Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (3 класс)

Ушакова Оксана Ивановна

   Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ushakova_o.i.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

     

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО

по теме

«Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Донецка

                                                                                    Ушакова О.И.

2023 год

      Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определѐнными качествами, ключевыми компетенциями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. 

   Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

1-й компонент математической грамотности:

- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

2-й компонент математической грамотности:

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности:

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

     Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности. Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

    Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти  знания и умения?»;

- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на    применение предметных знаний для решения практической задачи, а также   задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной     жизнью.
Задача №1

Длина коридора 36 м. Есть три куска линолеума: первый кусок длиной 12м,

второй – в 2 раза короче, а третий – на 2 м короче первого. Хватит ли их, чтобы покрыть пол в коридоре (ширина кусков и ширина коридора  совпадают)?

Задача № 2

Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за  один раз поднимает не больше 120 кг.

Задача № 3

У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.

Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день взрослый кот съедает 200 граммов сухого корма.

Вопрос 1. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг.

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.

Задача № 4

Арина пришла в кафе пообедать, у неё с собой есть 300 рублей. В кафе висит меню:

Первые блюда

Суп гороховый

45 рублей

Суп куриный

50 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

200 рублей

Вареники с картофелем и луком

150 рублей

Плов

250 рублей

Напитки

Чай черный

20 рублей

Сок яблочный

40 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Арина. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

Задача № 5

Определи стоимость приготовления салата «Оливье», если для этого

требуется:

Картофель-250 грамм

Зелѐный горошек- 1 банка

Яйца- 5 штук

Маринованные огурцы – 1 банка

Майонез- 1 пакет

Филе курицы-500 грамм

Яйца стоят 70 рублей за 10 штук, 1кг картофеля-60 рублей, пакет майонеза –

62 рубля, банка зелѐного горошка – 57 рублей, банка маринованных огурцов

– 87 рублей, 1 кг филе курицы – 140 рублей.

Нестандартные задачи

   Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Систематическое использование на уроках математики нестандартных задач, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. 

1.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72

часа будет солнечная погода? (Нет, так как через 72 часа снова будет полночь)

2 .В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (Восемь.)

3. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

4.Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

5.Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

6.Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины.

Сколько машин ехало в деревню? (Одна.)

7.В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и  так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?( Кнопка первого этажа)

8.На дереве сидели 7 воробьѐв, одного из них съела кошка. Сколько воробьѐв осталось на дереве? (Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись)

9 . К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в  первую очередь? (Холодильник)

10.Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной?  У двух с четвертью? ( У трех – 6, у четырех с половиной – 10, у двух с четвертью – 6)

11.В светильнике было 20 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько  лампочек осталось? (Двадцать лампочек (15 работающих и 5 перегоревших))

12. Папа на рыбалке за 10 минут поймал 3-х рыбок. За какое время он поймает еще 10 рыбок? (Задача не имеет однозначного ответа)

13. У Максима и Никиты вместе 240 фишек. Максим подарил Никите 40 фишек. У них стало фишек поровну. Сколько фишек было у каждого  мальчика до этого?

Решение

У Максима и Никиты на двоих 240 фишек. Считаем: 240:2=120.

Максим подарил 40 фишек Никите. Считаем: 120-40=80.

После этого у них стало поровну фишек. Считаем: 80+40=120.

Сколько у Максима было фишек, прежде чем он подарил Никите 40 фишек.

Считаем: 120+40=160.

Сколько было у Никиты до того, как ему подарили 40 фишек. Решение: 120-

40=80. Получается, что у Максима было 160 фишек, а у Никиты - 80.

Ответ

у Максима было 160 фишек, а у Никиты - 80.

Комбинаторные задачи

   Комбинаторные задачи - задачи, связанные с выбором и расположением элементов некоторого множества в соответствии с заданными правилами. Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор. Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений - ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие-либо действия).

    Обучающиеся знакомятся с новым методом решения задач. На таких задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

   Кроме того, целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специальных указаний на это. Основная сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

    Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификацией объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям. Комбинаторные задачи направлены на формирование умения использовать разные виды графовых схем, требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.

1.На каждой парте по три кубика: красный жѐлтый и синий. Дети работают в  парах. Необходимо составить из трех одинаковых по размеру кубиков   красного, желтого и синего цвета несколько отличающихся друг от друга    построек.

(Дети  хаотично переставляют кубики, считают, сколько различных вариантов получилось. На первый стол выносят все шесть вариантов, необходимо поставить их так, чтобы рядом были постройки с одинаковыми нижними кубиками.)

 

2.Нюше на день рождения подарили три мячика: желтый, зелѐный и красный. Нарисуйте, в каком порядке она может расположить их на полке. При обсуждении задания важно обратить внимание детей на рациональный  способ действия: в первых двух случаях первые мячи одинаковые, а   переставляются второй и третий; в третьем и четвертом случаях на первом  месте появляется тот мяч, который был вторым, а два других   переставляются; в пятом и шестом случае на первом месте оказывается третий мяч, а два других опять меняются местами.

3. В алфавите пришельцев из космоса всего три буквы: Т, К, О.Составьте и запишите слова из трех букв, которые могут быть в речи инопланетян. (Кот, кто, тко, ток, отк, окт). Какие слова употребляются в русской речи? (Кот, кто, ток).

4. На уроке физкультуры играли в теннис 4 мальчика: Дима, Ваня, Костя, Сергей. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по  одному разу?

Запишите условия задачи в виде схемы, где игроки обозначаются   точками, а отношения «сыграли» - отрезком, соединяющим пару   соответствующих точек (Точки лучше расставить по кругу).

Выбираем одного игрока и выписываем пары, которые получились с  ним, одновременно отмечая их на чертеже, затем другого игрока и   выписываем те пары с ним, которые еще не отмечены и т.д. Схемы,   подобные данной, носят название граф (от греческого пишу, черчу, рисую).  Точки, которыми обозначили игроков, называются вершинами графа, а   отрезки, их соединяющие, - ребрами графа.

     Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    Важно только  регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

   Детям будет интересно узнать о том, чем же полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому нужно задействовать родителей: предложить им поделиться своим жизненным опытом использования математики в профессии. Например, в 4 классе, когда освоены  математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и  цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:

   В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные    наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.  

       Проанализировав  задания учебника, учебных пособий, рабочих тетрадей и выяснила, что методический аппарат имеет множество средств развития функциональной грамотности. Приближенные к жизни школьников задачи по математике есть на некоторых цифровых платформах. Например, на Учи ру, «Российская электронная школа», в Яндекс.Учебнике, «Олимпиум», «Урок цифры» и т.д.

   Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.

    Функциональная грамотность - это способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование  функциональной грамотности  - непростая задача современного учителя. Этот процесс требует креативности, применение инноваций. Освоение компонентов функциональной грамотности сп...