Мнемотехника. Как запоминать легко?
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Бокова Елена Леонидовна

В статье обобщён опыт апробации различных приёмов мнемотехники в педагогической работе с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактического материала в стихотворной форме для активизации познавательного интереса младших школьников.

          Известно, что интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

           В литературе по психологии и педагогике понятие «познавательный интерес» трактуется следующим образом.

Доктор педагогических наук Г.И. Щукина под познавательным интересом подразумевала «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ней».

Советский психолог Л.С. Выготский считал, что это «специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение».

Методисты Г.И. Щукина, Н.М. Верзилин и В. М. Корсунская выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.

Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным  образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данную проблему невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».

С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес — это важный фактор совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.

Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство».

Следовательно, можно прийти к выводу, что познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность.

Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира.

Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.

Формирование познавательных интересов у детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:

 – отбор соответствующего содержания учебных предметов;

– собственно, организация познавательной деятельности учеников.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования прослеживаются следующие особенности познавательного интереса:

1. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения;

2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими;

3. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире;

4. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.

Из данных детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.

Школьная ситуация развития выступает для младшего школьника как качественно новая, что требует существенной внутренней перестройки, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять особую деятельность — учебную. В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.

У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Но в игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т. д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности.

Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.

Итак, познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности.

Сформированность познавательного интереса у младшего школьника ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

Как  показывают  наблюдения  за  учебным  процессом, и  в  начальной,  и  в средней школе, уроки русского языка  не всегда пользуются любовью учащихся  и не  вызывают    у  них  интереса. Эта учебная  дисциплина  представляется определённому количеству школьников скучным предметом. И именно поэтому учителям  русского  языка  необходимо  постоянно  работать  над  проблемой повышения интереса к своему предмету.  «Ученье, лишённое всякого интереса… убивает в ученике    охоту к учению, без которой  он  далеко  не  уйдёт»,  -  писал К.Д.Ушинский. Заинтересовать учащихся, облегчить восприятие учебного материала  помогают правила в стихотворной форме.

В математике также очень много правил, формул, определений, которые сложны для запоминания. Но интересно, что определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам». Получается, что удачно подобранная фраза, различные мнемонические правила, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти.

Ученые доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры, а также, если создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку. Правила и определения  в стихах на уроках в начальной школе могут создать на уроке такую положительную атмосферу. Подобные задания не только знакомят с различными  понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы.. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ребенок будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Тогда и запоминаться все это будет не хуже любимых мультфильмов!

Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Ребёнку, особенно на первых этапах обучения, очень важна ситуация успеха для поддержания познавательного интереса. Ученые доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры, а также, если создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку. Правила и определения в стихах на уроках в начальной школе могут создать на уроке такую положительную атмосферу. Подобные задания не только знакомят с различными понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы.

Развитие орфографических навыков посредством стихотворных произведений малых жанров.

Маленькие школьники отзывчивы к произведениям устного народного творчества, особенно к его малым жанрам: потешкам, пестушкам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, считалкам. Эти произведения напоминают им тепло и уют дома, помогают преодолеть страх перед неизвестностью. Они являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим детей к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи. Малый жанр устного народного творчества создан народом для забавы детей. Однако забава приносит большую пользу. Фольклор играет большую роль в развитии фонематического слуха, который важен для изучения орфографических явлений языка. Структура этих произведений наиболее функциональна. Например, чистоговорка предназначена для тренировки одного звука в окружении других, скороговорка- для произнесения сочетаний звуков, близких или напротив далеких по способу и месту образования, в считалках ведущим компонентом является ритм, загадки- это полезное упражнение для ума. Веселые стишки, смешные песенки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны.

В текстах для речевой гимнастики: скороговорках, чистоговорках, считалках отрабатывается четкость артикуляции, отыскиваются знакомые буквы, запоминаются незнакомые, анализируется смысловое значение текстов.

Направление детской поэзии, прививающее интерес к знаниям русского языка.

Так же младшие школьники с удовольствием слушают и заучивают стихотворные тексты. Кто не знает богатство стихотворного творчества А. Барто, Е. Благининой, С. Маршака, С. Михалкова, О. Высотской, Я. Козловского, А. Шибаева и многих других лучших наших детских поэтов. Настоящий детский писатель – интуитивный психолог и педагог – всегда был верным помощником школе. Их стихи часто помогают в обучении.

