Олимпиадные задачи по математике 4 класс
олимпиадные задания по математике (4 класс)

Новикова Наталья Николаевна

В материале даны задачи, которые можно использовать и на уроке, и на школьном туре олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_2022sol.docx190.38 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Решения и критерии оценивания

На второй тур приглашаются участники, набравшие не менее 14 баллов.

Незнайка умеет писать только цифры 0, 1, 2 и 3. Он записал числа 23, 20, 11, 33, 31, 32, 12, 10, 21. Какие ещё двузначные числа Незнайка мог бы написать, но пропустил? Постарайтесь перечислить их все.

Ответ: 13, 22, 30.

Критерии оценивания

баллы

Написаны числа 13, 22, 30 (в любом порядке) и не написано лишних.

4

Написаны числа 13, 22, 30 и одно из чисел, которые уже написал Незнайка.

3

Написаны числа 13, 22, 30 и два числа, которые уже написал Незнайка.

1

Написаны два из трех чисел 13, 22, 30.

1

Написаны все возможные двузначные числа, которые можно составить из цифр

0, 1, 2, 3.

2

Написано что-то другое.

0

Впишите в каждый квадратик натуральное число так, чтобы сумма любых двух соседних чисел оказалась меньше 43, а сумма всех чисел вместе взятых — больше 250.

Ответ: 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41, 1, 41.

Комментарий: Решение единственно. Найти его можно, например, из следующих соображений. Сумма любых двух соседей не больше 42. Поэтому все числа не больше 41. А сумма первых десяти чисел не больше 42 5 = 210 (поскольку их можно разбить на пять пар соседей).

Поскольку сумма всех чисел больше 250, то последнее число обязательно должно быть больше, чем 250 210 = 40. Значит, последнее число равно 41. Предпоследнее число обязательно равно 1 (иначе сумма его и последнего будет слишком большая). Предпредпоследнее — опять 41. И так далее.

Критерии оценивания

баллы

Написаны числа 41, 1, 41, 1, . . . , 1, 41.

4

Написан неверный ответ, в котором числа чередуются «большое-маленькое-

большое-маленькое-...-маленькое-большое». Например, 42, 0, 42, . . . , 0, 42 или

42, 1, 42, . . . , 1, 42.

1

Написано что-то другое.

0

3 Разделите фигуру на две равные (и по форме, и по размеру) части. Ответ: 

Критерии оценивания

баллы

Верный ответ нарисован на поле для ответа.

4

Верный ответ нарисован на поле для черновика и помечен как ответ.

4

Верный ответ нарисован на поле для черновика среди неверных ответов и никак

не выделен.

1

Верный ответ не нарисован.

0

Вдоль прямой дороги старик посадил яблоню, грушу, сливу и репку. Между яблоней и грушей 100 м, между яблоней и сливой 15 м, между грушей и репкой 43 м, а между репкой и сливой 128 м. Сколько метров между сливой и грушей?

Ответ: 85 м.

Решение: Посадим яблоню и грушу. Есть четыре разных возможности, как могут быть расположены слива и репка. Изобразим их все на чертеже.

В первом случае между сливой и репкой 100 15 43 = 42 м, во втором случае 100 15 + 43 = 128 м, в третьем 100 + 15 43 = 72 м, а в четвертом 100 + 15 + 43 = 158 м.

Таким образом, нам подходит только второй случай. В нем между сливой и грушей 100 15 = 85 м.

Критерии оценивания

баллы

Написано число 85.

4

Написано любое другое число.

0

Фрекен Бок испекла одинаковые на вид пирожки: 10 с яблоками, 12 с капустой и 15 с курагой. Карлсон попросил Малыша принести хотя бы один пирожок с яблоками, хотя бы два с капустой и хотя бы три с курагой. Какое наименьшее число пирожков должен утащить с кухни Малыш, чтобы наверняка выполнить эту просьбу?

Ответ: 28.

Решение: Если Малыш оставит на кухне хотя бы 10 пирожков, то может случиться, что он оставит все пирожки с яблоками. Поэтому больше 9 пирожков он оставить не может.

