Фрагмент диаграммы
материал по математике

Кубышкина  Екатерина Александровна

ДИАГРАММЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_na_temu_diagrammy_4_klass.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Диаграммы»

Тип: урок открытия новых знаний

Вид: урок-беседа

Цель урока: формирование знаний о диаграммах

Задачи урока:

Образовательная:

- определить алгоритм построения круговых, столбчатых и линейных диаграмм;

- научиться читать диаграммы.


Развивающая:

- развивать мыслительные операции на основе выполнения классификации при нахождении значений выражений;

- развивать логическое мышление на основе построения столбчатых диаграмм и других заданий по данной теме.


Воспитательная:

- воспитывать интерес к изучению предмета на основе знакомства с новой темой;

- воспитывать аккуратность и опрятность на основе выполнения письменных заданий.

Планируемые УУД:

Предметные:

Пр1 – строить и анализировать диаграммы;

Пр2 – выполнять алгоритм построения круговых, столбчатых и линейных диаграмм;

Пр3 – сравнивать данные, анализировать их;

Пр4 – называть компоненты сложения, вычитания, умножения и деления;

Пр5 – находить значение выражений на умножение и деление в пределах 1000;

Пр6 – решать задачи.

Метапредметные:

Регулятивные:

Р1 - Организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

Р2 - Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Р3 - Осуществлять контроль своей работы с заданным эталоном;

Р4 - Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном. Находить ошибки;

Р5 - Выполнять простейшие инструкции;

Р6 - Осуществлять линчностную и познавательную рефлексию.

Коммуникативные:
К1 - Слушать и понимать речь других;

К2 - Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое);

К3 - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.


Познавательные:

П1 - Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание);

П2 - Использовать модели, алгоритмы;

П3 - Понимать информацию представленную в виде текста, рисунков, схем;

Личностные:

Л1 - Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Л2 - Положительное отношение к урокам математики;

Л3 - Формировать интерес к знанию, учению;

Л4 - Проявлять самостоятельность.

Оборудование: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 Организационный момент

С1 - Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Елизавета Олеговна. Сегодня урок математики проведу у вас я, но прежде, чем его начать необходимо проверить вашу готовность. На ваших партах должны лежать пенал, в котором есть ручка, карандаш, ластик и линейка, а также рабочая тетрадь, учебник и дневник. Все лишние предметы уберите, пожалуйста, с парт. Также я прошу вас не забывать о своем здоровье, проверьте правильно ли вы сидите. И мы начинаем наш урок!

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Р1, Р5, К1, К3, Л1, Л2, Л3

Мотивационный этап

- Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Я предлагаю вам быть исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?

Исследователь — тот, кто проводит исследование.

- Какими качествами он должен обладать?

- И если мы с вами исследователи, наш кабинет превращается в исследовательскую лабораторию.

Высказывания детей

- Внимание, определенные знания

Л1, Л2, Л3, Р3, Р4, К1, К2

Актуализация знаний

- А сейчас, юные исследователи, я вам предлагаю поупражняться в развитии логического мышления.

- Но перед этим открываем тетради, кладем с наклоном. Отступаем 4 клеточки вниз и записываем сегодняшнее число – 21 сентября.

С2- Попробуйте решить логическую задачку:

Юра выше Саши и ниже Коли. Кто из ребят самый высокий? У кого из них самый маленький рост?

1) Математический диктант

- Проведем диктант в форме да или нет. Если вы согласны с высказыванием - ставите +, если не согласны -.

Если 90 разделить на 3, получится 30(+)

Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+)

Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-)

520 больше чем 120 на 400(+)

Частное чисел 420 и 2 равно 220(-)

Разность чисел 500 и 230 равна 270(+)

Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-)

С3- Проверим по эталону. Поднимите руку те, у кого все ответы правильные. Молодцы!

Теперь откроем учебник на стр. 18, взгляните на №1. Сейчас мы с вами разберем первое выражение у доски, чтобы вы вспомнили, как решать.

- Давайте для начала расставим действия по порядку. Вспомните, какое мы выполняем первым?

- Затем? Деление, так как они равноправны с умножением.

- Далее мы выполняем умножение.

- Какое действие осталось?

