Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
план-конспект урока по математике (1 класс)

Барабанова Марина Николаевна

                 Данный урок   разработан в ТДМ.

     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвучен девиз, который настроил учащихся  на совместную деятельность. Проведена параллель с надпредметным курсом Мир деятельности. Учащиеся озвучили девиз, поработали над пониманием прочитанного, вспомнили два шага учебной деятельности – настроились на работу.

 На этапе актуализации  дети смогли повторить ранее изученный материал, необходимый и достаточный для изучения нового. Пришлось повторить достаточно обширный раздел, потому что, чтобы открыть новое знание, дети должны многое вспомнить и владеть обширной информацией, знать терминологию, уметь давать характеристику звукам, понимая их различие.

    К сожалению, некоторые учащихся пока путают понятие буквы и звука. Не могут грамотно использовать данные термины в своем ответе.

    Во время пробного действия, которое учащиеся выполняют индивидуально, у детей возникает затруднение. Во время фронтальной беседы подвожу детей к тому,  что они сами ставят перед собой цель и формулируют тему урока.

     На основе активной речемыслительной деятельности обучающиеся участвуют в целеполагании. Такой подход создает у детей самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность. Изучая новые звуки, использую аналитический метод обучения. На уроке использую работу в группах. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей, активизирует учебную деятельность, создает комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока. На данном этапе первоклассникам еще очень сложно выполнять правила работы в группе и переключать внимание на учителя. Над этим еще предстоит работать.

      Во время самостоятельной работы учащиеся отрабатывают понимание открытого ими нового знания.

К сожалению, по техническим причинам, очень некачественно записалась самостоятельная работа, поэтому я немного расскажу, как она проходила. Для самостоятельной работы я выбрала умение определять мягкость и твердость согласных. Поэтому вначале учащиеся прочитали слоги слияния, которые даются под изображением новой буквы на странице учебника. А после они должны были, опираясь на ленту букв, записать эти слоги в два ряда, указывая мягкий согласный зеленым цветом, а твердый –синим. После выполнения работы в тетрадях, учащиеся должны были сверить полученный результат с образцом на доске. И Оценить свою работу. Поставить либо +, либо ?

            На этапе Включение нового знания в систему знаний и повторения  использую фронтальную работу. Учащиеся работали по страницам учебника, была проведена работа над лексическим значением слов, дети читали слова с буквой эф. Я познакомила с отрывком из произведения А.С.Пушкина, посвященному городу Санкт-Петербург, был представлен дополнительный материал о городе. После этого был проведен небольшой опрос на запоминание и понимание  прочитанного.

       На этапе рефлексии использую дифференцированное обучение по уровню подготовки к чтению. В конце урока было подведение итогов и самооценка. Конечно, есть еще много вопросов к учащимся по умению анализировать свою работу на уроке. У учащихся маленький словарный запас, они пока не умеют строить ответы, высказывать мнение, доказывать. Мы пока в самом начале формирования данного умения.

    С точки зрения здоровьесбережения на уроке можно сказать следующее: микроклимат урока спокойный, дружелюбный. Происходило чередование  различных видов деятельности.

      Темп, ритм, содержание (по   объему и сложности)  урока соответствует возрастным особенностям первоклассников.

Во время урока я старалась сформировать следующие  компетенции обучающихся: умение работать  с книгой, умение сравнивать и делать выводы, анализировать и умение выделять главное. Дети достигли поставленной цели и положительного эмоционального настроя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Технологическая карта урока                                                    

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс.

Учитель: Барабанова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ]

буквы Ф, ф(эф)».

 

Цели для ученика:

 1- познакомиться с новыми согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф

 2- размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

 3- прогнозировать содержание по заглавию,  иллюстрации и ключевым словам;

4- прививать интерес и бережное отношение к природе.

Цель для учителя:  создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф, развития речи, памяти, логического мышления, навыки выразительного развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух и прогнозировать содержание по заглавию,  иллюстрации и ключевым словам.                            

Образовательные: формировать плавное слоговое чтение и умение выразительно читать вслух; прогнозировать содержание по заглавию,  иллюстрации и ключевым словам;

 

Развивающие: развивать познавательную активность и навыки работы с текстовой информацией; продолжить формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: развивать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, в группе.

