Проверка сложения вычитанием в пределах 100
план-конспект урока по математике (2 класс)

Тырина Ольга Альбертовна

Урок закреплени знаний, умениёй и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Проверка сложения вычитанием»

Цели:

1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием.
2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
5. Развивать навыки счета, математическую смекалку.
6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
7. Развивать интерес к предмету, математическую речь.
8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование: девиз урока, опорные слова: слагаемое, сумма, проверка, наборное полотно с кружочками, карта этапов урока (выполнена на ватмане), сигнальные карточки (светофорчик для контроля ответа, карточки с восклицательным/вопросительным знаком для проверки усвоения материала, карточки эмоций), карточки с математическими заданиями (примеры и задачи), бурундучки, цветочки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, дети! Садитесь.
Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, карандаш, сигнальные карточки, конверт с материалами. У всех всё есть?
Предлагаю сегодняшний урок математики провести под девизом
 “В математику тропинки одолеем без запинки”.
А поможет нам в этом
Карта (учитель прикрепляет карту на доску).
Сначала мы вместе проверим ваши  знания, проведя устный счет на
горе Секретов, затем попробуем ответить на вопрос “Как выполнить Проверку Сложения”, попав на гору Объяснений и, через перевал, на гору Рассуждений. Отдохнув, вытащим из тайников памяти ценное – как решить любой пример в пределах 100. Для этого нам придется преодолеть гору Считай-ка. Отдохнем и снова в путь – потренируем мозги решением задач на горе Задачкино.
И на вершине наших горных цепей, в
Проверялкино, задумаемся, подведем итог сделанному.

II. Устный счет.

– Начнем урок с устного счета.
На доске зашифровано слово. Расшифруйте его.
Для этого вставьте буквы в соответствии с ответами в таблице.

Х

8 + 4

Е

8 + 8

П

5 + 9

С

9 + 2

У

7 + 6

 

13

11

14

16

12

У

С

П

Е

Х

– Один ученик выходит к доске вставлять буквы в таблицу ответов. Остальные дети считают, называют ответ.
При ответе одного из учеников поднимайте
карточку с улыбающимся лицом, если ответ правильный, и карточку с грустным лицом, если ответ неправильный.
– Какое слово получилось?
(Успех)
Я желаю вам успеха на уроке!
Вы разгадали секрет первой горы. Прикрепляю флажок.

III. Постановка темы урока.

– Что общего в этих примерах? (Эти примеры на сложение)
– Произведем сложение следующих чисел с помощью кружочков.
Один ученик пойдет работать к доске, на наборном полотне.
Остальные дети будут помогать анализировать.
– Возьми и поставь на наборное полотно 5 желтых кружочков. Придвинь к ним 6 розовых.Сколько всего кружочков?
(11)
– Как узнали?
5 + 6 = 11 (Запись на доске).
Как называется в этом числовом выражении число 5?
(cлагаемое), число 6? (cлагаемое), число 11? (cумма).
– Отодвинь в сторону 6 розовых кружочков.Сколько кружочков осталось?
(5)
– Как узнали?
11 – 6 = 5 (Запись на доске).
Сравните этот пример с первым. Как получили 5, первое слагаемое?
(Из суммы вычли второе слагаемое).
– Придвинь 6 розовых кружочков к желтым.
Сколько будет, если теперь из общего примера на сложение мы отодвинем 5 желтых кружочков? (Останется 6 розовых кружочков).
– Как узнали?
11 – 5 = 6 (Запись на доске).
– Как получили 6, второе слагаемое?
(Из суммы вычли первое слагаемое)
– Как вы считаете, для чего мы работали с кружочками?
(Чтобы повторить компоненты сложения).
– Назовите их еще раз.

Дети называют, а учитель вывешивает на доске опорные слова:

Слагаемое + Слагаемое = Сумма

– К какому математическому выводу вы пришли, действуя с кружочками? (Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое).

Учитель вывешивает на доске опорные слова:

Сумма – Слагаемое = Слагаемое

– Используя полученные опоры, кто пойдет к доске выполнять следующее задание?

Один ученик выходит к доске.

