Пояснительная записка _математика 4 класс
материал по математике (4 класс)

Вартик Наталья Владимировна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_matematika.docx78.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

Рабочая  образовательная программа

                                                    по предмету «Математика»

                                                                для 4 Б класса

                                                     на 2020/2021 учебный год

МАТЕМАТИКА

(Авторы: Моро  Мария  Игнатьевна,   Волкова  Светлана  Ивановна,  

Степанова  Светлана  Вячеславовна)

4   класс

Пояснительная записка

к тематическому планированию по математике

Нормативно – правовые  документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный   закон   от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
  2. Федеральный Государственный образовательный  стандарт Начального Общего Образования,  утвержденный  приказом  Минобрнауки  России  от  06.10.2009  №  373  (п.  19,  5);
  3. Федеральный  базисный  учебный  план;
  4. Положение  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочих  программ  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  г.  №  06 – 1844;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  6. Планируемые  результаты  Начального Общего Образования;
  7. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от  28.03.2002  г. № 199/13);
  8. Приказ  Министерства  Просвещения  России  от    28.12.2018 N 345 (ред.  от   18.05.2020) "О  Федеральном  перечне  учебников,  рекомендуемых  к  использованию   при  реализации   имеющих  Государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего  образования»;
  9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".  Действует  с  01.09.2011  г.;
  10. Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
  11. Программы Министерства образования РФ:   Начальное общее образование, авторская  программа  М.  И.  Моро,  М.  А.  Бантова,  Г.  В.  Бельтюкова,  С.  И.  Волкова,  С.  В.  Степанова   «Математика»,  утвержденные МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
  12. Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  обучающихся  с  задержкой  психического  развития,   одобренная  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  протокол  4/15  от  22.12.2015  г.

Нормативно – правовые  документы  локального  уровня:

  1. Устав  МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан»;
  2. Основная  образовательная программа  начального  общего образования МБОУ  «СОШ № 2  г. Алдан»,  утвержденной приказом  МБОУ СОШ № 2 г.  Алдан №  01-17/308 от 30.08.17г;
  3. Учебный   план   МБОУ   «СОШ № 2 г. Алдан»  на 2020 /2021  учебный год,   утвержденный  приказом №  01-17/287 от 31.08.20  г.;
  4. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.;
  5. Адаптивная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №2 утвержденной приказом  «МБОУ СОШ №2 г.  Алдан»  №01-17/301 от 30.08.2016г.

         Я  работаю  по  программе  «Школа  России».   Данная программа Министерства образования РФ.,  утвержденная МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, взята за основу. Ценность  УМК  «Школа  России»  состоит    в  том,  что  ему  присущи  такие  характеристики,  которые  очень  значимы  для  учителя  не  только  сегодня,  но  и  всегда,  а  именно:  фундаментальность,  надежность,  открытость  новому.

УМК  «Школа  России»  сориентирован  на  личностно – развивающее  образование, граждански – ориентированное  образование,  глобально – ориентированное  образование  младших  школьников.  

 Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Учебно – методический  комплекс  «Школа  России»  -  один  из  наиболее  известных  в  стране  проектов  издательства  «Просвещение». Система  учебников  «Школа  России»  на  основании  экспертных  заключений  РАН  и  РАО,  реализует  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования.  

Эта  программа  охватывает  все  образовательные  области  учебного  плана  ФГОС,  включает  учебники  и  учебные  пособия  нового  поколения,  которые  отвечают  требованиям  к  современной  учебной  книге.  

Программа модифицирована для работы в МБОУ СОШ № 2, ориентирована на контингент обучающихся  данной школы  и составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития обучающихся  4 «А»   класса,  добавлен интегрированный материал с использованием  регионального компонента.

   Уровень программы базовый.

Взяв  за  основу  программу комплекта  «Школа  России»  и  исходя  из  особенностей  класса,  ставлю  для  себя  следующие  задачи:

  1.  Развивать интеллектуальную,  творческую  личность.
  2. Формировать  потребность  к  познанию  и  высокую  школьную  мотивацию.
  3. Создать  условия  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  обучающихся.

     

Место курса «Математика» в учебном плане

   

      Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ   на изучение математики  в начальной школе выделяется   540   часов.