Уже с первых уроков обучения грамоте, мы начинаем читать В. Берестова

Любим тебя без особых причин

За то, что ты-внук,

За то, что ты-сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой своей.

Конечно же, читает учитель, а дети следят за чтением. Но каждый ребенок в меру своей подготовленности к школе находит в тексте знакомые буквы, радуется встрече с ними, а кто-то пытается читать с учителем. В особом выигрыше читающие дети, они чувствуют себя уверенно. Но и остальным ученикам процесс коллективного чтения нравился, поэтому урок проходил живо при хорошей активности и бодром настроении.

В веселых стихах С. Маршака при изучении алфавита дети с удовольствием отыскивают знакомые гласные и согласные.

Работа над фонематическим слухом идет и в различных скороговорках:

Капин папа – капитан.

Капитана Капа

Называла – папитан,

Потому что – папа.

Дети любят декламировать стихи. Они не только объединяют и организуют своей четкостью и ритмом, повышают настроение на уроке, но и при определенных условиях могут явиться прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита. При помощи стихов дети легко запоминают буквы, слова, сплачиваются в совместной работе, снимается умственное напряжение.

А можно ли при помощи стихотворных текстов запоминать правописание слов?

Рифмовка в орфографии.

Н.М. Бетенькова придумала специальные рифмованные тексты, имеющие определенный дидактический смысл, орфографический материал. Такие рифмованные упражнения стали просто необходимыми. Работа с этими, казалось бы, простыми упражнениями имеют ряд преимуществ.

Рифмовки- это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы с определенной дидактической целью

Прежде всего, это ритм, на котором построены упражнения. Рифмованные упражнения служат действенным средством воспитания чувства ритма, столь необходимого им в настоящей и будущей деятельности.

Педагог Ц.П. Балталон писал о значении ритма: «Привычка к ритму движений есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению своими собственными движениями, к экономной и правильной трате своей нервной энергии. Но с того момента, как у ребенка возникает чувство согласованности своих и чужих движений и это чувство начинает сопровождаться у него видимым удовольствием, у него начинается развитие первоначального эстетического чувства, лежащего в основе всех изящных искусств»

Значение рифмы является не менее важным средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма - развитием фонематического слуха.

Возможно эти незатейливые рифмовки, наряду с чтением настоящих стихов (по мнению Н.М. Бетеньковой) создают в классе такую речевую среду, при которой у детей пробуждается интерес к подлинной поэзии. Пробуждение это идет через постоянное развитие речевого слуха, чувства ритма, от игры в словесные рифмы до практических действий со стихотворными учебными текстами.

         Виды рифмовок.

В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, у Н.М,Бетеньковой они поделены на четыре группы и имеют условное название.

Первую группу составили так называемые рифмовки-«запоминалки». Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания.

«Запоминалки» не подменяют правил учебника и читаются задолго до знакомства с ними. Такие упражнения являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьезному изучению языковых явлений. Многократное чтение таких рифмовок, а иногда и непроизвольное заучивание их создает тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются детьми орфографические правила.

Вторая группа-это своеобразные рифмовки-«тренажеры», которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствиях написаний и произношения, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило правописания.

Например, в работе над этим правилом они используются для зрительного ознакомления с орфограммой и тренировочного чтения слов. Читать рифмовки можно на уроках чтения, письма и русского языка сначала с учителем, а потом самостоятельно. Упражнения проводилось в игровой форме: сначала ученики молча читали текст, который тут же закрывается. Детям предлагается на память прочитать только что прочитанные слова. Победителем считается тот, кто запомнил больше слов.

Материал рифмовок –«тренажеров» может быть использован для свободного и выборочного списывания и диктовки.

Третью группу упражнений назвали- рифмовки «контролеры». Их отличие от других стихотворных упражнений состоит в том, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля. Рифмовка настраивает ученика на выбор правильной орфограммы из двух возможных вариантов и заставляет думать над вопросом, как нужно писать предложенные слова. Здесь один из вариантов ошибочен, но ошибка является предметом анализа, разбора, и даже средством обучения грамотному письму.

