Программа "Финансовая грамотность".
рабочая программа по математике (3 класс)

Нуретдинова Альбина Дамировна

Программа по финансовой грамотности для учащихся 3-4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_finansovaya_gramotnost.docx55.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ д. Саузбаш

ПРОГРАММА

по финансовой грамотности

«Финансовая грамотность»

для учащихся 3-4 класса

                                               Автор –составитель программы:

                                                         учитель Нуретдинова А.Д.

                                                   

2021 г.

I.  Пояснительная записка. Актуальность программы.

Финансовая культура в современно развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения.  Актуальность данного курса продиктована временем, так как низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести человека не только к неграмотному планированию семейного бюджета, но и уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики.  Для того чтобы наши дети не растерялись во взрослой, самостоятельной жизни и стали в будущем финансово благополучными людьми,  обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте, на начальных ступенях образовательной системы.

Программа «Финансовая грамотность» разработана на основе пособия по финансовой грамотности С. Федина «Финансовая грамотность» для 3-4 классов и является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся в сфере экономики семьи.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст учащихся: 3-4 классы.

Срок реализации: II квартал 2021 года. Количество часов – 10, из расчета 1 час  в неделю.

Цель программы: повышение финансовой грамотности учащихся 3, 4 классов.

Задачи:

- формирование применения опыта полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- развитие у воспитанников экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических  отношений в семье.

Основные содержательные линии программы:

• деньги, их история, их виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: задачи, практические задания, игры, мини-исследования, проекты.

Результат освоения воспитанниками содержания программы диагностируется через входной и итоговый тест.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения программы «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества, государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных  экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамотность» являются:

  1. Познавательные

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

  1. Регулятивные

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью воспитателя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложения товарищей.

  1. Коммуникативные

• составление текстов в устной и письменных формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения программы  «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчетов.

II. Учебно – тематический план программы «Финансовая грамотность»

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что такое деньги и какими они

бывают.

2

1

1

Вступительное тестирование.

2

Мошенничество

2

1

1

Практические задания

3

Из чего складываются доходы

в семье.

3

2

1

Мини-исследование

4

Деньги любят счет, как управлять своим кошельком

чтобы он не пустовал.

3

2

1

  1. Задачи
  2. Защита проекта «Семейный бюджет»
  3. Итоговое тестирование

10

6

4

Исполнители: ученики 3, 4 классов МБОУ ООШ д. Саузбаш

Литература:

1.  Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 3-4классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

2.  Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 3-4классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

3.  Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

Ссылки для использования на занятиях:

1.Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»  http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html (компьютерные игры по созданию собственной фирмы и развитие и отработка навыка предпринимательства).

2. Сайт «Основы экономики»  http://basic.economicus.ru (учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статистические данные, исторические сюжеты; большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся

3.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/08/21/uroki-finansovoy-gramotnosti-na-urokah-v-nachalnyh-klassah; 

4. https://fmc.hse.ru/primarySchool;

5.  https://www.rastut-goda.ru/junior-student/5738-uroki-o-dengah-dlja-mladshih-shkolnikov.html

      

Приложение № 1

Тест по финансовой грамотности

 

1.Что больше стоит три арбуза или две дыни? Цены указаны в таблице

А)  две дыни

Б)  три арбуза

В)  стоят одинаково

Г)   определить невозможно

арбуз

дыня

3 рубля

5 рублей

2.Что значит «купить кота в мешке»?

А)  сделать нужную покупку

Б)  купить неизвестно что

В)  сделать незапланированную покупку

Г)   купить домашнее животное

 

3.У Маши есть 10 рублей. Она купила шоколадку за 5 рублей и сок за 3 рубля. Сколько сдачи получит Маша?

А)  1 рубль

Б)  2 рубля

В)  3 рубля

Г)   4 рубля

4.Какую сумму денег составляют монеты на рисунке?

А)    18 рублей 60 копеек

Б)    13 рублей 55 копеек

В)    16 рублей 50 копеек

Г)     22 рубля 50 копеек

https://fs.znanio.ru/8c0997/0e/27/fd4c412c5669122c99b0f6ca8799ab68d2.jpg

5.Помоги Матроскину разобраться в вопросах семейного дохода.  Отметь, что является семейным доходом Дяди Федора, Шарика и Матроскина.

А)  Деньги, которые Шарик дал в долг Печкину.

Б)  Деньги, полученные Матроскиным от продажи молока.

В)  Деньги, которые Матроскин потратил на покупку сена для коровы.

Г)   Все ответы верны.

 

6.Что означает, когда о человеке говорят: «Он и на снеге зимой экономит»?

А)  человек очень экономно использует снег в хозяйстве

Б)  очень скупой человек

В)  расточительный человек

Г)   человек охраняет снег

 

7.Укажи, что можно отнести к группе товаров длительного пользования.

А)   

Б)   

В)   

Г)    

игрушки

продукты питания

бытовая техника

одежда

 

8.Что больше стоит пять книг или девять карандашей? Цены указаны на рисунке.

книга

карандаш

9 рублей

4 рубля

А)  девять карандашей

Б)  пять книг

В)  одинаково

Г)   определить невозможно, не хватает данных

 

9.Кто, согласно пословице, платит дважды?

А)  расточительный человек

Б)  скупой

В)  добрый

Г)   забывчивый

10.Семейный бюджет – это:

А) платежи семьи

Б) план доходов и расходов семьи

В) льготы семьи

Г) пенсия бабушки и дедушки

11.Как называются бумажки или монеты, которые выполняют роль всеобщего обмена? 

А) деньги

Б) кредиты

В) карточки

Г)  проценты

12.Правильным ведением бюджета семьи считается то, при котором доходы…

А)  больше расходов

Б)  равны расходам

В)  меньше расходов

Г)   не зависят от расходов

13.Рассчитайте стоимость продуктов для приготовления салата.

 

Продукты

 

Масса (г)

Стоимость

(руб./100 г)

Огурцы

300

5

Помидоры

250

8

Лук

100

4

Растительное масло

50

10

А) 4400 рублей

Б) 168 рублей

В) 44 рубля

Г)  82 рубля

 

14.В какое учреждение люди обращаются за займом денег?

А) предприятие

Б)  банк

В)  налоговая служба

Г)   Суд

15.Как называют человека, который пришел в банк и положил свои деньги во вклад? 

А) инвестор

Б)  вкладыватель

В) банкир

Г)  вкладчик

16.Грошик нарисовал фразеологизм «бросать деньги на ветер».

Отметьте его значение.

А)   сделать нужную покупку

Б)   получить много денег

В)   тратить деньги на ненужные вещи

Г)   деньги, полученные не совсем законным способом

17.В какой сказке продемонстрирована эффективность коллективного человеческого труда?

 

А)   

Б)   

В)   

Г)    

«Репка»

«Рукавичка»

«Колобок»

«Заюшкина избушка»

 

18.Укажи название сказки, в которой героиня расходует найденные деньги.

А)   

Б)   

В)   

Г)    

«Муха-Цокотуха»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Гуси-лебеди»

«Золушка»

 Система оценки теста 15-18 баллов – « Высокий уровень »;  9-15 баллов – «Повышенный уровень»; 8 - 9 баллов – « Средний уровень»; Менее 8 баллов – «Низкий уровень»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...