   В  4  классе —  136 часов   (4  часа   в неделю, 34  учебные недели).

   Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Сборник  рабочих  программ  «Школа  России».  1  -  4  классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)
  2. Концепция  учебно – методического  комплекса  «Школа  России»
  3. Математика. 4 класс : учебник  для общеобразовательных   учреждений с приложением   на электронном   носителе : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение.
  4. Моро  М.  И.,  Волкова   С. И. Математика. 4  класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных   учреждений:   в 2 ч. / С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Ситникова  Т.  Н.,  Яценко  И.  Ф.  Поурочные  разработки  по  математике:  4  класс.  -  М.:ВАКО
  6. Поурочные  разработки.  Технологические  карты  уроков:  4  класс.  Пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений / И.  О.  Буденная,  Ю.  И.  Глаголева,  Н.  И.  Роговцева.  -  М.:СПб.:  Просвещение
  7. Волкова, С. И. Математика. Устные упражнения. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных   учреждений / С. И. Волкова. – М.: Просвещение
  8. Волкова, С. И. Математика и конструирование. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных  учреждений / С. И. Волкова. – М.: Просвещение
  9. Моро, М. И. Для тех, кто любит математику. 4  класс: пособие для учащихся общеобразовательных    учреждений / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение

Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Цели и задачи изучения курса «Математика»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие   обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

   Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

   Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  1. Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения).
  2. Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления.
  3. Развитие пространственного воображения.
  4. Развитие математической речи.
  5. Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач.
  6. Формирование умения вести поиск информации и работать с ней.
  7. Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  8. Развитие познавательных способностей.
  9. Воспитание стремления к расширению математических знаний.
  10. Формирование критичности мышления.
  11. Развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения, опровергать или подтверждать истинность предположения).

Ташикулов Фирдавс  АООПННОО для обучения с ЗПР вариант 7.2 приказ 01-01 /383 от 04.09.17

Количество часов соответствует учебному плану. Коррекция осуществляется не за счет изменения количества часов, а за счет технологии обучения и индивидуального подхода с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Особенности Фирдавса:

По национальности узбек. Плохо понимает русскую речь, поэтому низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи.

   Цель обучения  детей  с  ОВЗ:  формирование основ функционально-грамотной личности, обеспечения языкового и речевого развития ребёнка, формирование приемов умственной деятельности.

      Реализовать данные цели обучения возможно через:

  • более широко включены геометрический материал,
  • задания графического характера,
  • практические упражнения с элементами конструирования,
  • накопление и расширение практического опыта действий с реальными предметами,
  •  усвоение основных математических понятий и действий.

На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у обучающихся постепенно формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у них на уроке математики. С этой же целью рекомендуется представлять материал в занимательной форме, используя математические дидактические игры и упражнения.

         

 Математическое развитие младших школьников;  формирование системы начальных математических знаний;  воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Реализовать данные цели обучения возможно через:

формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

развитие познавательных способностей.

   Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.

Методы и приёмы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
  • практическая работа
  • самостоятельная работа
  • объяснительно-иллюстративный

Использование  национально – регионального  компонента  на  уроках  математики

   Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом»,  а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.

  В МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан»   обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Саха. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Якутии, культурой, историей, традициями, математическими представлениями древних якутов, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

   

          В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам (актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.

Планируемые результаты изучения курса «Математика»  в   4   классе

Программа обеспечивает достижение обучающимися  четвертого   класса   личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

  • Основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • Уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • Навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  • Навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  • Мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • Интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • Умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  • Уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • Адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  • Устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

  • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • Определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • Воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • Находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

  • Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • Представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо - видовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений;
  • Владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
  • Использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • Владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • Выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
  • Устанавливать причинно - следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
  • Осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
  • Составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
  • Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

  • Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • Признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  • Принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • Принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • Навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
  • Обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • Образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
  • Заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
  • Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • Читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • Самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
  • Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • Вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • Выполнять действия с величинами;
  • Выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
  • Использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • Решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
  • Находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • Устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • Решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • Оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
  • Решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
  • Решать задачи в 3—4 действия;
  • Находить разные способы решения задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
  • Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
  • Выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • Использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • Распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • Измерять длину отрезка;
  • Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • Оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

  • Распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
  • Вычислять периметр многоугольника;
  • Находить площадь прямоугольного треугольника;
  • Находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • Читать несложные готовые таблицы;
  • Заполнять несложные готовые таблицы;
  • Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).