С другой стороны, если Малыш оставит 9 пирожков, то он возьмет минимум 1 пирожок с яблоками, минимум 3 пирожка с капустой и минимум 6 пирожков с курагой, и это устроит Карлсона.

Поэтому Малыш должен оставить 9 пирожков, а взять 10 + 12 + 15 9 = 28.

Критерии оценивания

баллы

Написано число 28.

4

Написано любое другое число.

0

Шла Саша по шоссе. Сначала она сделала 10 шагов вперед, потом 2 шага назад, потом 10 шагов вперед, потом 3 шага назад, потом опять 10 шагов вперед и затем 2 шага назад, далее снова 10 шагов вперед и 3 шага назад и так далее. Сколько шагов она сделала к моменту, когда впервые оказалась в 150 шагах от точки старта?

Ответ: 244.

Решение: За один «цикл» Саша делает 10 + 2 + 10 + 3 = 25 шагов и продвигается вперед на

10   2 + 10    3 = 15 шагов. Поэтому через 10 циклов она сделает 250 шагов и окажется в 150 шагах от старта.

Но это был не первый момент, когда Саша оказалась в 150 шагах от старта. Три последних шага она сделала назад, поэтому после 247 шагов Саша была на расстоянии 153 шага от старта. А еще за три шага до этого, после 244 шагов, Саша оказалась на расстоянии 150 шагов в первый раз.

Критерии оценивания

баллы

Написано число 244.

4

Написано число 247.

2

Написано число 250.

1

Написано любое другое число.

0

У Машеньки есть подвижная головоломка из 16 пронумерованных квадратиков, скрепленных шарнирами (она нарисована на картинке справа). Сможет ли Машенька сложить из неё изображённые снизу фигуры?

В тех фигурах, которые можно сложить, пронумеруйте квадратики, чтобы показать, как именно это делается. Под фигурами, которые сложить нельзя, напишите слово НЕЛЬЗЯ.

Ответ: Рамку сложить нельзя. Квадрат и фигурку в форме буквы Т можно, один из возможных способов нумерации приведен на рисунке.

Решение: Можно нарисовать в каждом квадратике диагональ от шарнира до шарнира. Они соединяются в непрерывную цепочку. А в рамке провести такие диагонали не получается: одна из них непременно упирается в угол и там уже не может ни с кем соединиться.

1

2

3

4

16

11

10

5

15

12

9

6

14

13

8

7

1

2

3

4

5

6

16

15

14

9

8

7

13

10

12

11

Т-шка складывается единственным образом с точностью до того, откуда начинается нумерация. Квадрат складывается единственным образом с точностью до поворота и места начала нумерации.

Оргкомитет считает, что головоломка достаточно толстая и пересекать сама себя не может.

Критерии оценивания

(баллы за разные фигурки суммируются, максимум 2 балла за каждую)

баллы

Написано, что рамку сложить нельзя.

2

Приведена любая нумерация квадратиков рамки.

0

Приведена верная нумерация квадратиков в квадрате/Т-шке.

2

Приведена нумерация в квадрате/Т-шке, при которой головоломка пересекает

сама себя.

1

Приведена неверная нумерация в квадрате/Т-шке или написано, что фигуру

сложить нельзя.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задачи

Олимпиадные  задачи...

Математические олимпиадные задачи (по следам прочитанных сказок).

Математические олимпиадные задачи (по следам прочитанных сказок)....

ЛОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРО РАСПОЛОЖЕНИЕ СПИЧЕК. 3-4 КЛАСС

Проект состоит из авторских задач на перекладывание спичек. Развивается логическое мышление детей....

Кружковое занятие во 2 классе "Решение олимпиадных задач и заданий".

В презентации подобраны многие варианты олимпиадных заданий. Выполнение их вырабатывает некоторый алгоритм, помогающий в решении олимпиадных задач....

Презентация "Решение олимпиадных задач"

Данная презентация подготовлена к занятию по решению олимпиадных задач по математике по теме "Задачи на взвешивания" (3 класс)...

Олимпиадные задачи по математике

Нестандартные и занимательные задачи по математике для подготовки к предметным олимпиадам в начальной школе....