- Теперь выпишем каждое действие отдельно под выражением и найдем их значения.

Разбираем и находим значение выражения.

- Дальше вы работаете самостоятельно в своих тетрадях. 1 ряд решает второй пример из первого столбика, 2 ряд - 3 пример из первого столбика, а 3 ряд - первый пример из второго столбика, затем мы сверим с эталоном.

С4 - Давайте проверим.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Записывают число

Учащиеся предлагают способы решения.

Выбираем вариант решения с помощью схемы.

Отвечают на вопросы

Один ученик работает у доски


- В скобках

- Сложение

Находят значения выражений

Р2, Р3, Р5, К1, К2, К3, П1, П3, Л1, Л2, Л3, Л4, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4

Постановка учебной задачи

- Но, чтобы узнать тему нашего исследования, нужно еще немного подумать и найти значения выражений, они не так просты, ведь там кроется зашифрованное слово.

946-46+82=982(А)

26∙3-18=60(Г)

4+96:2=52(А)

80:16∙9=45(И)

260+70=330

482-60=422(М)

560:7∙4=320(А)

8∙8-6∙7=22(Д)

210:7:6+69=74(Р)

- На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений?

- Назовите самое большое среди них трёхзначное число.
- Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.
- Кто сможет назвать тему нашего урока?
С5

- Какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок?

Слушают учителя

- На двузначные и трехзначные

- 982

- Диаграммы

- Узнать о диаграммах, какие они бывают

Л1, Л2, Л3, Р2, Р3, Р4, К1, К2, Пр3, Р3, П2, П3

Открытие новых знаний

С5 - Правильно, ребята, мы действительно узнаем сегодня, что такое диаграммы, какие они бывают и будем учиться с ними работать.

Кто знает, что такое диаграмма? Где вы встречали диаграмму в жизни?

Откройте учебник на странице стр. 16 и найдите определение диаграммы. Кто желает зачитать нам его?

- Да, все верно.

Каждой паре нашей исследовательской лаборатории пришли изображения диаграмм.

С6- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в парах.

- Исследуйте изображения. Объясните, почему диаграмма получила такое название.

(После обсуждения прослушиваются отчеты. Пары

с аналогичными диаграммами дополняют ответы)

- Какая пара дала более точное объяснение?

Итог:

- В результате исследования, с какими видами диаграмм познакомились?

- Все верно, диаграммы нам могут встретиться в жизни везде, вне зависимости от того, в каком городе вы живете и где находитесь.

С7- Например, в виде круговой диаграммы мы можем посмотреть вероятность осадков в Кургане в течение года.

- В виде столбчатой диаграммы - атмосферное давление.

- А здесь у нас соединены сразу две диаграммы - столбчатая и линейная, которые показывают среднюю температуру и осадки в Кургане.

- Вы хорошо справились с этим заданием, и, наверное, устали, давайте проведем физминутку, встаем из-за парт!

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках —

Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев

На руке у вас.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

- Присаживайтесь.

Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных. Стр.16

- Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?

- Как вы это узнали?

- Чему равна масса утки?

- Как узнали?

- Как это показано на диаграмме?

- чему равна масса щенка?

- Как узнали? Как это показано на диаграмме?

- Чему равна масса зайца? 4кг

- Мы с вами научились анализировать и сравнивать диаграмму.

- Теперь нам нужно понять, как их строить, для этого нам необходимо знать алгоритм построения столбчатой диаграммы.

С8 Алгоритм построения столбчатой диаграммы

1. Начертите угол по клеточкам.

2. На его горизонтальной стороне отметь на равном расстоянии друг от друга точки по числу величин.

3. На вертикальной стороне построй шкалу, которая будет обозначать определенное количество.

4. Изобрази количество.

Давайте попробуем построить диаграмму по данному алгоритму.

- Продолжаем работать по учебнику № 82

- Рассмотрим диаграмму.

- Кто догадался, как можно определить МАСШТАБ данной диаграммы?

- Начертите таблицу в тетради и попробуйте её заполнить. Работаем в парах.

С9 Выполним проверку по эталону.