Д.Н.Богоявленский в работе «Психология усвоения орфографии» писал: «Важнейшее значение приобретают конкретные условия деятельности, в которой происходит столкновение ученика с ошибкой При работе над ошибками неправильному восприятию противопоставляется объяснение, как и почему надо писать иначе и победителем оказывается интеллектуальная деятельность, связанная с осознанием ошибки».

Использование такого дидактического материала представляется весьма полезным, такой подход способствует обострению орфографической зоркости у младших школьников. Большинство рифмовок-«контролеров» составляется для проверки одной какой-либо орфограммы, так как усвоение каждой из них требует специальной работы с учащимися.

Многие рифмовки совмещают в себе одновременно задачи запоминания, контроля, а также тренировки в чтении и письме слов с определенной орфограммой. Для учителя важно не столько деление рифмовок на группы само по себе, сколько выявления в каждой из них основного дидактического смысла для наиболее эффективной работы на уроке.

Четвертая группа – так называемые «орфографические пятиминутки». Они проводятся устно в виде соревнования – кто больше найдет орфограмм. Эти упражнения можно проводить в конце или начале урока.

 На различных Интернет-ресурсах в свободном доступе я решила собрать дидактический материал в стихотворной форме как для уроков русского языка, так и для уроков математики  и окружающего мира

           Собранный материал я дополнила несколькими рифмовками собственного сочинения.  Всё это было опробовано мной на различных уроках.

           Больше всего дидактического материала было собрано для уроков русского языка. Рифмовки сначала использовались на уроках обучения грамоте, а затем в соответствии с порядком изучаемых в начальной школе орфограмм. С первой встречи ребенка с орфографическими трудностями при чтении текстов мы не уводим его от этих трудностей, а поясняем их и тут же даем ученику рифмованный материал, помогающий запомнить только что встреченные орфограммы в зрительном, слуховом и речедвигательном плане. Рифмовки ни в коем случае не подменяли правил, но органично дополняли их.

То же касается и других школьных предметов. Рифмовки оживляли уроки, способствовали лучшему усвоению учебного материала детьми.

Это связано с тем, что ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой, - один из приёмов  мнемотехники.

Ритм значительно интенсифицирует процесс обучения. Непросто заставить первоклассника читать, не отвлекаясь, первые слова, предложения. Два- три слова прочтут – и нужен отдых, потом еще и так набирается небольшое количество слов. Рифмовка своим ритмом незаметно заставляет читать без отдыха по 8-16 слов. После чтения таких текстов у детей не только не замечается усталость, но и появляется удовлетворение, подъем и желание работать дальше.

 Рифмовки для уроков математики и окружающего мира тоже помогали оживить уроки. Их очень легко запоминать, потому что в них много созвучий, облегчающих запоминание, к тому же они кратки, но очень содержательны.

Для запоминания определённой последовательности слов на уроках использовался мнемоприём «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»:

а) для запоминания падежей:

«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».

«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».

«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».

«Иван Родной Дай Водицы — Тётя Просит».

Б) Название и порядок следования планет Солнечной системы:

Начиная от Солнца: 1 -Меркурий,2 -Венера,3- Земля, 4- Марс, 5- Юпитер,6- Сатурн,7 - Уран, 8- Нептун (Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет

Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт

Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет

Перечисленные приёмы помогают обучаться с увлечением, что влечёт за собой успех в обучении.

            При кажущейся простоте рифмовок существует дидактическая ценность этих упражнений. Они полезны для формирования навыка чтения и письма, для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом на уроках русского языка и литературного чтения, при запоминании определений на уроках математики и окружающего мира. Чередование работы по текстам учебника с тренировочными рифмованными заданиями не противоречит принципам организации учебного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является применение рифмовок. При включении детей в ситуацию данного дидактического метода интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится доступным, работоспособность повышается.

Список литературы

1. Н.М. Бетенькова Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. М.: Новая школа, 1996. – 69 с.