Содержание изучаемого курса

Числа от 1 до 1000. Нумерация.   Четыре арифметических действия

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация. Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений пройденного  вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих: смысл арифметических действий; нахождение неизвестных компонентов действий; отношения больше, меньше, равно; взаимосвязь между величинами; решение задач в два – четыре действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов.

Структура  курса «Математика»

4  класс   (138  часов)

Учебно-тематическое  планирование программы:

Учебный  план

Числа от 1 до 1 000. Повторение  -  14 час.

Числа, которые больше 1 000. Нумерация  - 12  час.

Числа, которые больше 1 000. Величины -  15  час.

Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание -  12    час.

Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление  - 79  час.

Странички  для  любознательных   -  6   час.

Проекты

  • Числа  вокруг  нас
  • Математика  вокруг  нас

Контроль уровня обученности  по математике    в  4   классе

(из методического письма МО РФ «Контроль и  оценка результатов обучения в начальной школе (№ 1561/14-15 от 19.11.1998г)

   Контроль за уровнем достижений обучающихся   по математике   проводится в форме устных  ответов  и  письменных работ.

Оценивание письменных работ

   В основе данного оценивания лежат следующие показателя: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;        
  • наличие записи действий;        
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

   Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Оценивание устных ответов        

   В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.        

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;        
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;        
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;  неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;        
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;   неправильное произношение математических терминов.        

Особенности организации контроля по математике

   Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа умения находить площадь прямоугольника и др.).

   Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

   Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по  15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5–6 минут урока.        

   Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

   При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов задании, которые для данной работы являются основными.

   Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Контроль  за  выполнением практической  части  программы  в  начальной  школе

4  класс

I  четверть

II  четверть

III  четверть

IV  четверть

За  год

Контрольная  работа - 3

Контрольная  работа - 2

Контрольная  работа - 3

Контрольная  работа - 2

Контрольная  работа - 10

Виды контрольных работ, их цели и оценивание.

1 полугодие 4 класса - до 40 минут

2 полугодие 4 класса - до 40 минут

Работа, состоящая из примеров

Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.

Не более 12 вычислительных действий

Работа, состоящая из задач

Цель: проверка умения решать задачи

2 - 3 задачи

Комбинированная работа

Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида (задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).

Работа, состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)

Работа, состоящая из 2 задач и примеров (не более 12 вычислительных действий)

Оценивание контрольных работ

Отметка «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

  • отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
  • не более одного недочета.

Отметка «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:

  • наличие 2-3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
  • использование нерациональных приемов решения учебной задачи.

Отметка «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:

  • не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.

Отметка «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:

  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

  Обязательна дополнительная часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за выполнение двух заданий).

Математические диктанты

4  класс  -  9

Минимальный объём 12 действий.

Отметка «5» - без ошибок.

Отметка «4» – 1/5 часть действий выполнена с ошибками.

Отметка «3» – 1/4 выполнена не верно.

Отметка «2» – 1/2 выполнена не верно.

        

Самостоятельная работа

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

Самостоятельная работа:

  • должна присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
  • предусматривает помощь учителя;
  • может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

Цель работы:

  • закрепление знаний;
  • углубление знаний;
  • проверка домашнего задания;

Начиная работу, сообщите детям:

  • время, отпущенное на задания;
  • цель задания;
  • в какой форме оно должно быть выполнено;
  • как оформить результат;
  • какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).

   Тестирование проводится на пройденном и хорошо отработанном материале. Задания не требуют списывания. Ребёнок должен только отметить правильный вариант ответа. Тематические тесты содержат 6 вопросов и заданий, разделённых на три уровня сложности.  Задания  части  А  обеспечивают  стандартный  уровень  требований  к  математической  подготовке  обучающихся;  задания  части  В  -  несколько  более  сложные;  Часть  С  содержит  задания  высокого  уровня  сложности.  Задания  А,  В  и  С  предлагаются  всем  обучающимся  класса  без  исключения.