Слушают объяснение учителя

Предположения детей

Называют правила

Работают с изображениями

Столбчатая, линейная, круговая

Шагают на месте

Хлопают в ладоши

Прыгают на месте

Руки за спину

Поднимают голову выше

Делают глубокий вдох-выдох

Показывают, сколько пальцев

Поднимаются на носочках 10 раз

Хлопают в ладоши

Топают ногами

Прыгают на месте

Хлопают в ладоши

- чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше

- 3 кг

- 8 кг

- 4 кг

- по последнему столбику

- 1-15, 2-18, 3-21, 4-12

Р3, Р4, Р5, К1, К2, П2, П3, Л1, Л2, Л3, Л4, Пр1, Пр2, Пр5

Первичное закрепление новых знаний

- Теперь нам нужно закрепить полученные знания и уже самостоятельно поработать с диаграммой.

С10- У Игоря три альбома с фотографиями, у
которых обложки зелёного, красного и
синего цвета. Он сосчитал количество
фотографий в каждом альбоме и записал
данные в таблицу.

Затем он начал изображать данные, записанные в таблице на следующей диаграмме:

- Приступайте, затем проверим.

С11  (Сверяются со слайдом)

Закончить диаграмму

Р3, Р4, Р5, К1, К2, П1, П2, Л1, Л2, Л3, Л4, Пр2, Пр3, Пр5

Решение задач на повторение

- Попробуем составить по данной таблице задачу и решить её.

У Игоря три альбома с фотографиями. В альбоме с зеленой обложкой 35 фотографий, с красной - 30 фотографий, а с синей - 20 фотографий. Сколько всего фотографий в трех альбомах?

- Что нужно узнать в задаче?

- Можем ли сразу ответить на этот вопрос?

- Что для этого нужно знать?

- Можем это узнать?

- Каким действием?

- Назовите выражение.

- Запишите решение задачи с пояснением

С12 - Проверим. Молодцы!

Доп. задание

- Что такое прямоугольник?

- Начертите прямоугольник, у которого длина 10 см, а ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь и периметр.

Сколько всего фотографий в трех альбомах

Да

Количество фотографий в каждом альбоме

Умножением

35+30+20

35+30+20=85 (ф.) всего фотографий в трех альбомах

Ответ: 85 фотографий.

Прямоугольникэто четырёхугольник, у которого все углы прямые и параллельные стороны равны.

Л1, Л2, Л3, Р3, Р4, Р5, К1, К2, Пр3, Пр4, Пр5, П2, П3

Подведение итогов урока

- Какой была тема урока?

- Чему мы научились?

- А, какой алгоритм построения мы узнали?

- Диаграммы

- Анализировать, сравнивать и строить диаграммы

- Алгоритм построения столбчатых диаграмм

К1, К2, Л1, Л2, Л3

Информирование о домашнем задании

С13 Запишите домашнее задание: стр. 17, №83, стр. 18 №2,3.

Записывают домашнее задание

Р5, К1, Л1, Л2

Рефлексия

- Кто думает, что сегодня работал плодотворно?

- Кто – хорошо, но надо подтянуться?

- В чем были затруднения?
- Спасибо за хорошую работу, наше исследование подошло к концу, урок окончен. До свидания!

Проводят самооценку в течении всего урока

Прощаются с учителем

Р6, К1, К2, Л1, Л2, Л3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе "Графики, таблицы, диаграммы"

По программе "Начальная школа XXI века". Автор учебника Рудницкая....

Диаграмма темпа чтения 1 класс

К  окончанию 1 класса составила диаграмму, которая отражает реальную картину сформированности навыка каждого ученика. Учащимся были подготовлены индивидуальные диаграммы-графики....

Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

Открытый урок математики в 4 классе по теме: "Диаграммы"

Урок по Образовательной системе "Школа 2000...". На данном уроке была использована презентация, приуроченная Году Космонавтики....

Технологическая карта урока "Диаграммы. Виды диаграмм" 4 класс

Технологическая карта урока "Диаграммы. Виды диаграмм"...

Технологическая карта урока по математике по теме ": Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм".

Цель данного урока:ознакомить с понятиями «диаграмма», «масштаб», со способом построения столбчатых диаграмм,научить читать диаграммы,развивать умения находить в них нужную инф...