• Тема занятия: «Задачи повышенного уровня сложности: комбинаторные»
план-конспект по математике

Виноградова Людмила Юрьевна

Внеурочная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka-kombinatornye_zadachi.docx74.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность: "Занимательна математика"

Цель:  Развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности.

        Внеурочная деятельность:  «Занимательная  математика»

  • Уровень программы: общекультурный (базовый), общеинтеллектуальной направленности.
  • Провела занятие Такмакова Л.Ю.. Дата «8» сентября 2020 г.
  • Количество присутствующих на занятии: 9 человек
  • Тема занятия: «Задачи повышенного уровня сложности: комбинаторные»

Планируемые результаты занятия:

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Метапредметные:

Коммуникативные: 

- осуществлять взаимный контроль;

- строить понятные для партнёра высказывания

Познавательные:

- - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: 

-формулировать и удерживать учебную задачу 

-- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Предметные: 

Учить выделять комбинаторные задачи из ряда предложенных задач.

Решать простейшие комбинаторные задачи.

Способствовать развитию творческого мышления, формированию познавательного интереса к предмету.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1)

Организационный

момент

Здравствуйте ребята! У вас сегодня хорошее настроение?

- Посмотрите, всё ли у вас лежит на парте? Пенал, лист с заданием.

- Вы готовы к нашему занятию?

Дети подготавливают своё рабочее место.

2) Мотивация

Что вы знаете о математике? Для чего людям нужна математика?

- Математика! Мир без нее был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

- «Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники.

- Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных  математических игр. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку.

Дети слушают, узнают новую информацию, анализируют.

2) Основная часть

  1. Наше путешествие мы начнем с небольшой разминки. За каждый правильный ответ , который вы будете показывать на веере- будете получать жетон. В конце нашей игры тот, кто заработал больше жетонов, получит приз.  Итак, начнем!

Решите весёлые задачи.

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами весёлых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под ёлкой в лесу.

Мышек же было всего только 5.

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите, мышей и мышат

Тихо под елью ветвистой сидят?            (5+5х9=50)

 Джин в бутылке сидит,
Горько плачет и грустит:
«Здесь уже я триста лет,
И на волю хода нет!»
Будет ваш ответ каков,
Если через семь веков
Джина выпустит мой дед,
Сколько Джину будет лет?
                                                       (1000)

Семь воробьишек спустились на грядки

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке?  (Ни одного)

- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Какое расстояние пробежала тройка лошадей? (5 км)

- Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 шишки. Сколько всего шишек? (ни одной)

Вы хорошо поработали над задачками, переходим к следующему этапу игры.

Дети анализируют, находят путь решения каждого задания, выполняют их .

Дети сравнивают и оценивают качество выполненной работы.

Дети анализируют, выбираю  наиболее эффективные способы решения задач.

Дети повторяют движения.

Дети анализируют, находят правильный ответ, помогают найти решение другим.

Дети осмысляют вопросы, обсуждают в группах правильный ответ

Знакомо вам такое выражение, как «ломать голову»?

- Попробуйте заменить его одним словом, близким по значению.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08da/0002ef09-b4dcaf94/hello_html_m6cf96a92.jpg

- Вы знаете, как называются такие записи?

-Предположите, какие задания сейчас выполним?

  1.  Разгадайте ребус, в котором необходимо расставить знаки арифметичеcких действий сложения и вычитания между цифрами так, чтобы получилось верное равенство.

             5…4…3…2…1 = 3 

          - Можно этот ребус решить по-другому?

  1. Картинки с ребусами раздаются каждому.

Предлагаю сформулировать задание.

                

     Пистолет                     уголь                        осень

                

        Пятно                        восемь                      стул

За каждое выполненное задание на листочках, дети получают жетон.

Отвечают на вопросы.

- Головоломка.

-Ребусы

Будем решать  головоломки и ребусы

Анализируют, рассуждают:

5 + 4 – 3 – 2 - 1 = 3

Предлагают второй способ решения:

5 - 4 + 3 – 2 + 1 = 3

Оказывают взаимопомощь товарищам, у которых не получилось выполнить задание самостоятельно.

