Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Лихоманова Инна Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 4 класс

2021/2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx774.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 4 б класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Лихоманова Инна Владимировна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

Рабочая программа для 4 класса  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- программой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Занимательная математика», /Е.Э. Кочурова  «Просвещение» 2016г.,

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностные УУД:

         Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, ответственности.

         Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

         Формирование моральной самооценки.

         Развитие познавательных интересов.

 

Регулятивные УУД:

Формировать:

         умение учиться и способность к организации своей деятельности;

         умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

         умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

         готовность к преодолению трудностей;

         умение адекватно оценивать свою деятельность;

         учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

 

Познавательные УУД:

         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной работы всего класса.

         Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических             рисунков, схем).

         Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

         Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

Коммуникативные УУД:

         Донести свою позицию до других.

         Слушать и понимать речь других.

         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

         Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

         Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

         Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

         Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

         Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.              

 

Метапредметные  УУД:

         уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

         успешно выступать на математических соревнованиях;

         сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

         объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

         анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

         работать в группе;

         структурировать полученные ранее знания;

         использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

          осваивать новые виды деятельности;

         проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

         проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

         способность ухватить наиболее существенную деталь;

         работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

 

Предметные:

после изучения курса программы обучающиеся научатся:

         воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

         определять учебную задачу;

         ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

         владеть своим вниманием;

         сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

         владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

 

после изучения курса программы обучающиеся получат возможность научиться:

         использовать основные приемы мыслительной деятельности;

         самостоятельно мыслить и творчески работать;

         владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Характеристика деятельности

1.

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

3.

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4.

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

14

Танграм

«Открой» способ быстрого построения фигур.

15-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова

спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20

«Математика — наш друг!» 

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

31

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

33  

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

3. Тематическое планирование в 4 в классе

.

№ п/п

Тема занятий

К-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Интеллектуальная разминка

1

Числа-великаны

1

Мир занимательных задач

1

Кто что увидит?

1

Римские цифры

1

Числовые головоломки

1

Секреты задач

1

В царстве смекалки

1

Математический марафон

1

«Спичечный» конструктор

1

«Спичечный» конструктор

1

Выбери маршрут

1

Интеллектуальная разминка

1

Танграм

1

Занимательное моделирование

1

Занимательное моделирование

1

Занимательное моделирование

1

Какие слова

спрятаны в таблице?

1

«Математика — наш друг!» 

1

Решай, отгадывай, считай

1

В царстве смекалки

1

В царстве смекалки

1

Числовые головоломки

1

Мир занимательных задач

1

Мир занимательных задач

1

Математические фокусы

1

Интеллектуальная разминка

1

Блиц-турнир по решению задач

1

Математическая копилка

1

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Математический лабиринт

1

Математический праздник

1

Интеллектуальная разминка

1

Числа-великаны

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Математика и информатика. Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Настоящая программа разработана для обеспечения развитя познавательных и творческих способностей младших школьников,расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формировани...

Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)

Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательная математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательная математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Клуб юных математиков"

Программа разработана на основе программы по математики к учебникам М.И. Моро....