Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 4 класс.
методическая разработка по математике (4 класс)

Дылье Светлана Геннадьевна

Основное назначение программы-развитие основ функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя школа»

Знаменского муниципального района

Омской области

«Согласовано»

__________ И.Г.Капризова,

зам. директора по УВР

«  31 » августа 2023г.

.

Утверждаю

___________________

Н.В.Михайлов

 директор БОУ «Знаменская средняя школа»

Приказ №150

 от  «31 » августа 2023г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем ( функциональная грамотность)» для 4Б  класса

  на 2023-2024 учебный год

Учитель: Дылье С.Г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем (функциональная грамотность) » для 4б класса на 2023-2024 учебный год составлена на основе:

Федеральный уровень

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12) № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России № 1241 от 26.11.2010 г. и № 1576 от 31.12.2015), далее – ФГОС начального общего образования.
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20) Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  4. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее- СанПин 1.2.3685-21).
  5. Письма Министерства   образования   и   науки   РФ   №   09-1672   от   18.08.2017

«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

  1. Письма Министерства просвещения РФ № 03-ПГ-МП-42216 от 05.09.2018 г. «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений        в        некоторые        федеральные        государственные        образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» составлена на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой )

  1. Назначение программы

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.

  1. Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,

«комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
  • приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
  1. Возрастная группа обучающихся, на которых ориентирован курс

Программа ориентирована на обучающихся 4 класса.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность обучающихся  осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Воспитательный потенциал занятия определяется концепцией курса внеурочной деятельности и отражается в планируемых личностных результатах.

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность

соблюдения правил речевого этикета для

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов

(жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических,

лексических, грамматических) для

успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче

взаимодействия;

успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
  • осознавать свою

ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
  • анализировать информацию,

представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование раздела

Количество часов по программе

Формы организации и виды деятельности

1

Основы читательской грамотности

10 ч.

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий из банка PISA, TIMSS,

сочинение

2

Основы математической грамотности

8 ч.

Решение логических и комбинаторных задач, задач на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

3

Основы финансовой грамотности

8 ч.

Решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах.

4

Основы естественнонаучной грамотности

8 ч.

Выполнение заданий в форме ВПР, из банка PISA, TIMSS.

 Итого

34 ч.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Планируемая дата

1

Определение основной темы и главной мысли в произведении

4.09

7.09

2

Определение основной темы и главной мысли в произведении

11.09

14.09

3

Определение авторской позиции в художественном тексте

18.09

21.09

4

Определение авторской позиции в художественном тексте

25.09

28.09

5

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования

2.10

5.10

6

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования

9.10

12.10

7

Учебный текст как источник информации

16.10

19.10

8

Учебный текст как источник информации

23.10

26.10

9

Составление плана на основе исходного текста

6.11

9.11

10

Составление плана на основе исходного текста

13.11

16.11

11

Сюжетные задачи, решаемые с конца

20.11

23.11

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

27.11

30.11

13

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду

4.12

7.12

14

Наглядная геометрия

11.12

14.12

15

Наглядная геометрия

18.12

21.12

16

Комбинаторные задачи

25.12

28.12

17

Комбинаторные задачи

11.01

18

Применение чисел и действий над ними

15.01

18.01

19

Потребительская     корзина

22.01

25.01

20

 Потребительская     корзина

29.01

1.02

21

Прожиточный  минимум

5.02

8.02

22

 Инфляция

12.02

15.02

23

Распродажи, скидки, бонусы

19.02

22.02

24

Распродажи, скидки, бонусы

26.02

29.02

25

Благотворительность

4.03

7.03

26

Страхование

11.03

14.03

27

Воздух и его свойства

18.03

21.03

28

Углекислый газ в природе и его значение

1.04

4.04

29

Вода. Уникальность воды

8.04

11.04

30

Почвы и их свойства

15.04

18.04

31

Почвы и их свойства

22.04

25.04

32

Земля, внутреннее строение Земли

27.04

2.05

33

Земля, внутреннее строение Земли

6.05

34

Уникальность планеты Земля

13.05

16.05

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1.Комбинаторные задачи 2.Уникальность воды

Список используемой литературы

  1. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности/ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением).
  2. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022 – (Учение с увлечением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учеников 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной (читательской) грамотности во 2 классе

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию....

Программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности"

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Основы функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...