делить на 3.

-Увеличению и уменьшению чисел в

несколько раз.

-Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а

потом постараемся сами «открыть» новое знание.

Метапредметные:

Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение к деятельности

Презентация, учебные карточки

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: фронтальный опрос

 Тренинг вычислительного навыка.

-Я предлагаю выполнить следующее задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше.

Учитель открывает на доске таблицу с соответствующими карточками, перевёрнутыми числами к

доске. Под карточками – буквы слова «задача» (Д-2):

a

3

4

9

3

b

8

4

2

9

a*b

28

20

12

36

-Посмотрите на доску. Что нужно сделать?

-Выполним это задание.

-Расположим полученные числа в порядке возрастания.

-На какие группы можно разбить данный ряд чисел?

-Назовите четные числа.

-Составьте все возможные равенства из чисел 4, 6, 24.

Учитель раздает учащимся карточки с задачами (Р-2)

 -Составьте выражения к задачам и найдите их значения.

- Какое выражение вы составили к первой задаче?

-Кто составил другое выражение?


-Каким правилом вы должны были воспользоваться? Учитель вывешивает на доску эталон уменьшения числа в несколько раз.

-Кто ошибся, вы поняли свою ошибку? Исправьте ошибку зеленой ручкой.
-Чему равно значение этого выражения?

-Какое выражение вы составили ко второй задаче?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

Учитель вывешивает на доску эталон увеличения числа в несколько раз.

-Чему равно значение выражения?

-Кто ошибся в выборе правила?

-Кто ошибся в вычислениях?

-Исправьте свои ошибки.

Пробное действие.

-Что вы повторили?

-Почему я выбрала именно это?

-Какое следующее задание я вам предложу?

-Зачем вы его получите?

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:

 - Нужно записать выражение и найти его значение.

-Что нового в этом задании?

 -Выполните это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2.

-У кого нет результата?

-Что вы не смогли сделать?

 - Кто выполнил это задание?

-Обоснуйте свои действия.

-Что вы не можете сделать?

-Что вы дальше должны сделать?

Пробное действие.

-Что вы повторили?

-Почему я выбрала именно это?

-Какое следующее задание я вам предложу?

-Зачем вы его получите?

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:

 - Нужно записать выражение и найти его значение.

-Что нового в этом задании?

-Выполните это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на карточках Р-2.

-У кого нет результата?

-Что вы не смогли сделать?

-Кто выполнил это задание?

-Обоснуйте свои действия.

-Что вы не можете сделать?

-Что вы дальше должны сделать?

-Заполнить таблицу.


Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления и называют ответы 24, 7, 5, 6, 4, 27.

-4, 5, 6, 7, 24, 27.

-Однозначные и двузначные, четные и нечетные и т.д.

-4, 6, 24.

Один из учащихся составляет равенства на доске:

4*6=24; 6*4=24; 24:6=4; 24:4=6.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке Р-1.
-18 : 6.

-При уменьшении числа в несколько раз необходимо выполнять действие деление.

- 3.

-9 · 3.

- При увеличении числа в несколько раз необходимо выполнять действие умножения.

- 27.

- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и

уменьшение в несколько раз.

- Это нам пригодится для открытия нового знания.

- Задание, в котором будет что-то новое.

- Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.

- Мы пока не знаем.


Учащиеся поднимают руки.
-Мы не смогли составить выражение и найти его значение.
Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение.


-Мы не можем обосновать.

- Разобраться, в чем у нас затруднение.

- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

- Это нам пригодится для открытия нового знания.

- Задание, в котором будет что-то новое.

- Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.

-Мы пока не знаем.

- Мы не смогли составить выражение и найти его значение.

Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение.

- Мы не можем обосновать.

- Разобраться, в чем у нас затруднение.

Предметные: умение называть действие предмета

Метапредметные:

П: анализ объектов с целью выделения признаков;

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Презентация, учебные карточки

Постановка учебной задачи
 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: фронтальный опрос

-Какое задание вы должны были выполнить?

-Чем эта задача отличается от предыдущих задач?

-В чем затруднение?

-Почему же возникло затруднение?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Такие задачи в математике называются задачами в косвенной форме.

Учитель записывает тему на доску.

-В какой форме были даны задачи в начале урока?

-Чтобы стать художником, надо?…

-Чтобы научиться хорошо решать задачи, надо?…

 

-Именно этим вы и займётесь. И поможет вам в этом старый добрый друг и помощник – учебник.

-Вы сначала решите задачу в прямой форме, затем в косвенной форме. Сравните условия и

решения и сделаете вывод.

-Мы должны были к задаче составить

выражение и найти его значение.

- Предыдущие задачи были на увеличение

или уменьшение в несколько раз.
- Запутались, какое действие нужно выбрать.

- У нас нет способа решения таких

Задач.

- «Открыть» способ решения таких задач.
- Решение задач.

- В прямой форме на увеличение и

уменьшение в несколько раз.
- Много рисовать.

- Разбирать (анализировать) много задач и решать их.

Предметные: умение определять тему, цель урока

Метапредметные:

Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

 Презентация

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Групповая работа, практический ,словесный

-Откройте учебник странице 17. Рассмотрите задачи.

-Прочитайте задачу № 1 (а).

-Внесите данные этой задачи в схему и решите ее.

Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.

-Прочитайте задачу № 1 (б).

-Кто отправил открыток меньше: Даша или мама?

-Какой из отрезков схемы будет обозначать количество Дашиных открыток? А маминых?

-Заполните схему и решите задачу.

Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.

-Сравните эти задачи. Какую величину в них надо найти: большую или меньшую?

-Почему же задачи одинаково решаются, ведь в первой задаче есть слова «в 2 раза больше»,

а в условии второй задачи – «в 2 раза меньше»?

