Технологическая карта урока по математике: "Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз" (УМК Перспектива, 2 класс)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_umenshenie.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 29.04.22

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок: 

Время:

Кабинет:

                      Студент: Гафарова Лилия

                      Группа: 42

                      Учитель: Сайдахметова А.М

                      Методист:

Тема урока «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование умения решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз; тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. изучить алгоритм составления и решения текстовых задач на увеличение и уменьшение в несколько раз;
  2. тренировать вычислительный навык;

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление.
  2. Развивать умения рассуждать, анализировать и делать выводы.
  3. Развивать умения сопоставлять, сравнивать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, точность, бережливость при работе в тетради.
  2. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

 Проверяет готовность обучающихся к уроку

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на урок.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Проверяют готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

П: целеполагание

Слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

-Я предлагаю выполнить задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше.

a

3

4

9

3

b

8

4

2

9

a*b

28

20

12

36

-Посмотрите на доску. Что нужно сделать?

-Выполним это задание.

-Расположим полученные числа в порядке возрастания.

-На какие группы можно разбить данный ряд чисел?

-Назовите четные числа.

-Составьте все возможные равенства из чисел 4, 6, 24.

 

-Составьте выражения к задачам и найдите их значения.

- Какое выражение вы составили к первой задаче?

-Кто составил другое выражение?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться? Учитель вывешивает на доску эталон уменьшения числа в несколько раз.

-Кто ошибся, вы поняли свою ошибку? Исправьте ошибку зеленой ручкой.
-Чему равно значение этого выражения?

-Какое выражение вы составили ко второй задаче?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

Учитель вывешивает на доску эталон увеличения числа в несколько раз.

-Чему равно значение выражения?

-Кто ошибся в выборе правила?

-Кто ошибся в вычислениях?

-Исправьте свои ошибки.

Пробное действие.

-Что вы повторили?

-Почему я выбрала именно это?

-Какое следующее задание я вам предложу?

-Зачем вы его получите?

 

- Нужно записать выражение и найти его значение.

-Что нового в этом задании?

 -Выполните это задание.

-У кого нет результата?

-Что вы не смогли сделать?

 - Кто выполнил это задание?

-Обоснуйте свои действия.

-Что вы не можете сделать?

-Что вы дальше должны сделать?

 

-Заполнить таблицу.

Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления и называют ответы 24, 7, 5, 6, 4, 27.

-4, 5, 6, 7, 24, 27.

-Однозначные и двузначные, четные и нечетные и т.д.

-4, 6, 24.

Один из учащихся составляет равенства на доске:

4*6=24; 6*4=24; 24:6=4; 24:4=6.

-18 : 6.

-При уменьшении числа в несколько раз необходимо выполнять действие деление.

- 3.

-9 · 3.

- При увеличении числа в несколько раз необходимо выполнять действие умножения.

- 27.

- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и

уменьшение в несколько раз.

- Это нам пригодится для открытия нового знания.

- Задание, в котором будет что-то новое.

- Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.

-Мы пока не знаем.

- Мы не смогли составить выражение и найти его значение.

Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение.

- Мы не можем обосновать.

- Разобраться, в ч

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство.

Слайд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

   Формулирование темы и цели урока.

-Какое задание вы должны были выполнить?

-Чем эта задача отличается от предыдущих задач?

-В чем затруднение?

-Почему же возникло затруднение?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Такие задачи в математике называются задачами в косвенной форме.

Учитель записывает тему на доску.

-В какой форме были даны задачи в начале урока?

-Чтобы стать художником, надо?…

-Чтобы научиться хорошо решать задачи, надо?…

 

-Именно этим вы и займётесь. И поможет вам в этом старый добрый друг и помощник – учебник.

-Вы сначала решите задачу в прямой форме, затем в косвенной форме. Сравните условия и

решения и сделаете вывод.

-Мы должны были к задаче составить

выражение и найти его значение.

- Предыдущие задачи были на увеличение

или уменьшение в несколько раз.
- Запутались, какое действие нужно выбрать.

- У нас нет способа решения таких задач.

- «Открыть» способ решения таких задач.
- Решение задач.

- В прямой форме на увеличение и

уменьшение в несколько раз.
- Много рисовать.

- Разбирать (анализировать) много задач и решать их.

 

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л:смыслообразование

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический:

выполнение упражнения

Предлагает задания для выполнения.

Контролирует выполнение работы.

-Откройте учебник. Рассмотрите задачи.

-Прочитайте задачу № 1 (а).

-Внесите данные этой задачи в схему и решите ее.

Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.

-Прочитайте задачу № 1 (б).

-Кто отправил открыток меньше: Даша или мама?

