Переместительное свойство умножения
план-конспект урока по математике (3 класс)

Тема: «Переместительное свойство умножения»


Цели: 

Образовательные: 
 


  • Познакомить с переместительным свойством умножения;
  • Совершенствовать умение анализировать задачи и решать их. 


Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность учащихся; 
  • Развивать умение работать сообща, парами, коллективно; 
  • Развивать умение следовать заданным инструкциям учителя; 
  • Развивать память, мышление, гибкость ума, воображение, внимание. 


Воспитательные: 

  • Воспитывать культуру математической речи, активность, любознательность, заинтересованность, ответственность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Переместительное свойство умножения»


Цели: 

Образовательные: 


  • Познакомить с переместительным свойством умножения;
  • Совершенствовать умение анализировать задачи и решать их. 


Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность учащихся; 
  • Развивать умение работать сообща, парами, коллективно; 
  • Развивать умение следовать заданным инструкциям учителя; 
  • Развивать память, мышление, гибкость ума, воображение, внимание. 


Воспитательные: 

  • Воспитывать культуру математической речи, активность, любознательность, заинтересованность, ответственность. 


ХОД УРОКА 

  1. Организационный момент

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

  1. Чистописание

Вы любите сказки?
Учитель. Сегодня на уроке мы попадем с вами в сказку.

Попадем с помощью волшебного числа.

Какое число в сказках встречается особенно часто? 
Дети. Число 3. 
У. Где оно встречается? 
Д. Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры... 

Посмотрите, какое сегодня число?

ЗамОк!

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочекJ.

-Пальчики  размяли.

-Какую цифру будем писать. (3)

Теперь проверили посадку, взяли ручки, приступили к чистописанию. Прописываем цифру 3 через клетку, целую строчку. 

III. Сообщение темы урока
У. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще и узнаем много нового, сразимся с хитрыми задачами. 

IV. Устный счет

Слушаем.
У. Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никого они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные. Что это за знаки? 

слайд

Д. Двузначные числа. 

У. Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.

Прочитайте числа, записанные на крышках.

Д. 35, 33, 73, 40, 13, 23. 
У. Какое число лишнее? Почему? 

Д. Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы. 

У. Открылась шкатулка, а там письмо. 

"Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! 
Расколдовать ее - волшебный цветок может, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете. 
Карчена

- Что нужно сделать? (расположить числа в порядке убывания)

-Это как? (от большего числа к меньшему)
– Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите числа в тетрадь в строчку через клетку. 
- С какого числа начнем? (73)
Дети записывают числа в тетрадях

Проверим, какие числа вы записали.


73 


35 


33 


23 


13 


– Каждая цифра соответствует букве? 
У. Прочитайте слово, которое получилось. У  кого же спрятан волшебный цветок? 

Д. Получилось слово "Кощей", значит, цветок у него. 

У. Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат-витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень с надписью: "Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь". Задумался Булат: "По каждой дороге нужно пройти – а тут каждая минута дорога, от помощи бы не отказался – пропадут без Елены на земле мудрость и красота". 

V. Актуализация знаний


У. Вот сейчас нам и пригодится все, чему вы научились на последних уроках. 
Перед Булатом три дороги. Поможем витязю пройти по всем дорогам? 

Д. Да 
- По первой дороге пойдем, все камушки соберем. 
Найдите значение выражений и запишите в первый столбик.

(Выполняют задание)

Выполним 2 часть задания поменяйте местами слагаемые ,  запишите и найдите значение выражений во 2 столбик.


13 + 2 =

25 + 2 =

16 + 13 =

50 + 0 =

37 + 6 = 

Сейчас взаимопроверка,  поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы друг друга. Правильно ли выполнил сосед задание,  узнать поможет Булат – витязь.

Оцените работу соседа:

Без ошибок-5

1-2 ошибки-4

3 ошибки – 3

Если есть ребята,  которые совсем не справились, поставьте !, это тоже оценка его работы, чтобы запомнил.

- Что заметили? Переместительное свойство сложения, от перестановки слагаемых сумма не меняется. На доске: а + в = в + а

– Вторая тропинка непростая – извилистая да крутая. Смотрите не ошибитесь –

в пропасть не свалитесь. 

- Замени сложение умножением.

По 1 реб. у доски.


4+4+4+4=

5 +5+ 5 + 5+ 5 =

5 + 4 + 3 + 2 + 1 =
Еще можем какое-нибудь выражение записать?

Нет.

Почему?

– Ребята, скажите, в каком случае мы можем заменить сложение умножением? (если все слагаемые одинаковые)

- А каким способом удобнее решить пример? (Умножением.)

 Почему?

_ По третьей дорожке пойдем, по самой крутой и ухабистой.

.  Посмотрите на данные выражения. Кто догадался, какое задание надо выполнить?

        9 + 3 … 3 + 9                           9 · 3 …  3 · 9

   (Надо сравнить и поставить знак  >,  <  или   = .)

