Пояснительная записка. Математика 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)

Савина Елена Александровна

Пояснительная записка. Математика 1 класс. Программа "Перспектива" Автор учебника Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_matematika.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Математика» для 1 «В» класса составлено на основе рабочей программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») и методических рекомендаций к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика», издательство «Ювента», 2018 год.

Календарно-тематическое планирование составлено на 132 часа: 4 часа в неделю)

Особенности класса

В классе обучается 30 человек, большая половина класса осознает важность и проявляет интерес к изучению математики. Небольшая часть обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Треть класса обладают начальными навыками счёта, имеют начальные представления об истории математического знания, роли математики в системе знаний.

Используемые учебники и методическая литература

  • Л.Г. Петерсон «Математика». 1 класс. Учебник и рабочая тетрадь «Бином», 2019 год.
  • Л.Г. Петерсон «Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы», «Бином», 2019 год.

Требования к планируемым результатам

Программа обеспечивает достижение учащихся 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Осознание сути новой социальной роли - ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
  • элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Ученик получит возможность для формирования:

  • положительного отношения к школе;
  • первоначального представления о знании и незнании;
  • понимания значения математики в жизни человека;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
  • первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм
    школьной жизни;
  • бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Ученик научится:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
    понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном
    материале;
  • адекватно воспринимать предложения учителя;
    проговаривать вслух последовательность производимых действий,
    составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить
    соответствующие коррективы под руководством учителя;
  • составлять план действий для решения несложных учебных задач;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
    осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его
    удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.

Познавательные

Ученик научится: 

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
  • использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
  • читать простое схематическое изображение;
  • понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2—5 знаков или символов, 1—2 операций);
  • на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
  • проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
  • под руководством учителя проводить аналогию;
  • понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно - следственные);
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
  • осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения);
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых
    математических отношениях;
  • выделять существенные признаки объектов;
  • под руководством учителя давать характеристики изучаемым
    математическим объектам на основе их анализа;
  • понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные

Ученик научится: 

  • принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
  • воспринимать различные точки зрения;
  • понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
  • контролировать свои действия в классе;
  • слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
  • наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
  • формулировать свою точку зрения;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.

Предметные

Числа и величины

Ученик научится: 

  • различать понятия «число» и «цифра»;
  • читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
  • понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»)',
  • сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше», («<»), «равно» («=»);
  • упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с
    указанным порядком;
  • понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
  • понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;
  • различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр,
    практически измерять длину.

Ученик получит возможность научиться:

  • практически измерять величины: массу, вместимость.

Арифметические действия

Ученик научится:

  • понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
  • складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
  • складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
  • применять таблицу сложения в пределах 20;
  • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток  в пределах 20;
  • вычислять значение числового выражения в одно-два действия на
    сложение и вычитание (без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
    применять переместительное свойство сложения;
    понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
  • сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
  • выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
  • составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании.

Работа с текстовыми задачами

Ученик научится:

  • восстанавливать сюжет по серии рисунков;
  • составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
  • изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
  • различать математический рассказ и задачу;
  • выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих
    отношения «больше на...», «меньше на...»;
  • составлять задачу по рисунку, схеме;
  • понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
  • различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
  • решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Ученик получит возможность научиться:

  • рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и
    составлять по нему разные математические рассказы;
  • соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
  • составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
  • рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Ученик научится:

  • понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе, дальше, между и др.);
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
  • изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
  • обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
  • чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
  • распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
  • изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры;

Геометрические величины

Ученик научится:

  • определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
  • применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см)  - и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

Работа с информацией

Ученик научится:

  • получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа
  • дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
  • изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.

Ученик получит возможность научиться:

  • читать простейшие готовые схемы, таблицы;
  • выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка . Математика 4 класс.

Прояснительная записка. математика 4 класс....

Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка Математика 1 класс УМК "Школа 2100"

Пояснительная записка поматематике 1 класс УМК "Школа 2100"...

пояснительная записка-математика 3 класс

пояснительная записка-математика 3 класс...

Пояснительня записка "Математика", 3 класс

Пояснительная записка по математике  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориен...

пояснительная записка МАТЕМАТИКА 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по математике, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным государственным образовательн...