2. Н.М.Бетенькова «Орфография в рифмовках» Москва –Новая школа-1996

3. Н.М.Бетенькова «Орфография и грамматика в рифмовках» М. АСТ - 2004

4. В. Волина «Веселая грамматика» М.Знание 1995

5. В.Волина «Занимательное азбуковедение» М.Просвещение 1994

6.Н.М Бетенькова, Д.С.Фонин «Конкурс грамотеев» М-Просвещение 1996

7. Колтунова Е.И. Формирование орфографической зоркости у младших

школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lschool4.ru/

index.php?option=com_content&view=article&id=1526:2012-01-09-06-25-

52&catid=316:metodicheskaya-kopilka&Itemid=646.

8. Панина Г. Стихотворная рифмовка // Первое сентября. – 2004. – № 2-3.

9.Тоцкий П. С. Орфография без правил. - М.: Просвещение , 1991.

10. Н.В. Иванова, Н.К. Капустюк «Правила русского языка в стихах для начальной школы». – Изд. 2-е.- ростов на /Д: Феникс, 2016.

Интернет-ресурсы:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/

http://www.myshared.ru/slide/214835/

https://infourok.ru/stihotvornie-uprazhneniya-na-urokah-russkogo-yazika-2267598.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/02/18/orfograficheskie-rifmovki-na-urokah-russkogo-yazyka-kak

                                                                                                                                          Приложение

Дидактический материал в стихотворной форме                         

                                                                     

РУССКИЙ ЯЗЫК

Примеры рифмовок:

1.Рифмовка- «запоминалка»

Сочетанья ЧА и ЩА -

в слове пища и свеча,

чаща, дача и печать -

Нужно с буквой А писать,

Потому что ЧА и ЩА

Пишут только с буквой А

2. Рифмовка-«тренажёр»

Кошка Маришка ,

котёнок Тишка,

щенок Дружок,

цыплёнок Пушок.

корова Бурёнка,

коза Найдёнка.

поросёнок Хрюша

и бычок Гаврюша -

все их клички до одной

пишут с буквы прописной!

3. Рифмовка – «контролёр»

Р.чной, л.сной, г.ристый,

М.рской, р.дной, л.систый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно сп.ши.

4. «Орфографические пятиминутки»

Точка, бочка, шишка, друг,

Пёсик Булька и утюг,

класс, аллея, телеграмма –

кто нашёл все орфограммы?

Правила-рифмовки

Гласные звуки

Э-Ы-У, А-О-И -

звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть

И запомнить: звуков – 6.

Э-Ы-У, А-О-И –

звуки гласные мои.

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й.

Деление слов на слоги

Сколько в слове гласных, - столько и слогов, это знает каждый из учеников.

Заглавная буква в словах

Имена, фамилии,

клички, города

все с заглавной буквы

пишутся всегда.

Начинает буква

важные слова:

Иванова Анна,

Шуя и Москва.

Перенос слов с Й.

Май – ка, чай – ка, лей – ка, змей - ка.

Правильно перенести сумей - ка!

Отвечаю на вопрос:

Где же сделать перенос?

Й со слогом оставляй,

От него не отрывай.

Ь – показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,

Вместо ЕСТЬ напишем ЕСТ,

Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,

УГОЛКАМИ – УГОЛЬКИ,

БАНЬКА в БАНКУ превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща.

1.Знаем твёрдо: ЖИ и ШИ

Пишем через букву «И».

Знаем твёрдо: ЧУ и ЩУ

Пишем через букву «У».

Знаем твёрдо: ЧА и ЩА

Пишем через букву «А».

2.Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши –

Запомни слоги ЖИ и ШИ.

3. Сочетанья ЧА и ЩА

В словах пща и свеча,

Куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать

нужно с буквой А писать.

4. Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

чудесный, чувство и чулан,

кричу, ворчу ищу, тащу

я с У пишу и ЧУ, и ЩУ!

Безударные гласные в корне.
1.Безударный гласный в корне слова очень опасный.

В слове в.да в корне О или А? В слове р.ды в корне Я, Е или И?

Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!

В.да –вОды – в корне О, р.ды- рЯд- в корне Я.

2. Безударный гласный!

- Стоп! Писать опасно.

Чтобы развеять все сомнения -

Гласный ставь под ударение!

Безударный гласный звук,

Разберёшься с ним не вдруг:

(г..ра, м..ря, тр..ва, д..ла-

Как правильно написать слова?)

Чтобы не было сомнения,

Ставьте звук под ударение!

(горы, море, травы, дело)

А теперь пишите смело!

Парные согласные по глухости-звонкости в корне.

1.Парные согласные  [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]

на конце слова или перед другими согласными в корне слова

очень опасные: шкаф(в?), лож(ш?)ка, зуб(п?)ки, крош(ж?)ка.

Если «спорят» в корне слова парные согласные,

Для проверки после них ставь скорее гласные!

Шкаф-шкаФы,  ложка –лоЖечка, зубки – зуБы, крошка- кроШечка.

2. Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

 

3. Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Рядом гласный подставляй,

Смело слово изменяй:

Зуб на зубы, лед- на льды,

Будешь грамотным и ты.

 

4. Парные согласные —

самые опасные:

Б    В   Г    Д   Ж    З

П   Ф   К   Т    Ш   С

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй —

Рядом гласный подставляй.

Говорим мы

[УШ],

Слышим

[Ш].

А проверим как? Ужи!

Значит, букву

Ж пиши!

5.Вставьте буквы, не спешите.

Что за правило скажите:

ре..кий, лё..кий, мя-.кий, ли..кий,

ги.-кий, кре..кий, сла..кий, жи..кий.

Все напишем правильно и

запомним правило:

Парный в слове проверяй,

Слово смело изменяй,

Рядом гласный подставляй.

Буквосочетания нч, чн, нщ, чк, щн и др.
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный,  речной.

Знаем мы, наверняка,

Как писать  -чн-, -чк-.

Разделительный мягкий знак(ь)

1.Перед Е,Ё,И.Ю,Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю,И,Е,Ё.

Соловьи, бельё, ручьи,.

Листья, крылья, стулья, чьи,

 колья, перья и семья,

вьюга, осенью, друзья.

При изучении разделительного мягкого знака в добукварный период вторую строчку следует читать так:

«Я в словах стою друзья».

2. Разделительный мягкий знак (ь)

Не просто так пишется,

А когда в слове звук [j] слышится,

После согласных, перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я:

Крылья, соловьи, друзья.

Разделительный твёрдый знак (ъ)

Я вам не шутка, не пустяк.

Я очень-очень твёрдый знак.

Прошу вас чётко, твёрдо знать,

Где и когда меня писать.

После приставки место моё,

Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.

Сложные слова

Соединительных из гласных только две:

Ты их запомни. Это О и Е.

Непроизносимые согласные в корне слова

1.А вот это просто прятки.

Звук то есть, то нет. Загадки.

Подбирай такое слово,

Чтобы звук явился снова,

Никуда не потерялся,

А на месте бы остался.

Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…

Ну и где ты, звук-проказник?

2. И ужасно, и опасно
Букву “т” писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву “т” писать уместно!

3.Интересно:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно....

Написание -тся и -ться в глаголах

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глаголы его вносим.

Запоминание слов с ы после ц

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц».


Приставки, оканчивающиеся на з/с
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз– , из-, через-, раз– и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой “с”.

Приставки пре-/при-
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при– несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Пишем мы при-, говоря обо всем,
Что добрые люди приделали.
Язык прикусил — не совсем откусил,
Пригорело — не значит сгорит.
Помни — что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
При– или пре– ? Пре– или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри -
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой” -
Пре– мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере– и пре-,
Писать только пре– там надо.

Приставки с О.
Подумал, долил, добежал, сосчитал,

Отвесил, вогнул, обошёл, подписал –

В словах здесь приставки на о отыщи,

Запомни и правильно их запиши. 

Приставки за-/на-

Зачитался, засмеялся,

Нагулялся, наигрался

-Здесь в приставке за- и на-

Буква а стоять должна!

11 глаголов — исключений
1. Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя.

2. Ко второму же спряженью
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на -ить,
исключая “брить”, “стелить”.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Личные окончания глаголов.

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Они меня ,конечно, с толку не собьют:

Я помню без большого напряжения-

Они глаголы 1 спряжения.

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, ят-

К спряжению 2 относят, говорят.

-ь  в  глаголах.

В единственном числе глагол

И во втором   лице

Имеет  для  отличия

Знак  мягкий  на  конце.

Например, читаешь, пишешь,

Изучаешь, помнишь, слышишь.

Имя прилагательное.

Признак предмета обозначает,

На вопросы Какое? Какая? Какие? Какой? отвечает.

К существительному прилагается

Прилагательным называется.

Согласуется с ним везде.

В роде, числе, падеже. 

Н/НН в прилагательных
1. Вам скажет каждый джентльмен:
-Две буквы н любой порою
Пиши в словах, где –онн- и –енн-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген:
— На н кончается основа,
К ней прибавляешь суффикс–н- -
С двумя нн получаешь слово!
А в суффиксах –ин-,-ан- и–ян-
Пишите н одно, друзья!
Лишь  исключения оловянный, деревянный
И стеклянный пишутся с двумя. 

2. Как запомнить исключенья?

Это страшное мученье!

Будет в памяти оно,

Посмотри лишь на окно.

Всегда две Н, сомненья нет,

В окне с поверхностью стеклянной,

Там оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

3. Стеклянный, оловянный, деревянный-

Три слова выстроились в ряд:

С удвоенной согласной их пишут, говорят.

Пишите без сомненья,

Ведь это исключенья!

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства.

Семь вопросов – просто чудо,

Их запомнить просто так:

где? куда? когда? откуда?

почему? зачем? и как?

Множественное число, родительный падеж имён существительных

1. В детской сказке Колобок

по траве катиться мог

без ботинок, без сапог,

без носков и без чулок.

2. Носки короткие – слово длинное: носков,

Чулки длинные – слово короткое: чулок.

3. Шесть гектаров апельсинов,

Яблок, груш и мандаринов,

баклажанов – грядок пять,

помидоров не собрать.

 

4.Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин.

Падежи. (Мнемоприём «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»)

«Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».

«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».

«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».

«Иван Родной Дай Водицы — Тётя Просит».

Именительный  падеж

Самый  главный  он  из  всех.

На  вопросы  кто? что? отвечает

Подлежащим  в  предложении  бывает.    

Правописание ПОЛ- с именами существительными.

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово  ПОЛ  с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед  Л и перед гласной,

Перед буквой прописной

Слово  ПОЛ, -  любому ясно,

Отделяется чертой!

НЕ с глаголами
НЕ выучил, НЕ делай,
НЕ знаешь, НЕ спеши!
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!

«Говори правильно!»

Не путаем одеть-надеть.

Надевают одежду, одевают Надежду. 

Космос дивен и огромен,

Назовем его фенОмен!

Дядя Степа – супермен,

Он, конечно, феномЕн.

В одной книге чЕрпать –

Всех знаний – не исчерпать.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Порядок планет Солнечной системы

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. (Плутон — с 2006 года карликовая планета).


Для запоминания цветов радуги по порядку (Мнемоприём «Образование фраз из начальных букв запоминаемых слов»)

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь.

Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Последовательность цветов в Российском флаге

Сверху вниз: Белый-Синий-Красный, БСК - соответствует последовательности согласных в слове "БеСКрайний".
                                                                     МАТЕМАТИКА

Проценты

Что такое один процент?

Одна сотая, от евро один цент.

Сравнение чисел

Поможет нам ряд числовой для сравнения-

Большим будет то, что по ряду правее.                       

Отрезок

Кто запомнит – молодец

У отрезочка любого

Есть начало и конец.

Луч

Вдруг на небе из-за серых темных туч

Показался долгожданный солнца луч,

У которого, открою вам секрет,

Есть начало, а конца, ребята, нет.

Прямая

Все, что в жизни нашей свято,

Мы не вправе отрицать.

У прямой же нет, ребята,

Ни начала, ни конца.

Угол                                  

У человека два плеча,

А в сутках день, да, ночка.

Углом назвали два луча –

С началом в общей точке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка запоминать стихи

Как учить стихи с ребенком...

Запоминаем словарные слова. Статья

Как запомнить словарные слова...

Мнемотехника: как запоминать стихи.

Мнемотаблицы помогут Вам разбудить у детей активный интерес к процессу запоминания стихов....

Мнемотехника на уроках. Запоминай играючи!

Мнемотехника -   мощная тренировка внимания и мышления, а самое главное памяти. Эту методику можно использовать на уроках русского языка, математики, окружающего мира....

Мнемотехника. Запоминать легко!

Рабочий лист для учеников 2-3 класса. Мнемотехника. тема: словарные слова. ударения. чтение...

Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...