Урок "Квадрат"
методическая разработка по математике (2 класс)

Александрова Тамара Дмитриевна

Урок "Квадрат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_kl.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Тамара Дмитриевна

МОУ «Изварская СОШ»

Предмет: математика,  УМК «Школа России»

Класс: 2

Тема: "Квадрат" 

Цель: познакомить со свойствами квадрата.

Задачи:

1)обучающие: обеспечить усвоение обучающимися знаний о новом виде четырехугольников – квадрате, его свойствах;

2)развивающие: развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать смекалку и находчивость;

3)воспитывающие: формировать самооценку и самоконтроль, умение сотрудничать в группе, воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.

Планируемые результаты:

личностные: развивать познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные: осознанно строить высказывание в устной форме; рассуждать логически; произвольно и осознанно овладевать общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:  презентация, мультимедийный проектор, модели прямого угла, белые прямоугольные листы, модели корабликов – 4 шт., бескозырки – 4 шт., карточки с задачами – 4 шт., карточки с ребусами – 4 шт.

Ход урока.

I. Организационный момент

Начинаем математики урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать!

II. Актуализация знаний

1.Устный счет.

- Ребята! Во время устного счёта я приглашаю вас в морское путешествие. Оно будет коротким, но очень интересным.

Капитаны, постройте свои команды на палубах кораблей. (Класс разбит на 4 группы.)

- Сейчас вы отправитесь в путешествие по морю. Но на вашем пути будут встречаться препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы потом благополучно высадиться на берегу.

Остров «Сосчитай-ка» (1 задание)

Решить примеры и записать на доске ответы.

На доске записаны 4 столбика примеров. Каждая команда друг за другом решает свои примеры. За каждый правильно  решённый пример получает балл.

1 команда                    2 команда                    3 команда                    4 команда

80 – 14 =(66)               70 + 14 =(84)                18 + 20 =(38)                  21 + 42 =(63)

42 + 43 =(85)               32 + 34 =(66)                60 – 22 =(38)                 100 – 6 =(94)

36 + 30 =(66)              78 – 12 = (66)                52 + 42 =(94)                 14 + 70 =(84)

90 – 6 =  (84)               33 – 30 =(3)                  80 – 17 =(63)                 80 – 26 =(54)

17 – 9 =   (8)               15 – 8 =  (7)                   14 – 6 =  (8)                   16 – 8 =  (8)             

Проверка. Выставление баллов.

Бухта «Задачка» (2 задание)

Решить задачу.

Всем командам выдаются карточки, на которых напечатаны задачи. Каждая команда решает свою задачу и записывает решение выражением на обратной стороне карточки.

1 команда: «В одной лодке было 13 рыбаков, а в другой на 7 больше. Сколько рыбаков было в двух лодках?» (13+7+13=33)

2 команда: «На первом теплоходе плыли 45 пассажиров, а на втором теплоходе 15 пассажиров. На пристани 30 пассажиров вышли. Сколько пассажиров осталось на двух теплоходах?» (45+15-30=30)

3 команда: «Один рыбак поймал 26 окуней и 14 лещей. Из 10 рыб сварили уху. Сколько рыб осталось?» (26+14-10=30)

4 команда: «На одном катере было 57 моряков, а на другом на 17 моряков меньше. Сколько моряков было на двух катерах вместе?» (57-17+57=97)

Проверка. Выставление баллов. За правильно решённую задачу команды получают по 2 балла.

Риф «Головоломка»  (3 задание)

Отгадать математический ребус.

Всем командам выдаются карточки, на которых написаны ребусы. Команды отгадывают и называют ответ. За правильный ответ получают по 1баллу.

1 команда: «100 лица» (столица).

2 команда: «Про 100 р» (простор).

3 команда: «Ко100 чка» (косточка).

4 команда: «По 100 вой» (постовой).

2. Проверка. Подведение итогов морского путешествия.

Поощрение победителей.

III. Самоопределение к деятельности

(На экране изображены автомобили.)

-Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)

-Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)

-Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны.)

-Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

-Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)


- Послушайте стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цель нашего урока.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

- Тема урока: «Квадрат».

- Цель: выявить свойства квадрата.

- А ещё вы научитесь  чертить квадрат в тетради; будете учиться решать задачи на нахождение периметра; закреплять вычислительные навыки.


IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с квадратом и его свойствами.

 -Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

-Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

-Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

-Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)

-Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

-Однажды встречает он на пути такую фигуру:

-Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
- Узнали, ребята? (
 Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

Квадрат спрашивает у Прямоугольника: 
- А мы не родственники с тобой? 
- Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники,  и у нас может быть одна фамилия
.

- Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.

У фигур четыре угла, все углы прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.(Ребята повторяют общие признаки фигур).


2. Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.

- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.)

(Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)

Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

Проверим это.

Из прямоугольного листа бумаги дети делают квадрат.  Путём сгибания сравнивают противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибают по диагонали и сравнивают смежные стороны.

- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длин других сторон? (Можем.)

- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)

- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4 раза.)

- Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) .

Физкультминутка.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче. (Рывки руками перед грудью.)

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Руки к плечам, круговые вращения рук вперёд.)

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем! (Руки к плечам, круговые вращения рук назад.)

Вправо, влево – раз и два.

Думай, думай, голова! (Наклоны головы вправо, влево.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. ( Наклоны туловища вправо, влево.)

3. Работа по учебнику .

№ 1 (с. 34). (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.

№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?

- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования?

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.

V. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

1) №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.

Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.

100 – (25 + 15)

Было

Уехали

Осталось

Было – 100 м.

Уехали - ? 25 м. и 15 м.

Осталось - ? м.

( Можно выполнить схематический чертёж.)

- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.

100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.

Ответ: 60 машин.

2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.

(1 и 2 столбики - у доски, 3 столбик - самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.

(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)

(Учащимся, испытывающим трудности в решении уравнений, можно предложить карточки-помощницы.)

VI. Рефлексия

- Что вы узнали о квадрате на уроке сегодня?

- Какие утверждения правильны?

На доске:

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

- Правильные – 1 и 3 утверждения.

- Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

- Оцените свою работу на уроке. («Светофор»)

VII. Подведение итогов урока

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось трудным?

- Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учебник: № 4,6(2) стр. 34.