Активизация познавательной деятельности на уроках математики
статья по математике (2 класс)

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.


«
Учиться не заставляют, а увлекают».

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами.

Одним из них является занимательность. Задания в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активизировать свои способности. Неуверенным учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Включая упражнение со сказочным сюжетом, усиливается интерес к самому заданию, побуждает ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.

Нередко именно сказочная форма позволяет удачно ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка.

Так как у детей младшего школьного возраста ещё сильна потребность в игре, то пренебрежительное отношение к игровым приёмам в учебно – воспитательной работе означает нарушение одного из принципов обучения – учёта возрастных особенностей. Игра обязательно должна быть связана с темой урока и нести целевое назначение. Игровая форма заданий помогает заинтересовать детей. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда  - стремление быть быстрым, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся помогать друг другу, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьёзный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Проведение игры  требует большого мастерства от учителя. Во – первых, при проведении дидактических игр на уроке математики необходимо продумывать следующие вопросы: цель игры, материалы и пособия для игры, знакомство с правилами игры, время проведения игры, организация детей, изменение правил игры в целях активизации, подведение итогов игры. Во – вторых, в системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, преобразующую и поисковую. 

Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их очень легко запоминают и спешат сообщить ответ. Задачи в стихотворной форме, требующие смекалки, активизируют внимание учащихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться.      

Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающим детей миром, действительностью. Работа над составлением и решением арифметических задач непосредственно отвечает этой цели. Многие задачи в учебниках математики содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и проявление элементарных исследовательских качеств. Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач.

При организации самостоятельной работы над несколькими задачами с использованием дифференцированных заданий безразличных и отдыхающих на уроке нет. Такая организация самостоятельной работы помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому ученику даёт возможность познать радость труда – найти правильный путь решения задачи, используя дифференцируемую помощь.

От того, насколько удастся создать для каждого ученика условия, соответствующие его умственным возможностям, будет зависеть не только его успеваемость, но и развитие личности в целом.

Основным направлением в дальнейшем совершенствовании учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, внедрение активных форм обучения, развитие самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Теперь дидактика и частные предметные методики ставят ученика в положение исследователя. Учитель становится организатором, режиссёром проблемных  ситуаций, которые возникают перед учеником как бы сами собой, из учебного материала.

Создание проблемной ситуации – необходимое условие возникновения активной умственной деятельности учащихся. Перед учеником ставится определённая задача, которая вызывает у него заинтересованность и которую он пытается решить, но обнаруживает недостаточность своих знаний и опыта, т. е. он сталкивается с конкретной трудностью. Тогда у него появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения. Чувство затруднения побуждает его к анализу проблемной ситуации и поиску решения поставленной задачи.

Таким образом, создаётся противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний учащихся. А такое противоречие и вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на то, чтобы разрешить возникшее затруднение.

Для активизации познавательной деятельности учащихся нужны деятельностные, проблемные, практико – ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения  между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создание проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться  в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.  

При построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и по средствам новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Нельзя не отметить использование ИКТ на уроке математики. ИКТ делает наш урок наиболее интересным и ярким. Известно, что рождает интерес, рождает творчество, новую мысль, размышление.

Стремитесь к тому, чтобы наши уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряющие вершины, продолжаются поиски. Помните, каждый наш урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперёд, к узнаванию нового, неведомому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков»

Материал для 1-4 класса "Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков"Устойчивый познавательный интерес формируется разными средст...