-Какой из отрезков схемы будет обозначать количество Дашиных открыток? А маминых?

-Заполните схему и решите задачу.

Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.

-Сравните эти задачи. Какую величину в них надо найти: большую или меньшую?

-Почему же задачи одинаково решаются, ведь в первой задаче есть слова «в 2 раза больше»,

а в условии второй задачи – «в 2 раза меньше»?

-Разберёмся с решением двух следующих задач.

Анализ и запись решения задач из № 2 проводятся аналогично.

-Как же решать задачи «в» «на» увеличение и уменьшение в несколько раз?

-Вернитесь к задаче на листочках. Как вы должны были ее решить?

-Какой следующий важный шаг вы должны сделать?

-Попробуйте в группах составить алгоритм решения задачи в косвенной форме.

В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.

После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов.

-Итак, смогли вы справиться с затруднением?

 -Какие задачи вы теперь можете решать?

-Какой следующий шаг на уроке?

Один из учащихся читает задачу вслух.

Вариант объяснения:

-Алёна прочитала 6 книг, а Таня в 2 раза больше, значит, 6 · 2 = 12 (кн.).

- Даша.

- Короткий – Даша, длинный – мама.

Вариант объяснения:

-Даша отправила меньше открыток, чем мама, значит, мама отправила их в 2 раза больше: 6 · 2 = 12 (откр.).

-В обеих задачах надо найти большую величину.

- Потому что в первой задаче слова «в 2 раза больше» относятся к искомой величине, а во второй задаче – к известной величине; вторая задача в косвенной форме.

- Нужно быть внимательными, необходимо определить к какой величине относятся слова, если к искомой, то задача – в прямой форме, если к известной, то в косвенной форме; исходя из этого, нужно подобрать правило.

- Составить эталон.

- Да.

- Решать задачи на

увеличение и уменьшение в несколько раз в прямой и косвенной форме.

- Закрепить новое знание.

 

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

        

Слайд, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод

(Ф )

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

-Найдите № 3

-Составьте выражения к задачам и найдите их значения.

Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования:

 Работа в парах.

-Найдите № 4 (а, б)

-Выполните данное задание в парах.

-Проверьте свои результаты.

-Кто из вас ошибся?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

-Какой следующий шаг на уроке?

Участвуют в беседе.  

Сначала определяю большую и меньшую величину. Объем канистры большая величина, а объем

ведра – меньшая. Поэтому, чтобы найти объем ведра нужно выполнить деление. Составляю

выражение: 16 : 2. Получаю 8. Ответ: 8 л.

Вторая задача комментируется аналогично.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.

- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд

учебник

Слайд

учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

-Сейчас вы поработаете самостоятельно на карточках. -Вам нужно к задаче составить краткую запись и решить ее.

-Кто из вас ошибся?

-В каком случае?

-Исправьте ошибку.

-Сделайте вывод.

 - Кто не ошибся?

-Сделайте вывод.

Выполняют задание

- Нужно еще потренироваться.

- Мы все хорошо усвоили.

 

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: построение логической цепочки рассуждений

П: выполнение действий по алгоритму

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

Тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(Г)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выпол. Упр.

 Что нужно хорошо уметь, чтобы решать задачи без ошибок?

- Сейчас я предлагаю вам потренироваться в

Вычислениях. Найдите № 8

-Заполните таблицу.

-Нужно хорошо читать,

анализировать задачу, вычислять без ошибок.

Таблица заполняется по столбикам. Учащиеся с места по цепочке называют ответ.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Карточки

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

 Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке.

Над какой темой мы работали?

-А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

А теперь пришло время для оценки результатов своей работы на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Формируют конечные результаты своей работы на уроке.

На уроке мы работали над темой: Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Я считаю, что цели урока были достигнуты

Оценивают свою работу на уроке.

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике "Решение текстовых задач" для 1 класса

Данный урок проходил на семинаре на базе начальной школы (школа № 100 Калининскийф район)...

Технологическая карта урока по математике «Решение составных задач» (УМК Перспектива, 1 класс)

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: закрепление умения решать составные задачи, используя алгоритм рассуждений, отрабатывать приемы сложения и вычитания, основанные на нумерации чисел первого десятка...

Технологическая карта урока по математике «Решение задач», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: систематизация знаний Цель урока: Закрепление умения читать и записывать многозначные числа, решать задачи изученных видов. Задачи урока Дидактические:Закреплять умение...

Технологическая карта урока по математике "Решение задач на движение в противоположных направлениях" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с задачами на движение в противоположных направлениях и формирование умения решать задачи на движение в противоположных нап...

Технологическая карта урока по математике " Решение задач с величинами цена, количество, стоимость" ( УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «цена», «количество&raq...