Внеурочная деятельность «Дружим с математикой»
рабочая программа по математике (2 класс)

Арефьева Татьяна Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

на 2021/2022 учебный год

Санкт-Петербург

2021г.


Пояснительная записка

В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа ­ 21.02.2015г.).
  • Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
  • Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 21.04.2021 № 1011-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные  общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
  • Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей» от 02.06.2015 №03-20- 2216/15-00
  • Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
  • Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
  • Концепция воспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от

  1. 6-P) Санкт-Петербург,
  • Устав ГБОУ школа № … Пушкинского района  Санкт-Петербурга;
  • Программа развития ГБОУ школа № … Пушкинского района  Санкт-Петербурга;

Рабочая программа курса «Дружим с математикой» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.А. Холодовой, лауреата конкурса "Грант Москвы" в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:

  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочие тетради в 2-х частях. - М.: РОСТ , 2018.
  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 2 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2017

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Задачи внеурочной деятельности учащихся:

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Личностные  результаты :

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты :

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты :

  •  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

  1. Числа. Арифметические действия. Величины
  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

  1. Мир занимательных задач
  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

  1. Геометрическая мозаика
  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.

Общая характеристика содержания занятий

         Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.  «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .

  Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы и виды организации внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.

Внеурочная деятельность организуется и проводится в зависимости от направления деятельности: в классных кабинетах, в парках, на спортивных площадках и спортзалах, в музеях, актовом зале, кабинете информатики, библиотеке, и т.д.

Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана.  Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно – урочной.

При разработке Плана внеурочной деятельности учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для реализации Плана внеурочной деятельности используются формы организации внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом:

 заочные путешествия

 исследования

 мини-проекты

 презентации, выставки творческих работ

 конкурсы и олимпиады

 деловые игры

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

Кубики (игральные) с точками или цифрами

 Комплекты карточек с числами

 «Математический веер»

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Математические настольные игры

Список литературы

1.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. № 7.

2.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000 г.;

 3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. -- СПб.: Кристалл, 2001г.:

 4.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006

 6.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

 7.Сухин И.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.

 8.Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы (ЦОР)

1.httр://www.vneurоkа.ru/mathematics— образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.httр://konkurs-kenguru.ru— российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

 4.http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

 5.http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа  составлена в соответствии с требованиями ФГ...

Презентация для занятия внеурочной деятельности "Дружи с водой"

Презентацию можно использовать в рамках внеурочной деятельности курса "Школа докторов природы" в 1 классе...

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

Внеурочная деятельность "Дружим с добрыми словами"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеНовосибирской области«Черепановский педагогический колледж»конспект внеурочного занятияШкола: МОУ СОШ №3Класс: 3 &laqu...

Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 1-х классов....

Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 4-х классов МБОУ «СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями...

Программа курса внеурочной деятельности "Дружим с математикой"

Цель курса внеурочной деятельности:создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям....