Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе
методическая разработка по математике

Конухова Татьяна Олеговна

Исследование или термин «исследовательское обучение» обычно подразумевает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В сфере образования чаще всего обращаются к научным исследованиям. Результатом научной деятельности, как правило, бывают - описание реальности, прогнозирование развития событий и последствий этих событий.

Главное отличие научного исследования от всех других видов исследовательской деятельности - определять и выражать качество неизвестного при помощи известного. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.

Обучащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся. Проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

Работая на проектом каждому учителю нужно помнить:

Основными критериями успешности является радость и чувство удовлетворенности у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Итак, общие черты:

  • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
  • структура проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
  • компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация

Отличия:

Проектная деятельность

  • Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования;
  • Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Научно-исследовательская деятельность:

  • В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат;
  • Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

Под проектно-исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими научных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской  задачи  с  заранее  неизвестным  решением  и результатом. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно- познавательная,                творческая        или        игровая        деятельность                учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.                Непременным условием        проектной        деятельности        является        наличие        заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по        реализации        проекта        (включая        его                осмысление        и        рефлексию результатов деятельности).

Проект

  • Технология в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения
  • Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности

Главные цели метода проекта на уроках математики:

  • Показать умение отдельного        ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт;
  • Реализовать свой интерес к предмету и совершенствоваться в умении излагать переработанный материал;
  • Продемонстрировать уровень обученности, совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Преимущества проектных уроков

-позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;

-на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;

-значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;

-создаются необходимые условия для применения знаний на практике

Результаты проектной деятельности

-владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной познавательной деятельности;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации.

Необходимые условия при работе над проектом:

  • Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнениие некоторых фактов, фактов из истории математики, жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем;
  • Проблема перед учащимися должна формулироваться так, чтобы ориентировать их на использование различных источников;
  • Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки;

Типы проектов на уроке математике:

  • Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, к примеру – исследовательские рефераты старшеклассников;
  • Творческие – газета, видеофильм, подготовка выставки, составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов, выставки оригами;
  • Игровые – результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к концу – например составление кроссвордов, проведение урока учащимися старших классов с учащимися младших классов;
  • Информационные – подготовка различных сообщений, докладов;
  • Практико-ориентированные – составление наглядных пособий учащимися для работы в группах или в парах.

Алгоритм разработки проектных уроков

Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).

Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как...? Каким образом...?

Из проблемы формируется цель (планируемый результат). Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).

Организовать работу в группах. Определить регламент работы. Презентация.

Рефлексия учащихся. Как организовали работу в группе? Что из запланированного получилось хорошо? Какие возникли проблемы? Как были решены? Самооценка.

Оценка учителя.

Этапы работы над проектом:

-Проблематизация (выявление проблемы, постановка вопроса: Как? Каким образом?).

-Целеполагание (цель — проектный продукт).

-Планирование (формулирование задач — шагов для достижения цели, определение способов, которыми эти задачи будут решаться, составление графика выполнения проекта).

-Реализация проекта.

-Самооценка и рефлексия.

-Презентация работы.

Деятельность учителя и обучающегося на каждом этапе составления проекта

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучющегося

1. Мотивация

Разработка планов уроков-экскурсий.

Создание условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий

Выбирает уровень заданий согласно своим способностям.

Выбирает тему научно-исследовательской работы

2.Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы

Знакомится основополагающими принципами научного исследования.

Определяет

проблемное поле исследования.

Помогает

корректировать и конкретизировать тему.

Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи

Формулирует тему научно-исследовательской работы.

Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.

Знакомится с принципами научного исследования

3.Определение круга изучаемых источников

Знакомит с методами исследования.

Помогает

определить круг изучаемых источников.

Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

Знакомится с методами исследования.

Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.

Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой

4. Сбор материала по теме исследовани я и его систематиза ция

Помогает организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках.

Помогает составить вопросы для анкет.

Совместно с учеником систематизирует материал для научно- исследовательской работы

Учится работать с фондами библиотек.

Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу.

Совместно с учителем составляет вопросы и приводит сбор устных источников. Совместно с учителем систематизирует собранный материал по теме исследования

5.Оформление исследовательской работы

Знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы.

Корректирует написанный текст работы.

Помогает решить спорные вопросы при написании текста

Знакомится я с требованиями оформления научно-исследовательской работы

Совместно с учителем корректирует написанный текст

6.Публичное выступление на конференци и        (защита исследовательской работы)

Объясняет принципы публичного выступления.

Проводит тренинг.

Слушает и корректирует выступление.

Выступает на защите исследовательской работы

Изучает принципы публичного выступления.

Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.

Отрабатывает навыки публичного выступления.

Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление.

7 .        Анализ научно- исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы

Совместно с учеником проводит анализ  его научно-исследовательской деятельности.

Помогает определить направления дальнейших исследований.

Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований

Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности.

Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.

Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований

Зачем мы все это делаем?

В результате работы над проектом ребенок:

  • учится умению договариваться;
  • учится взаимообучению ( «я уже все понял, сейчас я тебе объясню!»;
  • учится взаимоконтролю («так, что у тебя получилось? А как ты это получил? А каким методом ты воспользовался чтобы достичь своей цели? А как ты рассуждал? А как рассуждал я?
  • учится умению распределять роли при выступлении, если работу выполняет группа обучающихся;
  • имеет возможность разделять ответственность за полученный результат;
  • готовится к самостоятельной жизни в обществе;
  • учится лидерским качествам, с целью воспитания конкурентно- способной личности на рынке труда;
  • учится самостоятельно думать, ставить перед собой задачи, решать разнообразные проблемы и добиваться поставленной цели;
  • развивает критическое и творческое мышление;
  • развивает коммуникативные навыки, навыки работы с различными источниками (книги, статьи из журналов...);
  • учится отстаивать свою точку зрения и признавать свои ошибки;
  • учится быть ответственным и целеустремленным;
  • учится пониманию, что отрицательный результат – это тоже результат;
  • учится анализировать, ориентироваться в потоке информации, выделять главное от второстепенного, учится сравнивать, обобщать, систематизировать;
  • развивается культура его устной и письменной речи, словарного запаса;
  • получает возможность ориентироваться в выборе будущей профессии;
  • развивает творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)

АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе

Проектная работа учащихся затрагивает различные области в урочной деятельности. В предлагаемом материале представлен опыт работы Гимназии по организации проектной работы во внеклассной работе.Проект п...

Тренинговое занятие "Реализация проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время средствами программы iMovie".

Образовательная предметная среда современной начальной школы в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты должна создавать условия для формирования ключевых компетентностей у дет...

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

Разработка тематики исследовательской  деятельности для внеурочной работы по математике...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

Разработка тематики проектной деятельности для внеурочной работы по математике...

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

laquo;Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения качества образования»...

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ

Проектная деятельность учащихся по математике во внеурочной работ...