    К каждому заданию теста предлагается четыре варианта ответов, из которых в уровне А правильный только один. Задания уровней В и С предполагают как один, так и несколько правильных ответов.

   На выполнение тематических тестов отводится   не  более  20  минут  урока.

   Каждое верно выполненное задание части  А оценивается в 1   балл,   части   В –  в  2  балла,   части  С –   в 3   балла.

   Оценивая  работу    в  баллах,  учитель  предварительно  подсчитывает  максимальную  сумму  баллов,  которую  может  получить  ученик,  и  цену  одного  балла  (в  процентах).

   При  выведении  общей  отметки  учитель  ориентируется  на  следующую  шкалу  отметок:

Отметка

Процент  от  максимального  числа  баллов

«5»

100

«4»

76  -  99

«3»

50  -  75

«2»

0  -  49

  Расчеты  оценки  выполненного  обучающимися  теста  по  теме  «Числа  от  1  до  100»

Максимальная  сумма  баллов  -  14

Цена  одного  балла  -  7,1  %.

Сумма  баллов

14

13

12

11

10

9

8

0  -7

Выполнено

100 %

92,3 %

85,2 %

78,1 %

71 %

64 %

57 %

˂ 49 %

Отметка

«5»

«4»

«4»

«4»

«3»

«3»

«3»

«2»

Контрольно – измерительные  материалы

   Для  оценки  усвоения  школьниками  планируемого  содержания  используется  литература: 

  1. Т.  Н.  Ситникова.  Самостоятельные  и  контрольные  работы  по  математике.  4  класс. - М.:  Вако
  2. С.  И.  Волкова.  Проверочные  работы  к  учебнику  «Математика.  4  класс» - М.;  Просвещение
  3. Контрольно – измерительные  материалы.  Математика:  4  класс / сост.  В.  В.  Никифорова. – М.:  Вако
  4. КИМ  ВПР.  Математика.  4  класс.  Контрольные  измерительные  материалы:  Всероссийская  проверочная  работа.  ФГОС / В.  Н.  Рудницкая.  -  2-е  изд.  Перераб.  и  доп. – М.:  Издательство  «Экзамен»,  2018.

Литература для  обучающихся

  1. Моро  М.  И.,  С.  И.  Волкова. Математика. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение
  2. С.  И.  Волкова.  Проверочные  работы  к  учебнику  «Математика.  4  класс» - М.;  Просвещение.

        

Пособия для учителя:

  1. Математика.   Рабочие  программы.  Предметная  линия  учебников  системы  «Школа  России»  – М.: Просвещение – (Стандарты второго поколения).
  2. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4  класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).
  3. Устный  счет.  Сборник  упражнений.   4  класс:  к  учебнику  М.  И.  Моро  и  др.  «Математика.  4   класс»/ Л.  Ю.  Самсонова.- М.:  Издательство  «Экзамен»
  4. Никифорова  В.  В.  Графические  диктанты.  Рабочая  тетрадь. – М.:  Вако
  5. Математика  и  конструирование:  4  класс / С.  И.  Волкова.  – М.:  Издательство  «Просвещение»
  6. Для  тех,  кто  любит  математику:  4  класс / М.  И.  Моро,  С.  И.  Волкова.  – М.:  Издательство  «Просвещение»
  7. Поурочные  разработки  по  математике:  4   класс. – М.:  Вако

МУЛЬТИМЕДИА    -   ПОДДЕРЖКА:

  1. Математика.  3 – 4   класс:  поурочные  планы  по  программе  «Школа  России»  (электронный  ресурс)  -  Волгоград:  Учитель.
  2. Математика.  Мультимедийное  сопровождение  уроков  в  начальной  школе.   (электронный  ресурс)  -  Волгоград:  Учитель.
  3. Личный  архив.
  4. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка . Математика 4 класс.

Прояснительная записка. математика 4 класс....

Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка Математика 1 класс УМК "Школа 2100"

Пояснительная записка поматематике 1 класс УМК "Школа 2100"...

пояснительная записка-математика 3 класс

пояснительная записка-математика 3 класс...

Пояснительня записка "Математика", 3 класс

Пояснительная записка по математике  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориен...

пояснительная записка МАТЕМАТИКА 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по математике, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным государственным образовательн...