-Разберёмся с решением двух следующих задач.

Анализ и запись решения задач из № 2 проводятся аналогично.

-Как же решать задачи «в» «на» увеличение и уменьшение в несколько раз?

-Вернитесь к задаче на листочках. Как вы должны были ее решить?


-Какой следующий важный шаг вы должны сделать?

-Попробуйте в группах составить алгоритм решения задачи в косвенной форме.

В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.

После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов. После того, как группы представят свои эталоны, учитель проводит анализ и оставляет наиболее удобный вариант, например Д-4.

-Итак, смогли вы справиться с затруднением?

 -Какие задачи вы теперь можете решать?

-Какой следующий шаг на уроке?

Один из учащихся читает задачу вслух.

Вариант объяснения:

-Алёна прочитала 6 книг, а Таня в 2 раза больше, значит, 6 · 2 = 12 (кн.).

- Даша.


- Короткий – Даша, длинный – мама.

Вариант объяснения:

-Даша отправила меньше открыток, чем мама, значит, мама отправила их в 2 раза больше: 6 · 2 = 12 (откр.).

-В обеих задачах надо найти большую величину.

- Потому что в первой задаче слова «в 2 раза больше» относятся к искомой величине, а во второй задаче – к известной величине; вторая задача в косвенной форме.

- Нужно быть

внимательными, необходимо определить к какой величине относятся слова, если к искомой, то задача – в прямой форме, если к известной, то в косвенной форме; исходя из этого, нужно подобрать правило.

Один из учащихся решает задачу из задания на пробное действие у доски.

- Составить эталон.

- Да.

- Решать задачи на

увеличение и уменьшение в несколько раз в прямой и косвенной форме.

- Закрепить новое знание.

Предметные: умение называть действия предметов, выделять лишний предмет в цепочке. Метапредметные: П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе П: структурирование знания; К: инициативность в общем поиске знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной доли участия в общей познавательной работе коллектива Личностные: умение применять полученные знания в деятельности.

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, работа в парах, практический

 Фронтальная работа.

-Найдите № 3 на странице 17.

-Составьте выражения к задачам и найдите их значения.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:

 Работа в парах.

-Найдите № 4 (а, б) на странице 18.

-Выполните данное задание в парах.

-Проверьте свои результаты.

-Кто из вас ошибся?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

-Какой следующий шаг на уроке?

Сначала определяю большую и меньшую величину. Объем канистры большая величина, а объем

ведра – меньшая. Поэтому, чтобы найти объем ведра нужно выполнить деление. Составляю

выражение: 16 : 2. Получаю 8. Ответ: 8 л.

Вторая задача комментируется аналогично.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-5.

- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.

Предметные: Осознанное построение речевого высказывания Умение выделять лишний предмет Метапредметные: Обоснование своего суждения П: поиск и выделение необходимой информации; П: анализ объектов с целью выделения признаков;

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, индивидуальная работа

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3:

 

- Запишите выражение и найдите его значение самостоятельно.

-Кто из вас ошибся?

-В каком случае?

-Исправьте ошибку.

-Сделайте вывод.

 - Кто не ошибся?

-Сделайте вывод.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на карточках Р-3. Проверка организуется по

эталону для самопроверки Д-6.

- Нужно еще потренироваться.

- Мы все хорошо усвоили.

Предметные: умение находить предмет по описанию Метапредметные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: самооценка.

Презентация, учебные карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный, практический, фронтальная работа

Организация актуализации знаний. Учитель задает вопросы на повторение изученного материала на уроке.

Что нужно хорошо уметь, чтобы решать задачи без ошибок?

- Сейчас я предлагаю вам потренироваться в

Вычислениях. Найдите № 8 на странице 18.

-Заполните таблицу.

- Нужно хорошо читать,

анализировать задачу, вычислять без ошибок.

Таблица заполняется по столбикам. Учащиеся с места по цепочке называют ответ.

Предметные: умение составлять последовательность, используя команды в логических заданиях. Метапредметные: П: использование знаково-символических средств. П: поиск и выделение необходимой информации.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооце

нка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный , фронтальная работа

Организует самооценку учащихся.

-Какую цель вы перед собой ставили?

-Удалось ли достичь цели?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю

ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

- «Открыть» способ решения задач на увеличение и

уменьшение в несколько раз в косвенной форме.

Предметные самоанализ Метапредметные: Осознанное построение речевого высказывания Личностные: самоопределение

Презентация, листы самооценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики " «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» 2 класс

Урок математики «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» по программе "Начальная школа XXI века" . УМК: В.Н.Рудницкая «Математика» 2 класс; ...

Технологическая карта урока математики. Решение задач на увеличение в несколько раз.

Урок математики по УМК " Начальная школа XXI века" организован в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяется групповая работа детей, созданы разноуровневые задачи. Моделиро...

Технологическая карта по математике "Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц" для 4 класса

Технологическая карта  по математике "Решение задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц" для 4 класса Урок контроля знаний. Для 8  вида...

Технологическая карта урока математики "Решение задач на движение вдогонку. Скорость приближения" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с новым видом задач на движение вдогонку.Задачи урока:Дидактические:познакомить обучающихся с новым видом задач на движение вдогонку;учить обучающихся решать задачи ...

Технологическая карта урока математики «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз. Закрепление», УМК "Перспектива", 2 класс

Цель урока: закрепление навыков решения задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, повторение таблицы умножения.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)    закреп...

Технологическая карта урока математики: "Решение задач разными способами"УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс

Цель урока: обобщение разных способов решения текстовых задач.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Обобщить и систематизировать знания о способах решения текстовых задач;Вспомнить алгоритм ...