Внеурочное мероприятие "Изготовление аппликации "Теремок" из деталей танграма"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Формирование познавательнных универсальных учебных действий на внеурочном занятии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия по теме «Изготовление аппликации «Теремок» из деталей танграма»

УМК: «Школа России», 3 класс

 Дата: 20.04.2022 г

Класс: 3 класс

Цели: повышение интереса учащихся к математике; создать условия для формирования понятия «геометрические фигуры»

Задачи:

Образовательные

Развивающие: способствовать развитию речи, умению применять ранее полученные навыки, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать  творческую инициативу; развивать познавательный интерес

Воспитательные: средствами урока воспитывать  положительное отношение  к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, честность, волю, уважение к другим.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы; этические чувства: доброжелательность, уважение;

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД :определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные УУД: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  УУД: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной.

Предметные: формировать умения различать, называть многоугольники; строить многоугольник из соответствующего количества фигур, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

У: - Ребята, я рада вас приветствовать на очередном занятии по Математике и конструированию, обещаю, что мы с вами узнаем много нового и интересного, а для этого у вас должны быть готовы все необходимые принадлежности: цветная бумага, картон, клей, ножницы, линейка, ластик и карандаш.

  1. Актуализация умений и знаний

У: - Сегодня мы с вами встретились, чтобы вместе отправиться в забытое прошлое. 
У: -Ребята, а вы знаете что такое Танграм?

О: - (Высказывают свои версии, которые не совпадают).

У: - Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Слайд с головоломками)

О: - Это игрушка?

У: - Да, но не простая игрушка. Составьте сложное слово из слов ломать и голова.

О: - Это головоломка!

  1. Открытие новых знаний и умений

У: - (Слайд 4) На самом деле, вы наверняка уже не раз встречали подобные головоломки. Танграма - очень древняя игра – головоломка. Которая состоит из семи фигур: 2-х больших треугольников, 1-го среднего треугольника, 2-х маленьких треугольников, 1-го квадрата и 1-го параллелограмма. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”. Каждая из них интересна и имеет право на жизнь. А вот что это за легенды я предлагаю вам узнать самостоятельно.

Организация групповой работы.

У: - Вы сейчас получите карточки, где содержатся легенды. Первый ряд готовит выступление по первой легенде, второй – по второй, третий – по третьей.

У: - Легенда первая: версия про разбитую плитку. (Слайд 5)

О: - (группа 1). Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. 

О: - Эту игру можно считать первым пазлом.

У: - Да, конечно. Существует вторая легенда о трёх мудрецах, придумавших «Ши-Чао-Тю». 

О: - (Слайд 6, группа 2). Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

У: - Осталась ещё одна легенда. Послушаем представителей третей группы.

О: - Легенда третья: семь книг Тана. (Слайд 7) Согласно легенде Лойда, автора, к  которому  попали записи Тана… Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись, как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения

У: - Спасибо, ребята, за ваши сообщения. Вы молодцы!  Первое  изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. (Слайд 8)

У: - Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Как вы думаете, сколько комбинаций можно собрать из 7 элементов танграма?

О: - Десять!

О: - Двадцать.

О: - Сто!!!

У: - Гораздо больше. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.

Работа в парах.

У: - Однако, как во многих играх, игра танграм тоже основывается на определённых правилах. И я порошу вас их сформулировать. А поможет вам в этом первое задание. У вас на партах лежат жёлтые конверты, в них лежит наша головоломка. Я сейчас выведу на экран фигуру, а вам нужно будет её собрать по контурному рисунку и попробовать определить правила игры.

(Вывожу на экран плоскостное силуэтное изображение зайчика, пока все элементы танграма видны.)

У: - Первое правило я вам подскажу. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

У: - Красивые у вас получились зайчики. Можете ли сформулировать правила, или алгоритм нашей головоломки?

О: - Да, готовы. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

О: - При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

О: -Элементы фигур должны примыкать один к другому.

У: - Вы меня очень порадовали: абсолютно точно сформулировали алгоритм игры.

  1. Первичная проверка понимания.

У: - В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 

У: - Как вам показалось это сложная игра?