Формулируют задание, выполняют его в парах.

Физминутка

Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три ксеми -Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Помогите колобку добраться до дома.

(Рисунок находится на выданном листе)

Верно выполнившие задание получают жетон.

        . 2

        + 600

        :4

                

        - 30

                          + 318

        . 5

        : 8        : 9

 Анализируют рисунок, формулируют задание, выполняют его .

Математические фокусы

-Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей)

-Что такое фокус?

  Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения (словарь Ожегова)

    История возникновения математических фокусов.

     Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки. Первое упоминание о математических фокусах мы встречаем в книге русского математика Магницкого, опубликованной в 1703 году. Сам Магницкий пишет, что поместил  главу о фокусах в книгу для “утехи и особенно для изощрения ума учащихся”. Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые  придумывал сам.

    Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на математических законах. Главное — это то, что фокусник знает секрет: особые свойства чисел. Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами. Они тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. 

-Где можно увидеть фокусы?

-Для чего показывают фокусы? (ответы детей)

-Хотите, я вам покажу математические фокусы, а потом и расскажу секреты  и вы сможете показать их родным и близким? .

-Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и постараться еще  отгадать его секрет.

  1. Угаданный день рождения

Содержание этого математического фокуса.

  • Объявляю  ребятам, что  могу  угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в классе.
  • Вызываю  любого желающего и предлагаю  ему умножить на 2 число дня своего рождения
  • Ученик  складывает  получившееся произведение и число 5,
  • Умножает на 50 полученную сумму.
  • К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1)
  • Вслух называет  полученное число.
  • Через секунду я  называю  день и месяц рождения ученика.

Игра повторяется со всеми присутствующими учениками.

  1. Фокус «Угадай возраст». Проводится со всеми участниками занятия.
  • Возраст  умножить на 10.
  • Взять любое число от 1 до 9 и умножить  на 9.
  • Из первого результата  вычесть второй.
  1.         Секреты математических фокусов
  1. Угаданный день рождения

Секрет фокуса:

Например, мой день рождения 8 января.

8 * 2 = 16

16 + 5= 21

21 * 50 = 1050

1050 + 1 = 1051

А теперь надо вычесть 250:

1051 - 250 = 801

8 - это число, а 01- месяц рождения.

  1. Фокус «Угадай возраст».

 Секрет фокуса:

Например, мне 12 лет.

12 * 10 = 120

Я возьму число 7:

7 * 9 = 63

120 - 63 = 57

А теперь надо сложить 5 и 7:

5 + 7 = 12

3)

Заключительная часть

Рефлексия

Прощание

IV. Итог занятия                                                                                                                «Шифрограмма» Подумайте, как найти ключ к шифру.

Кто быстрее прочитает шифрограмму, получает жетон .

16

9

5

11

3

8

1

7

2

12

15

4

10

13

6

14

!

м

т

л

б

ы

Р

в

е

о

ы

я

о

д

а

ц

– Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеюсь, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности.  Поставьте галочку там, где считаете нужным:

- Старался, у меня всё получилось!

- Старался, но были ошибки.

- У меня не получилось, но я буду стараться!

Спасибо за занятие, до свидания!

Разгадывают шифрограмму.

Дети делятся своими впечатлениями о уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка (задачи, тесты разного уровня сложности)

Чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, я р...

Занимательные задачи и задачи повышенной сложности

Презентация может быть использована учителем начальных классов во внеурочной деятельности по программе "Занимательная математика"....

Программа кружка "Решение задач повышенного уровня сложности"

Программа кружка "Решение задач повышенного уровня сложности"...

Текстовые задачи по математике повышенного уровня сложности 1 класс.

Задачи можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Повышенный уровень сложности учит применять знания в нестандартных условиях, самостоятельно мыслить....

Внеурочное занятие "Решение задач повышенной сложности"

Цель: создать условия для развития познавательного интереса у учащихся к математикеЗадачи:-  углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, повыситьуровень математического ...

Рабочая программа "Программа занятий по повышению уровня учебной мотивации у детей и подростков"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Повышение уровня учебной мотивации у учащихся начальной и средней школы (2018-2019 учебный год)....