Тип урока: Урок онз

Форма урока: поиково-исследовательская деятельность

Опорные понятия, термины: омонимы, шипящие, флот, запируем.

Новые понятия: Ж, Ч, Ш, Щ — это шипящие согласные звуки

Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах, самопроверка по образцу.

Ресурсы:

основные:  электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской; опорные таблицы (лента букв, алфавит).

дополнительные:  технические средства обучения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

 Планируемый результат      

Мотивация к учебной деятельности.

-Дети, давайте прочитаем девиз нашего урока.

Лучший способ изучить что – либо – это открыть самому.

-Как вы понимаете этот девиз?

-Какую фразу он вам напоминает?

Дети читают

Ответы детей (Аналогия с базовым определением надпредметного курса «Мир деятельности»: Что я не знаю - сам найду способ)

Фронтальный опрос

Личностные:

-формирование  положительного отношения к познавательной деятельности

 Создать благоприятный психологический настрой на работу

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

-Начнем с разминки.

Давайте мы с вами вспомним, что нам может пригодиться на уроке. Что нам поможет в общении.

-Что такое речь?

- Какая бывает речь?

-Устная, это?

-Письменная, это?

-Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоят слоги?

-Какие бываю звуки?

-Почему гласные звуки расположены в два ряда на ленте букв?

 С какой буквой и каким звуком мы  работали на прошлом уроке?

- В чем особенность этой буквы?

- Приведите мне примеры, где в жизни мы можем встретить шипящие звуки?

-Какие шипящие звуки вы уже знаете?

-Поиграем в игру. Я поднимаю карточку, а вы вспоминаете слова, в которых есть  данный звук.

( карточки Ж., Ч, Ш, Щ)

-Следующее задание.

Я прочитаю вам загадки, вы назовите отгадки и укажите слово, где слышим шипящий звук.

1.Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец…

2.Шею укутаю, станет уютно.

А еще в мороз прячут в меня нос.

3. Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает…

- Какая тема объединяет эти слова?

-Почему вы так решили?

В каком из этих трех слов мы слышим  шипящий звук?

Возьмите карточку №1 и проставьте под словом шарф звуки, которые вы слышите в этом слове.

-Даю вам ровно минуту.

-Поднимите руку, кто справился с заданием?

-Кто нет?

-Почему?

-Речь.

-Это средство общения между людьми.

- Речь бывает устная и письменная.

(Дети раскрывают особенности устной и письменной речи)

- Речь состоит из предложений.

-Предложения состоят из слов.

- Слова состоят из слогов.

_ Слоги состоят в письменной речи из букв, а в устной из звуков.

Гласные и согласные.

(Гласные- это…, согласные- это…)

-Верхняя строчка указывает на твердость согласных, а нижняя на мягкость.

--Мы читали слова и предложения с буквой ща, которая обозначает 1 согласный глухой мягкий звук [ щ]

-Буква ща обозначает один звук.

-Она обозначает шипящий звук.

(,,,,,)

Ж., Ч, Ш, Щ — это шипящие согласные звуки

(Дети поднимают руки отвечают)

-Сосулька

-Шарф.

-Снеговик

-Зима

(Ответы детей)

-В слове шарф

На доске

 Ш А   Р   Ф

 

[ш] [а] [р] [----]

(Кто-то из детей запишет звук, а кто то нет)

-У нас возникло затруднение

-Мы пока не знаем такой буквы.

-Мы знаем букву, но пока не можем дать характеристику звуку или звукам.

Фронтальный опрос

Фронтальная работа

Самостоятельная работа

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- умение строить речевые высказывания, слушать других

Актуализация знаний о речи, об изученных буквах и умениях складывать слоги и слова

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми новых знаний по теме «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ]

буквы Ф, ф(эф)».

 Выявление места и причины затруднения.

-Где возникла трудность? Почему? 

-Определите цель нашего урока.

-Чем будем заниматься на уроке?

-Тема нашего урока.

(Тему называют дети, которые знакомы с буквой)

_ Мы не смогли обозначить полностью звуки, потому что не знаем такой буквы, а кто знает, не смог дать характеристику звуку, который она обозначает.

-Цель нашего урока познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

-Тема урока буква Ф(эф)

Фронтальная работа

Систематизировать полученную информацию из текста и воспроизвести её в сжатой форме

Построение проекта выхода из затруднения.

- Для того, чтобы разрешить возникшее затруднение, на необходимо воспользоваться алгоритмом.

План:

1.Из группы слов на карточке выбрать слова, где данная буква будет обозначать твердый звук или мягкий звук для этого вспомнить, какие гласные указывают на твердость или мягкость согласных звуков. Указать нужный звук под словом Подобрать и записать еще одно слово, в котором будет новый твердый или мягкий  согласный звук.

2. Сделать выводы, сколько звуков обозначает данная буква.

-Работать вы будете в парах. Но вначале вспомним правила работы в группах.

(учащиеся озвучивают правила работы в группах)

Парная и групповая работа в мл.шк.

Работа с таблицами

Реализация построенного проекта.

Дети работают в группах.

Озвучивают слова с твердым и мягким звуками.

(Дети объясняют)

(Дети выходят к доске и объясняют, почему звук считается твердым или мягким с опорой на таблицы)

Работа в группах

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Обеспечение целеполагания постановка учебной задачи

Динамическая  пауза

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

-Подведем итог. У нас возникло затруднение. В чем оно заключалось?

-Как мы должны были действовать, чтобы разрешить затруднение?

- На что была направлена наша работа?

-Как мы можем убедиться в правильности наших выводов?

-Откройте  учебник на стр.71

Посмотрим  на верхнюю часть страницы.

-Какие звуки обозначает буква Ф ?

Совместная речь.

-Повторите это в парах.

Работа в тетрадях по печатанию

 -Мы должны были познакомиться с новой буквой и определить звуки, которые она обозначает.

-Мы можем обратиться к интернету, учебнику, учителю.

(Ответы детей)

Буква Ф(эф) обозначает…

(дети смотрят на доску и печатают)

Поиск нужной информации в тексте, опираясь на вопрос.

Познавательные УУД:

- Читать и слушать, отбирая нужные сведения

Личностные:

- навыки культурного поведения при общении

Обеспечение восприятия прочитанного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Стр.71 Прочитаем слоги слияния (Сверху вниз и снизу вверх)

_ Откройте тетради для печатания и самостоятельно в первой строке напечатайте слоги с твердыми согласными а во второй с мягкими согласными.

 Проверим по образцу. У кого все правильно ставим +, у кого есть ошибки- ?

Учащиеся выполняют

(При анализе  дети уточняют, с чем не справились и что надо повторить: указатели твердости и мягкости согласных звуков)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Регулятивные УУД:

-выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции,

делать выводы Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка результатов работы

Анализировать полученную информацию из текста и делать выводы. Умение самостоятельно применять свои знания в новой ситуации, самоконтроль, самооценка

Включение нового знания в систему знаний и повторение;

Стр.71

Рассмотрим столбики слов. Читаем эти слова.
_ Как вы понимаете лексическое значение слов: ферма, асфальт, флот.

Акцент на слове флот. Чтение стихотворения на стр.71.

Кто из Вас знает, о каком событии идет речь?

Презентация о Петербурге.

https://www.youtube.com/watch?v=kao2fpJJ8Ew

-Что вы узнали нового о городе?

(Ответы детей…)

(Ответы детей…)

(Ответы детей…)

Фронтальный опрос.

Регулятивные УУД:

классификационные операции,

делать выводы

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми новых знаний по теме.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была цель нашего урока?

-Что необходимо было сделать, что бы решить проблемную ситуацию.

-Как работали с текстом?

-Как в жизни можете использовать полученные знания?

-Кто сможет сегодня дома рассказать информацию, полученную на уроке? И что вы расскажите?

- Вы отлично поработали сегодня. Спасибо за урок.

-- Познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

- Мы должны были найти нужную информацию, которая нам должна была помочь решить проблему.

(Ответы детей…)

(Ответы детей…)

Оценка своих достижений.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Звуки [н], [н’], буквы Н,н.».

Урок разработан  в соответствии с т ребованиями ФГОС НО и может использоваться в различных УМК....

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 1-4 Школа России

Материал содержит рабочую программу по литературному чтению на уровень НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...