Внеклассное занятие в 4 классе "Математический калейдоскоп"
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Скрипкина Елена Михайловна

Занятие с целью создания условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математический калейдоскоп64.26 КБ

Предварительный просмотр:

Скрипкина Елена Михайловна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14» г. Сергиев Посад

Открытое внеурочное занятие по математике в 4 классе

Тема :«Математический калейдоскоп»

                                                                                       

Цель: создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике. 

Задачи:

  • Развитие умения применять в игре полученные знания.
  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
  • Воспитание выдержки, терпения.
  • Воспитание заинтересованности к математике.

Презентация

Ход занятия.

Слайд 1

Дети: - Добрый день, дорогие друзья!

С древних времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам особый мир чисел и цифр; она поможет вам проверить в свои силы и никогда не останавливаться на достигнутом.

Учитель: - Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране математике.
В этом большом математическом калейдоскопе есть много загадочных уголков, где мы и побываем сегодня, благодаря нашим знаниям. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?

Ученик:

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Запомните все, что без точного счёта,

Не сдвинется с места любая работа!

Слайд 2

- Математика это очень интересная наука. Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где означает «МАНТАНЕЙН» - «учиться приобретать знания». Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

 Класс делится на 3 команды. Выбирается командир  и название. ( Дети записывают название на листе А4, где по окончании игры выложат узор из заработанных фигур-фишек)

  1. Разминка для ума.

Список вопросов для первой команды:

1. Инструмент для проведения прямых. (линейка)

2. Назовите самое маленькое двузначное число? (10)

3. Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)

4. Результат сложения. (сумма)

5. Прямоугольник, все стороны которого равны. (квадрат)

6. Знаки, используемые для обозначения чисел. (цифры)

7. С помощью чего чертят круг? (циркуль)

8. Сколько всего цифр? (10)

9. Назови число, в котором 12 десятков. (120)

10. Сколько орехов в пустом стакане?   (нисколько, стакан пустой)

11.Сколько пальчиков у четырёх мальчиков?  (40)

12.Сколько ушей у пяти малышей?  (10)

13.Сколько месяцев в году? (12)

14.Сколько слогов в слове  умножение? (4)

15.Как называется результат при умножении? (произведение)

16.Назовите число в котором 7 дес 9ед. (79)

17.На  дубе выросли 8 яблок и 6 груш. Сколько всего фруктов выросло на дубе? (0)

18. Сколько дней в шести неделях? (42)

  1. Математические загадки.

1.  Лебеди у нас в пруду,

Я поближе подойду:

9 черных, белых 5.

Кто успел их сосчитать?  

Говорите поскорей:

 Сколько пар лебедей? (7.)

2.  Три кошки купили сапожки.

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

И сколько у них сапожек? (12 ножек и 6 сапожек)

3.  К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели  

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок:  

Сколько съедено морковок? (15.)

4.  Чебурашке в день рожденья

Гена нёс кило печенья.

И ещё, отметить надо,

Полкило нёс шоколада.

А теперь пора ответить,

Сколько это граммов, дети? (1500г)

5.  Полюбуйтесь-ка вы сами!  

       Мчатся тройки с бубенцами,  

       Сосчитать коней попросим,  

        Если троек двадцать восемь. (84.)

6.  Поручил учитель Коле  

        Сосчитать лопаты в школе.  

         Он лопаты сосчитал

И об этом так сказал:

- В трех углах по семь лопатах,

У стены шесть штук лежат,

Всех же - тридцать две лопаты.

Вы согласны с ним, ребята? (27.)

7'.    Подарил утятам ежик                                              

      Сорок кожаных сапожек.

     Сколько маленьких утят  

      Ежика благодарят? (20.)

8.    Вяжет бабушка-куница

        Семи внучатам рукавицы:

- Подарю вам, мои внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте!

Сколько всех? Пересчитайте! (14.)

 

9. Кай для Снежной Королевы

Кресло выложил из льда.

Он работал две недели –

Кресло вышло хоть куда!

Отвечайте поскорей,

Сколько Кай потратил дней? (14. )

3. Икс-тест (раздаѐтся каждой команде)

1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

а) хитрая;  

в) неизвестная;

б) секретная;  

г) любая.

2. Что такое уравнение?

а) деление пирога на равные части;

б) равенство с неизвестными;

в) весы с гирьками;

г) какая разница.

3. Решить уравнение - это значит...

а) найти его в книге;

б) найти его у соседа;

в) найти его ветки;

г) найти его корни.

4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

а) русский;  

в) латинский;

б) английский;  

г) Мумба-Юмба.

5. Буквой S в математике обозначают:

а)стоп;  

б) слабо;  

в) скорость;

г) площадь.