– Найдите сумму чисел 46 и 4. Сколько получится? (50)
– Чтобы убедиться, что результат правильный, выполняют проверку. Для этого из полученной суммы надо…кто догадался? … вычесть одно из слагаемых. Если результат правильный, то получится?..
(Другое слагаемое).
46 + 4 = 50. Проверка: 50 – 4 = 46
(запись на доске и в тетрадях).
– Откройте учебник на с.94 и прочитайте правило, к которому вы пришли.
Итак, сегодня на уроке ваша главнейшая цель – научиться делать проверку в примерах на сложение.
– Посмотрите на доску. В каком месте мне прикрепить слово
Проверка? (Между 1-м и 2-м шагом).
Я считаю, что гора Объяснений покорена. Прикрепляю флажок.

IV. Первичное закрепление нового материала.

– Применим новое правило о проверке сложения при выполнении задания № 1 на с.94.

Запись на доске и в тетрадях с проговариванием правила.

Дополнительно:

32 + 7;
84 + 10

– Тот, кто хорошо понял, как выполнять проверку сложения, поднимите карточку с !.
У кого есть сомнения, поднимите
карточку с ?.
– Я вижу, что на горе Рассуждений нам тоже задерживаться больше не стоит. Прикрепляю флажок.

V. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VI. Работа над пройденным материалом.

– У вас в гостях бурундучки. Они пришли показать вам замечательные цветочки. Но бурундучки и цветочки с секретом. Решите их примеры, и они расскажут всем своим знакомым, какие умные и внимательные дети во 2-ом классе.

17 – 8
40 – 7
80 – 23
99 – 6

20 + 74
62 + 8

66 + 5

95 – 9

– Некоторые дети будут решать примеры на карточках.

КАРТОЧКА № 1 

45 + 3 =
54 – 3 =
75 + 5 =

32 + 3 =
90 – 7 =
20 – 16 =

37 + 8 =
63 – 6 =
40 + 23 =

 

КАРТОЧКА № 2 

22 + 6 =
87 – 4 =
34 + 6 =

71 + 20 =
100 – 8 =
70 – 27 =

43 + 8 =
54 – 7 =
60 – 19 =

– Гора Считай-ка не вызвала затруднений. И на ней теперь будет флажок.

VII. Решение задач.

Устная.

Юра решил 23 примера. Из них 9 примеров на сложение, а остальные – на вычитание. Сколько примеров на вычитание решил Юра?

Письменная.

– Прочитайте самостоятельно задачу № 2 на с.95.

Далее один ученик читает задачу вслух.

– О скольких магазинах идет речь в задаче?
Что известно про 1-ый магазин?
Что сказано про 2-ой магазин?
Что нужно узнать в задаче?

– Есть желающие пойти к доске решать задачу?
Какие слова возьмем для краткой записи?

Далее ученик комментирует решение задачи.

– Дети, которые решат задачу быстро, подойдут за карточками с новыми задачами.

КАРТОЧКА № 1:

Решите задачу. Юноши посадили в новом парке 30 берез и 10 тополей, а девушки ещё 18 деревьев. Сколько всего деревьев посадили юноши и девушки вместе?

КАРТОЧКА № 2:

Решите задачу. Ребята пропололи утром 6 грядок с морковью и 5 грядок со свеклой, а вечером еще 7 грядок. Сколько всего грядок пропололи ребята?

– Гору Задачкино дружно покорили. Флажок!

VIII. Домашнее задание.

с. 93 № 2, с. 94 № 2.

IX. Итог урока.

– На уроке вы работали дружно, организованно. Подведем итог.
Чем занимались на уроке?
(Решением задач и примеров в пределах 100)
Что было главным? Новым?
(Узнали правило проверки сложения)
Скажите его еще раз.
Следовали ли девизу урока?
Какое настроение вызвал у вас урок? Поднимите
карточку настроения (радость, грусть, удивление, злость).
Вы одолели последнюю гору с успехом. Молодцы! Прикрепляю последний флажок.
Урок окончен.

 

Самоанализ урока

Данный урок относится к изучению раздела «Сложение и вычитание в пределах 100». 

Тема урока: «Проверка сложения вычитанием». Основная задача центральной темы – формирование навыков устных и письменных вычислений.

На уроке решались следующие цели:

           1.Закрепить проверку сложения вычитанием.
          2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
          3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
          4. Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100,       используя краткую запись.
          5. Развивать навыки счета, математическую смекалку.
          6. Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
          7. Развивать интерес к предмету, математическую речь.
          8. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

      Потребность урока исходила из того, что знание математики необходимо современному человеку на всю жизнь. Этот урок нужен для того, чтобы в начальной школе заложить в детях основы: связь компонентов, приёмы сложения и вычитания, умение решать устные и письменные задачи отрабатывать математическую речь смекалку прививать интерес к предмету. Воспитывать уметь работать в коллективе и самостоятельно.

       Для проведения этого урока я использовала:

Внутренние средства: мои знания, знания детей имеющиеся на данный момент. Психологические и физические особенности учащихся данного класса.

Внешние средства: опорные слова, наборное полотно, карта урока, сигнальные карточки, математические карточки с заданиями.

      Исходное состояние класса: В классе 12 человек, из них 5 ударников, 1 учащийся 7 вида, класс средний. Дети активные, целеустремлённые, может, немного несдержанные, но это обуславливается возрастными особенностями учащихся.

Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса направлена на применение полученных знаний и способов действий.

1.О.М. Целью этого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм., проверила на перемене готовность класса и оборудование к уроку; этим добилась полную готовность класса и оборудования к уроку.

2.У. СЧ. На этом этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над темой урока: чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.

3. Т.У.Цель этого этапа вспомнить правило и компоненты сложения.

Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск вычислительного навыка.

            4. Ф.З. Позволила снять  утомляемость и способствовала подготовить учащихся к следующему этапу урока.

            5.Р.над П.М. На этом этапе была дана самостоятельная работа для закрепления знаний по теме  урока. Здесь каждый ребенок  смог себя проверить, осознать: все ли он понял. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен.

6.Р.З. Цель этого этапа научить детей записывать краткую запись, учить логически мыслить.

На уроке были использованы дифференцированные задания для сильных учащихся. Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи.

Были использованы методы:

  • Наглядный
  • Словесный (беседа, объяснение);
  • Практический (самостоятельная работа, карточки);

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема: Проверка сложения вычитанием в пределах 100

Класс: 2

Цели урока: 1. Закрепить проверку сложения вычитанием.
Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
2. Развивать  математическую смекалку, математическую речь.
3. Прививать  интерес к предмету. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

В соответствии с типом урока я придерживалась следующей логике:

  • мотивация проведения урока;
  • актуализация опорных знаний и способов действий;
  • организация деятельности по применения полученных знаний;
  • контроль и взаимоконтроль;
  • подведение итогов;
  • рефлексия.

Урок проходил в 2 классе. Класс неплохой. Качество знаний по результатам второй четверти -  83%, однако  учащихся с творческим уровнем  развития немного (13% ).

Дети активные, целеустремлённые, может, немного несдержанные, но это обуславливается возрастными особенностями учащихся.

Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий.

Среди форм работы на уроке я использовала:

  • работу по опорному сигналу
  • приёмы: «исключи лишнее», «найди закономерность» ;
  • работа с тестовым заданием;
  • индивидуальные и разноуровневые карточки;
  • индивидуальное творческое задание на дом.

С целью поддержания познавательного интереса и расширения кругозора, я  сочетала математический материал с  интересными сведениями из истории математики.

 На уроке мы с ребятами над развитием следующих видов учебной деятельности:

  1. Интеллектуальной (сравнение, нахождение закономерностей, обоснование, выделение главного);
  2. Организационной (выполнение пошаговых действий, оценка своей пошаговой деятельности);
  3. Среди коммуникативных умений  уделялось большое внимание развитию монологической речи.
  4. Среди информационных – умение воспроизводить содержание учебного материала.

Развитию нравственной культуры  шло через формирование благоприятного психологического климата, доброжелательного отношения друг к другу, к учителю, стремлению помочь и поддержать товарища.

За счёт разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся. Избежать утомляемости  способствовала физкультминутка.

Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, развить мотивацию учения,  навыки контроля и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка сложения вычитанием

Урок математики во 2 классе....

1 класс. Примеры на сложение вычитание в пределах 10.

1 класс. Примеры на сложение вычитание в пределах 10....

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4)

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4) Цели: 1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием. 2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения....

Урок математики по теме "Проверка сложения вычитанием". 2-й класс

Тип урока: изучение нового материала.Задачи:расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения;учить применять полученные знания в стандартных и нестанда...

Самостоятельная работа по математике 3 класс "Проверка сложения, вычитания."

Самостоятельная работа по математике 3 класс "Проверка сложения, вычитания." / УМК "Перспектива"...

Проверка сложения вычитанием

конспект и презентация урока Тема: Проверка сложения вычитанием 2 класс школа России...

Конспект открытого урока по математике Тема: «Проверка сложения вычитанием». 2 «А» класс

Урок ознакомления с новым материалом и первичного закрепления новых знаний.ТЕМА:  «Проверка сложения вычитанием»...