О: - Нет, простая!

У: - Давайте усложним задание игры, и вы построите ещё одну .

Вывожу на экран изображение лошади, но этот рисунок уже со сплошной заливкой и границ элементов не видно.

О: - О, а как построить эту фигуру?

У: - Попробуйте следовать правилам, внимательно рассмотрите силуэт.

У: - Матвей, повтори, пожалуйста правила.

Проблемная ситуация: невозможность применения ранее усвоенных правил в новых практических условиях.

Выполняют построение по алгоритму

У: -Что получилось? На кого похоже?

О: - Похоже на лошадь.

  1. Физкультминутка

У: - Настало время немного отдохнуть. Ребята, поднимитесь, выйдите из-за парты.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот,

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

У: Присаживайтесь.

  1. Первичное закрепление (практическая работа).

У: - Ребята, как в любой компьютерной игре, в игре танграм много уровней сложности. Сейчас я предлагаю вам повышенный уровень сложности. В красном конверте находится задание. Оно представляет из себя алгоритм построения неизвестной пока вам фигуры. Чётко следуя инструкции, вы получите необходимую фигуру. Эту работу вы выполняете самостоятельно.

Задание: Соберите фигуру из частей, находящихся в конверте и наклейте её на лист бумаги формата А4. На этом листе уже нарисована пунктиром базовая линия, относительно которой будут проводиться ваши построения.

Инструкция

  1. Расположите большой голубой треугольник основанием на базовой линии, а весь он располагался выше этой линии. Треугольник должен располагаться на расстоянии 5 см от обоих краёв листа по базовой линии.
  2. Справа расположите средний зелёный треугольник так, чтобы его большая сторона примыкала к правой стороне треугольника, а меньшая образовала прямой угол.
  3. К левой стороне голубого треугольника приложите жёлтый треугольник так, чтобы его меньшая сторона соприкасалась со стороной голубого треугольника, а большая образовала прямой  угол.
  4. Оставшийся маленький синий треугольник приложите к левой стороне голубого и жёлтого треугольников так, чтобы эти четыре фигуры образовали прямоугольник.
  5. К получившемуся прямоугольнику приложите большой оранжевый треугольник большей его стороной, так чтобы она выступала за край прямоугольника на 5 см.
  6. Приложите сиреневый параллелограмм тупым углом между прямоугольником и оранжевым треугольником так, чтобы он большей стороной касался треугольника, а меньшей прямоугольника и выходил за его границу на 5 см.
  7. Расположите зелёный квадрат одной из его сторон к верхней части параллелограмма.
  8. Скажите, какая фигура у вас получилась? (Домик, теремок).
  1. Рефлексия.

У: - Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. С чем мы сегодня познакомились?

О: - Мы познакомились с древней головоломкой – танграм.

О: - Узнали легенды о происхождении игры.

У: - Сколько шагов включает каждая игра танграмм?

О: - Семь, так как все фигуры создаются из семи элементов этой игры.

У: - Продолжите, пожалуйста, фразы.

-  Я работал с … настроением, …

Я …доволен собой, ….

Я чувствовал себя …

Я испытывал затруднения, когда ….

Я бы хотел стать более ….

  1. Информация о домашней работе

У: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Мы с вами не зря отправились в прошлое, благодаря этому мы узнали о такой интересной и занимательной игре как танграм, которую можно собирать всей семьёй.

У: - Дома я вам предлагаю рассказать о этой игре папам и мамам, также постараться придумать свои фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фигуры из танграма

Фигуры из танграма...

фигуры из танграма

используется на уроках математики для развития логического мышления, воображения...

Урок технологии в 1 классе Тема урока: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включил...

Урок-практикум по технологии в 1 классе на тему "Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей"

Урок направлен на формирование  умения размечать  детали круглой и полукруглой формы, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой; развиватие худо...

Урок проект "Создание танграма для воскресной школы"

Интегрированный урок-проект по технологии и математике.МАОУ «СОШ№115» 3А классУчитель: Циркуль Ирина ИвановнаТема: «Создание танграма для воскресной школы»Цель: изготовить танг...

Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)

Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение;         -расширить представление учеников о с...