6. Сколько букв в русском   алфавите?

а) 33;  

б) 26;  

в) 23;

г) 10.

4. На букву «П».

Назовите слова - математические термины на букву «П». – по очереди, не

знает команда – выбывает, получая 1ѐ очко, за 2 место – 2, победитель – 3

очка.

Ответ:  прямая,  прямоугольник,  пирамида,  параллелограмм,

перпендикуляр,  периметр,  параллелепипед,  призма,  плоскость,  «пи»

(число).

5. На доске  

-Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого

числа было 1000?

Ответ: надо провести линию, делящую число пополам по горизонтали.

 

- 666

      Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких

арифметических действий (перевернуть лист с числом – 999)

6. Подсчитай-ка! Тексты даются командам. Кто быстрее решит.

1. Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день

он  съел  пятую  часть  всей  макаронины.  Сколько  километров  невкусной

макаронины съедено Петей за два дня? (Ответ: 24.)

60:5=12

12*2 = 24

 

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше

дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках? (Ответ: на 17.

12*2 - 7* 1 = 17.)

3. Пожарных  учат  надевать  штаны  за  5  секунд.  Сколько  штанов  наденет

опытный пожарный за 3 минуты?

(Ответ: 36.

 (3 * 60) : 5 = 36)

7. Отдыхай – ка!  

Подвижные игры  

1) Найди свое место. 3 комплекта карточек разного цвета с номерами от 1

до 10.

       Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа  играющих)  с  числами  от  1  до  10  (или  взять  другой  числовой  ряд,  более сложный).  Комплекты  должны  быть  разного  цвета.  Карточки  раздаются  всем играющим  в  любом  порядке.  По  команде  руководителя  играющие  разбегаются  в разные  стороны.  Затем  дается  команда  собраться  и  построиться  в  шеренгу  по порядку  номеров  тем,  у  кого  карточки  одного  цвета.  Получится  две  или  три шеренги. Побеждает группа, сумевшая построиться первой.

Можно  усложнять  задачу  и  дать  команду  построиться  в  шеренгу  в  порядке убывания  чисел.  Или  на  карточках  написать  не  числа,  а  примеры  на  сложение, вычитание или умножение.

2)  Не ошибись!

10-12  играющих  выстраиваются  в  шеренгу  перед  зрителями.  Ведущий

становится  лицом  к  участникам  игры  и  называет  одно  за  другим  (с  небольшими

паузами)  различные  числа.  Если  число  делится  на  3  (или  2,  4,  5,  смотря  по

уговору), играющие поднимают  вверх правую руку (или подпрыгивают), если не

делится - не поднимают (стоят на месте). Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека, они объявляются

победителями. После этого в игру вступает другая группа играющих.

Можно предложить другой, более сложный вариант этой игры: если названное

число делится на 2, играющие поднимают вверх правую руку, на 3 - левую, а если

и на 2, и на 3 - обе руки.

8.  Задачи на смекалку (шуточные) – по 2 вопроса каждой команде. Вопрос

команды выбирают сами, выдѐргивая номер вопроса.

 

1)  Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)

2)  Сколько горошин может войти в один стакан?

(Ответ: нисколько, так как горошины не ходят.)

3) На  столе  лежат  линейка,  карандаш,  циркуль  и  резинка.  На  листе  бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Ответ: надо достать лист бумаги.)

4) В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Ответ:

останется 20, так как задутые свечи не сгорят полностью.)

5) Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу

говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется.)

6) разделить 5 яблок между 5 детьми, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине.      (отдать корзину с яблоком)

9. Финал

-Написать как можно больше слов с числом сто (два) (за минуту)

- Поговорки и пословицы с числами (У семи нянек дитя без глазу.

                                                               Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                                                               Один в поле не воин.

                                                               Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

                                                    На семь бед один ответ.

                                       Одна голова хорошо, а две лучше.

   Где два дурака дерутся, там трое смотрят.

                                            Одно дерево срубишь - десять посади.

                                      Один пашет, а трое руками машут.

                                                  Кто скоро помог, тот дважды помог.

 

10. Подведение итогов. Аппликация из фигур.  Награждение победителей.

Учитель. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.

Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

Зрители: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. У кошки их два, у собаки и коровы – их три, а сколько их у дога? (1слог)

2.Расстояние между столом и креслом – 3 метра. Сколько метров будет между ними, если стол, и кресло передвинуть на 2 метра вправо?   (3м)

3.Имеются песочные часы на 3 и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать при помощи имеющихся часов?

(опрокинуть и те, и другие часы, когда часы на 3 мин. перестанут действовать – опустить яйцо в воду).

