Конспект урока математики в 4 классе на тему "Умножение и деление на 10"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Апарина Юлия Геннадьевна

Конспект урока математики в 4 классе на тему "Умножение и деление на 10"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_matematika_umnozhenie_i_delenie_na_10.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                   Предмет: Математика

             Тема : «Умножение и деление на 10»

 Цель: Познакомить с приёмом умножения и деления на 10, обобщить и систематизировать знания  обучающихся  по теме: «Таблица  умножения и деления чисел  от 2 до 9».

  Задачи:

 Образовательная:  

  • сконструировать таблицу умножения  на 10, опираясь на различные свойства умножения;
  • находить закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания; применять ее на практике,
  •  исследовать связь между изменяющимся множителем и цифрами в произведении;
  •  закрепить знания учащихся  по таблице умножения и деления на 2- 9, учиться

 решать задачи на нахождение произведения и суммы.

Коррекционно - развивающая: 

Корригировать мыслительную деятельность через решение примеров и задач.

Развивать память и внимание через решение примеров в быстром темпе, устно.  

Развивать мелкую моторику через письменные работы в тетради.

Развивать логическое мышление через анализ, обобщение, классификацию, сравнение предметов.

Развивать адекватную самооценку.

Формировать знания математической терминологии.

Воспитательная:

 Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

совершенствовать коммуникативные навыки, дисциплинированность.

Формы работы учащихся – коллективная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная с последующей самопроверкой, дифференцированное обучение.

Оборудование: компьютер,  индивидуальные карточки, карточки – тесты с заданиями, учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран.

 

                                                         

                                                                           Ход урока:

 

Организационный момент.                          30 сек

Слайд 2                                    

  Здравствуйте ребята! Садитесь!

«Все расселись по местам,

Никому не тесно!

По секрету скажу Вам,

Будет интересно!

Будем мы считать, писать,

И решать задачи!

Чтоб сегодня как всегда,

В руки шла удача!

Узнаем новый материал,

Закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать,

Это всё  умею я!»

Начнём  урок  с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! Слайд 3

У вас на столе разноцветные круги. С помощью их вы оцените свою работу в конце урока.

И ещё  убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только  руку подними. Слайд 4

2. Сообщение темы и цели урока.                                        Слайд 5

Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи на умножение и деление числа  на 10.

3.Устный счет.                                                                    Слайд 6 -11                                          7мин

Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней — умножить раз,
Чем слагать всё целый час.

Как называются компоненты умножения? (первый множитель, второй множитель, произведение)

Какое действие является обратным умножению? (деление). Вспомните, как называются числа при делении.(делимое, делитель, частное)

Повторение таблицы умножения и деления в пределах 9.

Четверо  веселых лягушат

Комаров ловили.

Каждый съел уже по пять.

Как же всех их сосчитать?(20)

Мышки с поля колосья таскали.

Все они в норки их убирали.

Каждая спрятала их по восемь.

Двое всех мышек.

А сколько колосьев?(16)

Мы картошку убирали,

Ведрами в мешки ссыпали.

Пятнадцать  ведер – поровну в пять мешков.

А сколько ведер в одном?(3)


Испекла нам бабушка 
Вкусные оладушки. 
Всего оладий 27. 
По 3 нам хватило всем. 
Кто ответит из ребят, 
Сколько было же внучат? (9) 

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько ножек у двух кошек? (8)


 Работа по индивидуальным карточкам. ( каждому ребенку выдается карточка с задачей. Ребенок зачитывает карточку и отвечает на вопрос задачи)

Взаимопроверка

1.Сколько жевательной резинки купила Катя на 32 рубля, если одна пачка стоит 8 рублей?(4)

 2. У папы в шкафу 7 рубашек, а галстуков — в 3 раза больше. Сколько галстуков у папы в шкафу?(21)

 3. В коробку умещается 6 пирожных. Сколько пирожных в 6 таких коробках?(36)

 4. В одной коробку 9 карандашей. В другой — в 3раза больше. Сколько карандашей во второй коробке?(27)

 5. В футбол играло 12 мальчиков. Они разбились на две одинаковые команды. Сколько игроков в каждой команде?(6)

 6. В одном гараже 9 автомобилей, в другом — в 3 раза больше. Сколько автомобилей во втором гараже?(27) 

 7..У волчицы пять волчат, У лисицы пять лисят. Малыши играют дружно. Обижаться им не нужно. Кто ответит всех быстрей: Сколько будет малышей? ( 10)

8. По траве бежал котёнок, А за ним бежал щенок. Кто, ребята, сосчитает, Сколько там бежало ног? (8)

4. Упражнения на тренировку зрительной памяти и внимания.                          Слайд 12         30сек

 Запомните и назовите геометрические фигуры, их цвет, форму. Назовите, какая фигура лишняя.