 - Рассмотрим 1 выражение. Можно ли сравнить не находя значения выражений?

Почему? Чем они отличаются

-Как называется это свойство?

- Рассмотрим 2 выражение.

- Можем ли мы, не считая сравнить произведения левой и правой части?

- Что нам нужно сделать? (Узнать, переместительное свойство можно применять при умножении? )

IV этап. «Открытие» детьми нового знания.

Посмотрите на доску. Какую фигуру вы видите?

Этот прямоугольник разделен на одинаковые части

Ваша задача посчитать, сколько четырехугольников вмещается в прямоугольник, и записать удобным способом.

Сколько четырехугольников в одной строке?

Сколько таких строк?

Как запишем?

6+6+6=18

6*3= 18          

 Посмотрим на столбики.

Сколько четырехугольников в 1 столбике?

Сколько таких столбиков? 6

Как запишем?

3+3+3+3+3+3=18              

3*6=18

слайд

– Что заметили в этой записи? (Результат одинаковый.)

– Чем похожи произведения? (Одинаковые множители.)

– Чем отличаются? (Множители переставлены.)

– Множители переместили, а результат одинаковый.

– Так какое свойство умножения мы можем назвать? (От перестановки множителей значение произведения не изменяется.)

- А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с ним учебник. Откройте его не с. 56 и прочитаем вместе правило. (Дети читают правило.)

– Мы оказались правы? (Да.)

слайд

- Сравните между собой пары произведений с одинаковыми множителями.

Какой знак поставим?

-Чтоб продолжили мы путь, нужно отдохнуть.

VI. Физ. минутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою тори кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)


У. А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: "Раз ты смог до меня добраться, Булат, сможешь и задания мои решить. 


Задание первое.

1 - №1 стр.56 –устно 2 столбика.
Задание второе.

Задача № 2 - Решение записывается у доски с комментированием.

- Сделайте рисунок к задаче.

-О чем говорится в задаче?

- Сколько кустов в каждом ряду? (5)

- Сколько таких рядов? (3)

Что нужно узнать в задаче?

Как будем решать? Какое число повторяется? Сколько раз?

Решение: 5 * 3 = 15 (к)

Ответили на вопрос задачи?

Записываем ответ.15 кустов смородины в саду.

Физ.минутка для глаз.

Задание третье.

У. А третья голова предлагает задание из учебника: "Сделайте задание – цветок добудете!" 

Дети самостоятельно решают примеры № 5 из учебника на с. 56.

– Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно много математических операций повторили.

VIII. Итог урока

Мне очень понравилось ка вы работали на уроке, как много заданий вы сделали. Открыли новые знания.
У. Что нового вы узнали на уроке? 
Д.  Переместительное свойство умножения. 
У.  Сформулируйте правило. 

Дети отвечают на вопрос.

– Понравилась ли вам математическая сказка?
Д. Да! 

Рефлексия.

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично работали на уроке, покажите цветочек с зеленой серединкой.
  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, покажите цветочек с желтой серединкой.
  • Если ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите цветочек красным цветом.

IХ. Домашнее задание


 № 6, 7 с. 56.

(Дополнительно)

В моем саду яблоня растет с золотыми и серебряными яблоками. Золотых – 25, а серебряных на 12 меньше. Сколько всего яблок?" 
Давайте поможем Булату решить эту задачу. 
Решение записывается у доски с комментированием.

О чем говорится в задаче?

- о яблоках

Что о них известно?

- Они золотые и серебренные.

Что о них известно?

Что нужно узнать в задаче?

Что нужно знать чтобы ответить на вопрос?

Все ли нам известно?  Нет

Как узнаем?   25-12=13

А теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

Как ?  25+13=38  Чего.

На доске:


описание: 9 

– Мы еще не все задачи решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам устные задания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство умножения

УМК "Школа 2100" Урок изучения нового....

Урок математики 3 класс.Переместительные свойства умножения

Урок математики 3 класс.Автор учебника  Э.И.АлександроваТип урока:освоение новых знаний (ОНЗ)Тема урока:переместительные свойства умноженияЗадачи урока:- закреплять знания шагов учебной дея...

Переместительное свойство умножения. Методическая разработка

Методическая разработка урока "Переместительное свойство умножения" 2 класс, "Школа России"...

Переместительное свойство умножения. Презентация.

Презентация к уроку "Переместительное свойство умножения" 2 класс "Школа России"...

Презентация "Переместительное свойство умножения"

Презентация для урока математики по теме "переместительное свойство умножения" 2 класс программа "Школа России"...

Презентация по теме "Закрепление. Переместительное свойство умножения"

Презентация к уроку закрепления по теме "Переместительное свойство умножения. Решение задач". 2 класс. Программа "Школа России"....

Урок математики "Переместительное свойство умножения"

Конспект урока и презентация. Презентация содержит видеофрагменты из мультфильма "Маша и Медведь". Поскольку максимальный размер загружаемого файла ограничен, видео в презентации воспроизводиться не б...