Методическая разработка на тему «Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»
методическая разработка по математике (2 класс)

Афиногенова Виктория Дмитриевна

Разработка практического материала для формирования этапа анализа задачи на уроках математики 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование умения контролировать на этапе анализа условия задачи»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Лицея №329

Афиногенова Виктория Дмитриевна

Цель: сформировать умение контролировать анализ условия задачи

Для успешного формирования контроля на этапе анализа задачи ученикам необходимо четко видеть имеющиеся данные, устанавливать между ними связь, понимать, какие знания необходимы для решения данной задачи.

Для контроля этапа анализа задачи ученикам можно предоставить задачи с избыточными и недостающими данными, например:

  • «Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой». Сколько конфет лежало во второй коробке?»

- Давайте составим краткую запись.

- Назови условие данной задачи (то есть что известно)?

- Что сказано о конфетах в 1 коробке? (их количество неизвестно)

- Что сказано о конфетах во 2 коробке? (лежало в 2 раза > конфет)

- Если во 2 коробке в 2 раза >, то что мы можем сказать о конфетах в 1 коробке? (в первой коробке лежало в 2 раза <)

- Назовите требование данной задачи (то есть прочитайте вопрос задачи)? (Сколько конфет лежало во второй коробке)

- Ребята, посмотрите на краткую запись. Можно ли решить ДАННУЮ задачу? Почему?

- Каких данных не хватает в условии этой задачи?

- Какими данными можно дополнить нашу краткую запись, чтобы можно было решить эту задачу? (знать, сколько конфет лежало в 1 коробке)

- Давайте определимся, сколько конфет у нас будет лежать в одной коробке? (9)

- Решите полученную задачу.

Можно решать задания, где необходимо подобрать вопрос к задаче или требования.

  • Маша и Катя стреляли из лука. Маша попала в мишень 3 раза, а Катя в два раза больше.

На какой вопрос нельзя ответить, решая задачу?

А) Сколько раз девочки попали в мишень?

Б) Сколько раз Катя попала в мишень?

В) На сколько раз Катя попала меньше в мишень, чем Маша?

Потому что Катя попала в мишень больше раз, чем Маша. Значит, на этот вопрос ответить нельзя.

  • Сколько всего лягушат стало на болоте?

Какое из предложений будет условием задачи? Почему?

А) На пруду веселились 6 птичек и 4 лягушки.

Б) На болоте сидели 4 лягушки. К ним в гости пришло еще 3 лягушки.

В) На болоте было 2 лягушки и 4 лягушонка. К ним прибежали еще 4 лягушки и 2 лягушонка.

(Потому что в вопросе записаны лягушата (маленькие), а не лягушки (взрослые)).

Дети контролируют себя, отбирая данные, которые необходимы для успешного решения задачи и определяют, хватает ли данных для решения задачи. Отвечают на вопрос - «имею ли я необходимые знания для решения этого задания?»

Также, для формирования контроля можно использовать другой материал - уравнения.

Х  4 = 32

Что представлено в задании? (уравнение)

Что такое уравнение? (равенство с неизвестной частью)

Что значит решить уравнение? (найти такое значение х, при котором равенство станет верным / найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным)

Что нужно сделать, чтобы решить уравнение? (понять, является ли искомое - частью или целым)

Х является частью или целым? (частью) 

А как найти часть? (нужно целое разделить на известную часть)

Работа над анализом задачи способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к математике, в частности к решению текстовых задач, позволяет учителю целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование предметных и метапредметных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения"

Эта методическая разработка поможет Вам при подготовке урока литературного чтения в начальной школе....

Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь,  овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...

Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"

Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это    актуальная проблема!...

Методическая разработка по теме "Формирование слоговой структуры слова"

В методической разработке по теме "Формирование слоговой структуры слова" отражены два этапа по формированию слоговой структуры слова. Выделены типы слоговой структуры слова по возрастающей ...

Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».

Cистематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.В процессе работы педагога был...