 5.Работа в тетрадях.                                                    

Математический диктант.                                                              Слайд 13 -18                                 7мин

Записать только ответы:

1) 5 умножить на 7,(35)

2)4 умножить на 6,(24)

3) Первый множитель 8 второй множитель 3 записать произведение,(24)

4) 16 разделить на 4,(4)

5) Делимое 18 делитель 9 найти частное,(2)

6) 7 умножить на 2,(14)

7) 16 разделить на 2,(8)

8) Произведение чисел 3 и 5,(15)

9) Перемножить числа 8 и 4,(32)

10) Разделить числа 72 и8,(9)

11) Если я разделю 9 на 3 , сколько у меня получится?(3)

12) Если я перемножу числа6 и 8, сколько у меня получится?(48)

13) Умножить 8 на 1 (8)

 14)Умножить 7 на 7 (49)

15) Разделить  9 на 9.(1)

16) Найти произведение чисел 5 и5 (25)

6.Физминутка.                                             Слайд 19                                        30 сек

Мы топаем ногами -1,2,3;

Мы хлопаем руками -1,2,3;

Киваем головой – 1,2,3.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп – хлоп –хлоп.

Мы руки разведем

И побежим потом.

7.Обьяснение  нового материала.                                   7 мин  

Устно.

Слайд 20

Решите данные примеры:

10+10+10=30

10+10+10+10+10=50

10+10+10+10+10+10=60

10+10+10+10+10+10+10+10=80

Скажите, как можно по  другому записать эти примеры?

(Действием умножения.)

10х3=30

10х5=50

10х6=60

10х8=80

Что вы заметили при умножении этих примеров?

(Что при умножении ко второму множителю добавляется 0)

При умножении любого числа на 10 можно использовать правило.

Прочитайте правило про себя. Вслух .Слайд 21

Чтобы умножить10 на число и число на 10, можно к этому числу приписать справа один нуль.     3х10=30           3·10 = 30  

   

Составьте обратные примеры.                              Слайд 22

30:10=3

50:10=5

60:10=6

80:10=8

-Что общего заметили во всех равенствах?

(делимое и делитель содержат в числе 0)

Что интересного заметили при вычислении примеров?

( В частном записали делимое без нуля)

Каким правилом можно воспользоваться при делении круглого числа на 10?

Прочитайте правило.

                                                                                   Слайд 23

При делении круглого числа на 10, у делимого надо отбросить один нуль. 30:10=3                         

  • Постарайтесь запомнить это правило. Оно вам будет помогать быстро находить результаты в других подобных примерах.

Составление таблицы умножения на 10.             Слайд 24.

1 Х 10 =10                                           6 Х 10 =60

2 Х 10 =20                                           7 Х 10 =70

3 Х 10 =30                                           8 Х 10 =80

4 Х 10 =40                                           9 Х 10 =90

5 Х 10 =50                                          10 Х 10 =100

9.Физминутка для глаз и рук.                                      Слайд 25                                         30 сек

8. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.                                                         Слайд 26

Решение примеров. Дети выходят и записывают по одному примеру на доске.                3 мин

Учебник с. 147 №  17 (1,2 столбики)                                                                                                                       

30:10+43=46               10 х 8 -75=5

10 х 7-55=15                90:10 + 41=50

80 : 10+67=75              10 х 5 – 8 =42

10 х 4-18 =22               40 : 10 +96 =100

Решение задачи.                                                                                                                   7 мин

Учебник с. 146  з. № 4

Условие:

Малины—  10 кг

 Черники - ? в 2 раза больше чем малины (х)

Земляники -? в 5 раз меньше чем черники (:)

Решение:

  1. 10кг х 2 =20 (кг) – собрали черники.
  2. 20 кг : 5 = 4 (кг) – собрали земляники.

