План-конспект и самоанализ урока по математике
план-конспект урока по математике (1 класс)

Самоанализ и план - конспект урока по математике на тему "Связь суммы со слагаемыми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_14.02.docx25.54 КБ
Файл samoanaliz_otkrytogo_uroka.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39»

Открытый урок по математике на тему:

«Связь между суммой и слагаемыми»

1 класс

Провела: учитель

начальных классов

                                                                Сибаева Ландыш                    Мухаметхановна

г. Набережные Челны

Тема: Связь между суммой и слагаемыми.

(1 класс)

Цель урока: познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Задачи урока:

  • Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.
  • Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
  • Развивать навыки счета в пределах 10.
  • Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
  • Продолжать формировать умение работать в парах.
  • Развивать действия самоконтроля.
  • Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
  • Использовать элементы ССО (абстрагирование).

Планируемые результаты:

 - учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

- учатся решать задачи изученных видов;

 - учатся использовать речь для регуляции своего действия;

- учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;

 - учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент                                                    

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.                                                        
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Актуализация знаний.

–  Сегодня 4 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 4.

-   Назовите «соседей» числа 4.

-   Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 4.

    Сегодня на уроке каждый из вас получил маршрутный лист.  Мы с ним будем работать в течение урока.

-   Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

2. Устный счет (Условие – первичная информация)                  

– Число 4 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

  • Найдите сумму чисел 3 и 4. ( 7)
  • Уменьшите 10 на 2. ( 8 )
  • Увеличьте 4 на 2. ( 6 )
  • 1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? ( 10 )
  • 10 без 1. ( 9 )
  • В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
  • В букете  3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?

1 ученик работает за доской, остальные на местах. Проверка работы с помощью светофоров.

В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5.

Пользуясь таблицей,  подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы   отправимся   путешествовать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

Получается слово  ПАРОВОЗ.

– Итак, отправляемся в путешествие.

3. Работа по теме урока. (Первичная модель – образ объекта)

    Практическая работа.                                                    

–  Мы подъехали к  первому домику, в нем живет Самоделкин.
–  Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой выражение составим?
                                         2 + 4 = 6

-   Как называются числа при сложении?

-   Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения.
 (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
–  Так сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой  все синие треугольники.

-  Что осталось?

-  Сколько их?

-   Как получили число 4?
                                         6 – 2 = 4

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?
                                         6 – 4 = 2
–  Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли  первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то  получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

4. Сообщение темы урока:

«Связь между суммой и слагаемыми».

5. Работа по учебнику.                                                          

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино. 

 - Откройте учебники на стр.26.
– Буратино решил напоить нас чаем. 
– Рассмотрите  первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
                                              3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?
                                               5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. 
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
                                                5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

6. Физкультминутка                                                                  

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки  в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

7. Требование. Закрепление изученного материала.        

 А мы подъехали к домику Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

8. Вычленение существенных свойств объекта

– Найдите задание №3 в маршрутных листах.

 Рассмотрите  первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним.

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению?

-  Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.

   Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.

-  Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение?

Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно.

Проверка работы.

-  А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание.

– Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

9. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

10. Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

№ 3 в учебнике.

- Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает.

После выполнения задания , учитель задает детям вопрос:

– Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?
–  Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

 ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…
 ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.
 ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…
 ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

10. Повторение изученного, решение задач и примеров.

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Карандаша.

-  Посмотрите, в каком номере представлены задачи?                    

-   Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.

-  Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ?                 --  Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

– Сравните вопросы.

-  Каким действием будем решать первую задачу? Почему?

-  Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?
– Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски)

Карточки – помощники.

Проверка работы.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

11.  Итог урока.

-  Что нового мы сегодня узнали на уроке? ( слагаемые и сумма связаны между собой)

-  У меня в руках Копилка достижений. У каждого из Вас на столе солнышко. Расскажите, чему научились на уроке. Опустите в Копилку достижений солнышко.

12.Рефлексия.

- Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями.

- А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов.

- Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик.

- Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик.

- Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик.

На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.  



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «СВЯЗЬ СУММЫ СО СЛАГАЕМЫМИ»

 

Тема урока: «Связь суммы со слагаемыми»

Цели урока: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

В данном классе я поставила следующие задачи:

  1. формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей- слагаемых
  2. Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
  3. Развивать навыки счета в пределах 10.
  4. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
  5. Продолжать формировать умение работать в парах.
  6. Развивать действия самоконтроля.
  7. Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
  8. Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок усвоение новых знаний.

Он включал в себя 7 этапов :

  1. Орг момент
  2. Определение темы урока, мотивация учебной деятельности учащихся
  3. Актуализация знаний
  4. Первичное усвоение новых знаний
  5. Первичная проверка понимания
  6. Первичное закрепление
  7. Рефлексия.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (обучение в сотрудничестве и исследовательские методы и использовала их на следующих этапах урока : первичная проверка понимания и первичное закрепление.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания с карточками, работу в парах, индивидуальную работу, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказалась работа в парах, потому что ребята могут помогать друг другу и понять свои ошибки.  

Из компонентов функциональной грамотности я использовала на уроке математическую грамотность (при понимании нового материала, связи суммы со слагаемыми ) и читательскую грамотность (при решении задач, в начале и в конце урока)

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения,  осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: презентация, сигнальные карточки, красочные домики для повторения состава чисел, учебник и карточки с заданиями

Темп урока медленный; динамичный; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко  вести урок. Учащиеся включались в работу активно. 

Меня порадовали Дина, Самат, Вильдан, Камиль, Ландыш, Рамина, Язиля, удивили Риана, Рамина, потому что хорошо отвечали на уроке , доказали понимание содержания урока

Результаты урока совпадают  с целью урока.

Я полагаю, что все научились найти связь суммы со слагаемыми, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

 В целом урок можно считать успешным, цели достигнуты.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока по математике

Самоанализ урока по теме "Слагемые. Сумма" В рамках ФГОС....

Самоанализ урока по математике "Знакомимся с задачей" учителя МБОУ "Песчанинская НОШ" Бокаревой Л.В.

Дан анализ учебных возможностей учащихся, места урока в теме, разделе, курсе,цели , задач и проблем урока, учебных ситуаций....

Самоанализ урока по математике на тему "Сочетательное свойство умножения"

Конспект самоанализа урока по математике на тему "Сочетательное свойство умножения"...

Презентация самоанализа урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач по рисунку"

Презентация самоанализа урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач по рисунку"...