Консультация "Развитие логического мышления у детей 5 - 7 лет"
консультация по математике

Долгополова Лариса Ивановна

Развивать логическое мышление ребёнка так же важно,как давать ему новые знания.возможно,даже важнее.

Ведьесли знания - это инструменты,то логика - умение ими пользоваться.

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации,принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли - эти способности пригодятся не только в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_22.docx561.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

Консультация для родителей

«Развитие логического мышления у детей 5-7 лет»

Как развить мышление.

                                                                    Автор: Долгополова Лариса Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Оренбург,2022

Все родители хотят, чтобы их дети были не только здоровы, но и успешны. И могли решать задачи и справляться проблемами, которые неизбежно возникают на пути к успеху, а этого необходимо учить детей искать пути решения, думать, размышлять. Иными словами, развивать их логическое мышление.

Что такое мышление?

Существует много определений понятия «мышление», но, по сути, все они сводятся к одному: мышление - процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности, то есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.

Можно провести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нём горячая. Нам не нужно измерять её температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.

Рассмотрим основные мыслительные операции, которые помогают процессу познания.

1. Анализ - это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства или характеристики. Анализ помогает выделить определённые свойства предмета, необходимые нам в том или ином случае. Их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко? (яблоко: круглое, красное, съедобное).

2. Синтез - противоположная анализу операция, когда на основе общих черт предметы или явления объединяются в группы. В нашем примере: нечто красное, круглое и съедобное - что это может быть? Яблоко? Да, но только очевидно, под описание попадут и помидор, и слива, и конфета соответствующей формы.

3. Обобщение – это объединение различных предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы - яблоко, банан и груша - можно объединить в группу: «Съедобное». А яблоко, красный бант и пожарная машина - в группу: «Красные предметы».

4.Сравнение – это когда предметы или явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Яблоко такое же красное, как и пожарная машина, но значительно меньше. Общий признак - цвет, отличие размер.

5. Конкретизация .На основе общих признаков можно определить конкретные предметы. В нашем случае: красные предметы - яблоко, пожарная машина, бант. Съедобные продукты: банан, яблоко, груша, помидор.

6. Аналогия это перенос знаний об одном предмете, явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Зная характеристики одного яблока, можно сделать вывод обо всех яблоках в карзине.

К операциям мышления также относят:

1. Абстрагирование - когда, изучая предмет, необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные, к примеру, мяч и апельсин-круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нам нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств апельсина и мяча можно абстрагироваться.

2.Класссификация - это распределение предметов по каким-то признакам. Например, мы можем распределить предметы по форме (круглые и нет); цвету (красные и нет), признаку «съедобное ли несъедобное». Классификация помогает упорядочить знания о предмете.

3.Систематизация - расположение объектов в определённом порядке. Например, все красные предметы можно выстроить по размеру: пожарная машина – яблоко - бант.

Процесс обучения, получения любых новых знаний, как правило, включает в себя, совершение одновременно несколько таких мыслительных операций.

Особенности мышления дошкольников

Психологи выделяют три вида мышления, характерно для детей старшего дошкольного возраста.

1.Наглядно – действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребёнка самым первым.

2.Наглядно – образное. Важную роль играет приобретённый ране опыт. В этом возрасте ребёнку необязательно совершать определённые действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершить с ним мысленно определённые действия с помощью воспоминаний и воображения. К примеру, малышу в два года, чтобы «покормить» куклу, нужна кукла и ложка, а в пять лет ребёнок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.

3.Словестно – логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы-ребёнок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.

Безусловно, и в этом возрасте, наглядный материал имеет большое значение, но ребёнок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать её развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Именно в этом возрасте у детей «включается логика». 

Понятие «логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению».

При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребёнка должно операться на определённый уровень знаний. Поэтому важно не только развивать логическое мышление, но и обеспечить его информацией об окружающем мире.

Формы логического мышления

Выделяют три формы логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это обобщенная характеристика какого-то явления или предмета, а точнее, группы предметов или явлений, сходных по какому - либо признаку.

https://cdn.culture.ru/images/0ca82048-f289-5996-9b0b-3015b2d6eac8Например: «снег - вид атмосферных осадков кристаллической формы». В данном случае понятие «снег» выделяет именно этот вид атмосферных осадков на основе признака «кристаллическая форма».

Суждение – это отражение связей между предметами или явлениями. Оно необязательно истинно - может быть и ложным, и частным, и единичным. Пример истинного и общего суждения в нашем случае может быть выражение «снег всегда выпадает при низкой температуре», «частного - «бывают бесснежные зимы», единичного – «этой зимой снега не было».

Умозаключение – установление таких связей между понятиями (или суждениями), при которых из одного или нескольких исходных суждений получается новое – вывод. Очевидно, что именно умение делать выводы (умозаключения) из имеющейся у человека информации говорят о его способности мыслить логически.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста (переделать предложение), уже в состоянии пользоваться мыслительными операциями: анализировать предметы и явления, выделять их характерные особенности, устанавливать причинно – следственные связи, выдавать умозаключения.

https://www.b17.ru/foto/article/385989.jpgГлавная роль родителей в том, чтобы обеспечить детям максимально эффективный процесс познания. Материал исследования должен быть безопасным. 

Для развития образного мышления необходимо, чтобы ребёнок умел рисовать, лепить из пластилина предметы по памяти, наблюдал за природой, связанно описывал картинки, а также собирал конструктор.

В данном возрасте необходимо предлагать несложные логические задачи. Главное не перегружать детей, а также стараться подбирать задания с увлекательным сюжетом и красочными иллюстрациями.

Игры и упражнения на развитие логического мышления

1. «Игра наоборот»

Взрослый говорит фразу, в которой содержится заведомо неверный посыл. Ребенок должен быстро его поправить. В зависимости от возраста можно усложнять исходные фразы. Например, самым маленьким понятно, что фраза «Снег горячий» нужно ответить «Холодный»; «Помидор синий» - «Красный». Эта игра хороша тем, что в неё могут играть неограниченное количество детей. 

2. «Лишний предмет»

Картинки или предметы собираются в одном месте (коробке, шляпе) по какому - то принципу, и туда же подбрасывается один лишний предмет. Его нужно выявить и назвать. Задания могут быть совсем простые и более сложными. К примеру, детям можно в коробку с фруктами положить мяч, а для старших детей положить к фруктам овощ. В данном случае ребёнок учится в игровой форме анализировать предметы, выделять общие и различные черты, приобретает навыки классификации.

3. «На что похоже?»

Поиграйте с детьми в ассоциации. Пусть он скажет, что ему напоминает тот или иной предмет. Начинать с самого простого (апельсин-мячик, картошка-камешек) и постепенно переходить к более сложным ассоциациям: на что похоже дождливое небо, пушистый котёнок, варежка, стол…? Чем удивительнее выйдет ассоциация, тем интереснее и лучше.

4. «Что это значит?»

Предложите детям продолжить фразу, как можно большим количеством способов: «я взяла со стала конфету. Что это значит? Варианты ответов «на столе больше нет конфет», «Конфета у меня в руке», «Конфет на столе стало меньше». Чем больше интересных ответов, тем игра удивительнее и интереснее.

5. «Найди пару»

Составить из картинок пару, логически связанных между собой. Пример: дерево - листик, рыбка –аквариум. 

6. «Описание предмета»

Педагог называет предмет, а ребёнок должен как можно больше подобрать эпитетов к нему. Пример (ёлка: колючая, зелёная, высокая, красивая нарядная).

7. «Найди последовательность»

Для детей, которые умеют считать в пределах десяти, необходимо составить элементарную числовую последовательность, где каждое последующее число больше или меньше предыдущего. Пример (2,4,6,… что дальше?).

Вывод:

https://detkinsite.ru/wp-content/uploads/2022/11/logicheskoe-myshlenie-dlya-detej-6-7-let.jpgВидов развивающихся задач очень много. Какой из них выбрать – зависит только от фантазии взрослого и возможностей детей.  Некоторые дети воспринимают словесной форме, другие через иллюстрации, главное заинтересовать чтобы было ребёнку интересно, чтобы он включался в поиск решения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Загадки, развивающие логическое мышление, для детей школьного возраста

Несколько загадок в помощь учителю или воспитателю группы продлённого дня...

«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)

В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслител...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...

Задания на развитие логического мышления у детей

Задания на развитие логического мышления у детей...

Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста.

Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста....

Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения на внеурочных занятиях по математике

В работе описан  опыт работы педагога - экспериментатора на внеурочных занятиях с целью развития логического мышления у детей с нарушением зрения....