Ответ: 4 кг


 10. Самостоятельная работа.                                                               4 мин

Тест на закрепление раннее изученного материала.

1.Составьте три примера на деление числа на 10 и три примера на умножение числа на10.

2.Реши примеры:

10х4=             10х3:10=                

60:6=               5х8:10=

10х2=              70:10-7=

90:10=            100:10+5=

3.Геометрический материал.

Начертить в тетради  2  отрезка, первый отрезок 6 см, а второй на 3 см короче .Найти длину второго отрезка.

11.Занимательная минутка. (Закрепление и повторение терминов и компонентов,   используемых на уроке)                                                          1мин

Разгадай кроссворд                                                          Слайд 27

З

А

Д

А

Ч

А

Л

И

Н

Е

Й

К

А

С

У

М

М

А

Д

Е

В

Я

Т

Ь

В

Ы

Ч

И

Т

А

Е

М

О

Е

Д

Е

Л

и

Т

Е

Л

Ь

  1. Математическое высказывание, состоящее из двух частей: условия и вопроса (задача)
  2. Прибор для измерения длины предметов (линейка)
  3. Вспомните правило « От перестановки слагаемых…» Что не изменяется? (сумма)
  4. Назовите самое большое однозначное число (9)
  5. Что получится, если из уменьшаемого вычесть разность? (вычитаемое)
  6. Какой компонент деления отсутствует, если есть делимое и частное? (делитель)

Какое ключевое слово у нас с вами получилось? (10)

12.Итог урока.                                                         1, 5 мин               

    Рефлексия.

–  Чему мы учились сегодня на уроке?

Ответ: умножать и делить на число 10.

- Как можно умножить число на 10?

- Как можно разделить число на 10?

Что понравилось? Что не понравилось? Что трудно, почему? Что легко?

 Оцените свою работу на уроке.                                                    Слайд  28

Самооценка – (дети поднимают зеленые, желтые, красные круги) Почему такую оценку поставили?

Зеленый – доволен собой, у меня всё получилось;
Жёлтый – доволен собой, хотя у меня не всё получилось;
Красный – мне нужна помощь. 

Выставление оценок за урок.

Запись  домашнего задания. с. 147 № 17 (3 столбик)

Раздача памяток по запоминанию таблицы умножения на 10.(Приложение)

                                                                   Слайд  29                                                              30сек

Много чудес на планете

ТАМ существует и ЗДЕСЬ…

Но УМНОЖЕНИЕ дети –тоже одно из чудес.

Помните твердо ТАБЛИЦУ

Хоть наяву,

Хоть во сне!

В жизни она пригодится.

Как пригодилась и мне.

Всем спасибо. Урок окончен.                    Слайд 30

                                                                Памятка по изучению таблицы умножения на 10.                                                    

                                                                                                                                 2х10.
                                                                                     Дважды десять — два десятка!                                                
                                                                                     Двадцать, если скажем кратко.

4х10.
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять — сорок.

5х10.
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять — пятьдесят!

6х10.
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять — шестьдесят.

7х10.
Учат в школе семь лисят:
Семью десять — семьдесят!

8х10.
Самый лучший в мире счёт.
Наступает Новый год…
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять — восемьдесят!

9х10.
Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять — девяносто.

10х10
На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять  десять — сто:
Вся земля как решето!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: деление с остатком

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Деление с остатком» Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление с остатком; закрепление умений выполнять проверку на деление с о...

Конспект урока математики, 3 класс . УМК Перспектива - тема: Деление круглых сотен

Конспект урока по математике«Деление круглых сотен»Цели деятельности учителя: закрепить деление круглых сотен .Планируемые результатыПредметные: - закрепить значение понятия: «устные...

Конспект урока математики, 3 класс . УМК Перспектива - тема: Деление круглых сотен

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Деление круглых сотен» Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять деление круглых сотен.;Планируемые результаты Предметные: знать способы дел...

Конспект урока математики "Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000". Урок 1 (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000. Урок 1Цели деятельности учителя: знакомство с приемами устных вычислений деления и умножения трехзначных ч...

Конспект урока математики "Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000". Урок 2 (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000. Урок 2Цели деятельности учителя: знакомство с приемом устного деления трехзначных чисел методом подбора.Пл...