    4. Сколько колёс у 5-ти трёхколёсных велосипедов? (15)

5.Сколько времён года, кроме лета? (три)

6.Сколько дней в двух неделях? 14)

7. Сколько часов в сутках? (24)

8.Сколько метров в дециметре? (10)

https://kladraz.ru/images/vm31.jpg

Следующий конкурс называется "Кто больше"

Из слова "арифметика" команды должны составить как можно больше слов из букв данного.  (Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр)

Следующий конкурс нашего «Математического калейдоскопа» называется "Гонка за лидером".

Я задаю командам  вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой). Верный ответ оценивается в  - 1 балл.

  1. 7 Х 8 = ?( 56 )
  2. 9 Х 6 = ?( 54 )
  3. Чему равна треть суток? (8 часов)
  4. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
  5. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
  6. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
  7. На какое число невозможно деление? (на 0)
  8. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
  9. Как называются числа, которые умножают? (множители)
  10. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
  11. Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
  12. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины.(треугольник)
  13. Прямоугольник с равными сторонами.(квадрат)
  14. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
  15. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
  16. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  17. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  18. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  19. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
  20. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
  21. У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
  22. Единица скорости на море? (узел)
  23. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  24. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
  25. Что ищем, решая уравнение? (корень)
  26. Результат вычитания.(разность)
  27. Результат деления? (частное)
  28. Сколько центнеров в тонне? (10)
  29. Сколько существует цифр? (10)
  30. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
  31. Наименьшее трехзначное число? (100)
  32. Сколько вершин у куба? (8)
  33. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
  34. Ограниченная часть прямой? (отрезок)
  35. Результат деления? (Частное)
  36. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)

Ну, а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.

"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

                                                                                                         Д. Пойа

"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

                                                                                               А.П. Конфорович

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

                                                                                                   Г. Лессинг

"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"

                                                                                                     Блез Паскаль

"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".

                                                                                                    А. Нивен

"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".

                                                                                                       Д. Пойа

"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

                                                                                                            И. Лафатер

Задачи:

1. В автобусе ехали 25 человек.

На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.

На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.

На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.

На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.

На следующей остановке вышли 5 человек.

Сколько было остановок? (5 остановок)

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам?
(5 гостей)

3. На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:

Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)


4.  Очень много дел у Оли:
в магазине купить соли,
вымыть пол,
покрасить стол,
привести из сада Сашу,
сварить рисовую кашу,
не лениться, если в школе.
Скажи, сколько дел у Оли? (6 дел)

5. Я спросил у Пети с Борей:

- Сколько стульев в коридоре? Ножек ровно 36.

Сколько ж стульев всего есть?         (36:4=9)

6. Зайцы по лесу бежали, волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла,

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки сто двадцать следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?                 (120:4=30)

7. Бабушка внукам орехи купила.

Поровну все их она разделила. Купила –40, разделила по 8.

Сколько у бабушки внуков? Вас спросим.        (40:8=5)

8. Сшили мы сапожки для сороконожки.

Сколько пар сапожек нужны для двух сороконожек?         (40:2=20)

Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

Следующий конкур «Загадки». 

Каждой команде по 5 загадок, правильный ответ 1 балл.

1. А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...                    (фигуры)

2. Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? - ...             (треугольник)

3. Он от солнца прилетает,

Пробивая толщу туч

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто - ...            (луч)

4. Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее, дружок,

И получится …                   (кружок)

5. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы ...                    (овал)

6. Если встали все квадраты,

На вершины под углом бы,

То бы видели ,ребята,

Не квадраты мы, а ...             (ромб)

7. Он и острый, да не нос,

И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик, -

Что еще таким быть может?   (угол)

8. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?          (круг)

9. Четыре палочки сложил,

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем - прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его...                            (квадрат)

10.У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга,

И называется -…                     (окружность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"

Тема:       Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель:  обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...

Внеклассное занятие "Дорожный калейдоскоп" 3 класс

В игровой форме учащиеся повторяют правила дорожного движения, вспоминают виды транспорта, знакомятся с историей наземного транспорта....

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.

Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...

Разновозрастное внеклассное занятие на тему: Калейдоскоп рабочих профессий

Разновозрастное внеклассное занятие на тему: Калейдоскоп рабочих профессий.         Наша жизнь – это процесс, имеющий целостность, направленность, преемственнос...

Внеклассное занятие по математике " Математический калейдоскоп"

- “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,  делать его немного занимательным”. Это слова великого математика Паскаля. С его именем вы будете часто встречаться при д...

Внеклассное занятие по математике: «Математический калейдоскоп »

Цель: Способствовать развитию интереса к математике.Задачи: 1. Показать практическую значимость математики.2. Формировать умения выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифро...