Занимательная таблица умножения (из прошлого в настоящее и будущее)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Конспект урока по математике 3 класс "Занимательная таблица умножения (из прошлого в настоящее и будущее)" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_20.10.23.docx28.87 КБ
Office presentation icon tayny_umnozheniya_2.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Математика 3 класс

Занимательная таблица умножения

(из прошлого в настоящее)

Ждёт нас сегодня работа важная.

Что мы знаем – будем повторять.

Что забыли -  будем вспоминать.

Начнём  урок  с хорошего настроения!

- Ребята, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня на нашем уроке мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления, вспомним и проверим, как вы её запомнили.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта.

  1. Я задумала число, увеличила его в 3 раза и получила 27. Какое число я задумала? (9)
  2. Какое число я умножила само на себя и получила 25? (5)
  3. Сумму чисел 36 и 14 разделить на 5. (10)
  4. Я задумала число, уменьшила его в 4 раза и получила 7. Какое число я задумала? (28)
  5. Как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)
  6. Как называются числа при умножении? При делении?
  7. Как найти неизвестный множитель? (Надо произведение разделить на известный множитель.)
  8. Как найти делимое? (Надо частное умножить на делитель.)

Прочитайте выражения разными способами:

7 * 4 (7 умножить на 4, получится 28)

5 * 3 (1-й множитель - 5, 2-й множитель - 3, произведение – 15)

6 * 2 (6 увеличить в 2 раза, получится 16)

8 * 5 (произведение чисел 8 и 5 равно 40)

Арифметический диктант:

3*3, 8*4, 6*1,  4*7, 4*3,  9*2.  Взаимопроверка

- А теперь запишите числа  в порядке убывания.(32, 28, 18, 12, 9, 6)

Прочитайте записанные числа.

- Что вы о них можете сказать?  (Их можно разделить на две группы):

а) однозначные и двузначные,

б) чётные и нечётные,

в) числа которые делятся на 3 и на 4. К какой группе отнесем число 12?

- А теперь давайте вспомним  какие знаки прячет предлог «на», а какие « в».

- Во сколько раз 35 больше 5? (В 7 раз.)

- Как ты это узнал?

- На сколько 37 больше 20? (На 17.)

- Как ты это узнал?

Познавательные задачи.

Мальчики решают письменно, а девочки устно:

а) Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?

26 – 6 = 20 (л.)

Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.

Меч-рыба - одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.

Дельфин - это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.  Дельфины живут в стаях.   Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми  оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.

Мальчики решают устно, а девочки письменно:

б) Масса атлантического осетра 32 кг, а щуки в 8 раз меньше. Сколько килограммов весит щука?

32 : 8 = 4 (кг)

Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.

Атлантический осётр может достигать длины более 3 м и массы свыше 300 кг. Максимальный зарегистрированный возраст — 48 лет. Этот вид занесён в Красную книгу России, считается под угрозой полного исчезновения.

Щуки могут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает её, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку.

        Уважаемые гости, у нас сегодня необычный урок математики – ребята нашего класса презентуют проект «Тайны таблицы умножения». Мы хорошо знаем таблицу умножения, умеем быстро и правильно находить результаты по порядку и вразброс. Надеюсь, скоро будем делать на «отлично» . И  у нас появилось желание - скучное превратить в интересное и увлекательное.

     Давайте же сегодня откроем тайны таблицы умножения, которых так много.

  1. Как изображается знак умножения?

     Знак умножения изображают как крестик (×), точку () или звёздочку ().

Самый старый из символов — крестик (×). Впервые его использовал английский математик Уильям Отред в 1631 году.

     Немецкий математик Готфрид Лейбниц отрицательно относился к крестику из-за его схожести с буквой X и предпочитал точку (). Это было в 1698 году .

     А вот швейцарский математик Йоганн Ран ввёл звёздочку () в качестве знака умножения в 1659 году. Эти знаки используются и в наше время.

Физминутка.

Я задаю вопрос, а дети делятся на группы по количеству соответствующему ответу на мой вопрос.

  1. Кто является составителем таблицы умножения?

      В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору.

     Пифагор – это древнегреческий мудрец и философ. Он родился на острове Самос (Греция), расположенном в Эгейском море в 576г. до нашей эры.

     Отец мальчика уже тогда знал, что его сын будет одаренным ребенком и принесет много пользы людям. Будущий математик уже в детстве проявлял большую способность к наукам. Он с ранних лет стремился узнать, как можно больше. Обучался в Египте, Вавилоне, путешествовал в Индию.

     Особенное внимание он уделял числам и их свойствам. Утверждения «Всё есть число, числа правят миром!», « Язык всех наук - язык математики» принадлежат самому Пифагору. Четные и нечетные числа ввел тоже Пифагор. Он придавал числам мистические свойства, считал, что числа правят миром. Философ считал и саму таблицу умножения отображением вселенной. Таблица умножения скрывает в себе много замечательных математических закономерностей, немало сюрпризов.

    Но… недавно при раскопках здания, в городе Нара, древней столице Японии археологами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Из всех табличек, обнаруженных в Японии, найденная - самая древняя.

     А вот в Китае была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 3000 лет. На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами таблица умножения проникла в Индию. А уж потом в страны Азии и Европу.

      Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.

     

  1. Когда в школьную программу ввели  заучивание таблицы умножения?

    Благодаря введению заучивания таблицы умножения, считать стали быстрее, процесс стал легче. До этого людьми использовались различные способы вычисления, которые замедляли счет. А вот в школьную программу впервые она была введена в Англии и это была таблица умножения до 12. И юные британцы, изучают ее и по сей день. А вот в Индии ученики до сих пор учат таблицу до 20. А мы учим до 10.

  В Советском Союзе таблицу умножения обычно «задавали на лето» после 1-го класса, а закрепляли на занятиях во 2-м классе (в возрасте 8 лет). В российских школах чаще всего проходят в 3-м классе.

  1. А где мы с вами в жизни встречаем или используем приемы табличного умножения или деления?

    Каждый из вас конечно задумывался, а понадобятся ли ему эти знания в будущем. Где мы их сможем применить?

    Ваши ответы были не только устные, но и письменные. Вот некоторые из них: Коллаж.

- А теперь я хочу этот вопрос адресовать Вам, Уважаемые родители.

      Ответы родителей.

На уроке сегодня мы убедились, что учить таблицу совсем нескучное занятие, а очень интересное!

Самостоятельная работа по карточкам.  (на листочках)

Итог урока:

Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,
- А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
 

                                               С. Маршак

Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится.
И недаром названа
УМНОжением она!

                                         А. Усачев 

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать все целый час.

                                           А. Усачев

Рекомендации родителям при заучивании с детьми таблицы умножения:

  1. Приобрести «настоящую» таблицу умножения и повесить на самое видное место.
  2. Учить таблицу небольшими «порциями».
  3. Находить закономерности, которые упростят её запоминание.
  4. Использовать игры.
  5. Карточки.
  6. Тренажеры.
  7. Различные (разнообразные) задания.
  8. Тренироваться ежедневно.
  9. Пособия, которые рекомендую использовать при изучении таблицы умножения:

    - Шклярова Т. «Как я учила мою девочку таблице умножения». 

    - Самсонова Л. «Табличное умножение ко всем действующим учебникам».  

    - Таблица умножения в стихах:

                          от Андрея Усачева, от Тима Собакина, от Марины Козариной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Немного истории Не так давно при раскопках здания административных служб в городе Нара, древней столице Японии (VIII век), археологами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Самое интересное, что, судя по всему, ею пользовались вовсе не дети, а взрослые.

Слайд 3

Из всех табличек, обнаруженных в Японии, найденная недавно — самая древняя. Прежде самыми ранними считались таблички X-XI веков, обнаруженные на территории другой столицы древности, Хэйан (современный Киото)

Слайд 4

Получается, еще до построения Великой китайской стены, китайские студенты уже точно знали, сколько будет дважды два. Что неудивительно — без умножения, как известно , никакой стены не построишь, ни малой, ни великой.

Слайд 5

Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет.

Слайд 6

Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.

Слайд 7

Пифаго́р 576 - 490 год до н. э.

Слайд 8

Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.), хотя, если честно, никаких доказательств этому нет. Письменно таблица представляется в различных формах. Из них самая общеизвестная—Пифагорова таблица – в виде треугольника и квадрата.

Слайд 9

Автором нашего привычного способа умножения столбиком многозначного числа на многозначное следует считать Адама Ризе, популярного немецкого педагога (1492–1559). В его руках этот метод получил последнюю отделку и завершение, и теперь он считается самым удобным. Умножение столбиком.

Слайд 10

Графический метод . Для вычисления этим методом на листе бумаги рисуются линии: - линии первого числа рисуются в направлении из верхнего левого угла в нижний правый, - линии второго числа рисуются из нижнего левого, в верхний правый. Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей . 6 1 3 6 6 13 6 736

Слайд 11

Умножение крестиком. 3 2 х 2 3 Этот метод восходит к индусам. - перемножаем последние числа, т.е. 2*3=6 - это последняя цифра произведения; - перемножаем числа накрест и складываем, т.е. 3*3 + 2*2 = 13, получилось двузначное число, значит 3 - является предпоследней цифрой произведения, а 1 прибавляем к разряду сотен; - перемножаем первые числа 3*2=6, это первая цифра произведения, но не забывая про 1, получаем 6+1=7 – первая цифра произведения; - записываем результат: (6+1) (3) (6). Получаем ответ 736.

Слайд 12

Русский способ умножения. 32 --- 23 16 --- 46 8 --- 92 4 --- 184 2 --- 368 1 --- 736 Ответ: 736. Русские крестьяне умели умножать и без таблицы умножения. Их способ умножения использовал лишь умножение и деление на 2. Чтобы перемножить два числа, их записывали рядом, а затем левое число делили на 2, а правое умножали на 2. Таким образом, при умножении 32 на 23 русским способом получаем 736

Слайд 13

Решетчатое умножение. Р исуется таблица с квадратными клетками, число столбцов и строк в которой соответст-вуют количеству цифр в множителях. В на-шем случае рисуется таблица с двумя строками и двумя столбцами. Затем клетки делятся по-полам по диагонали. Над таблицей записы-вается первый мно-житель - 32 , а с правой стороны вертикально второй множитель - 23 .

Слайд 14

Перемножая каждую цифру первого множителя с каждой цифрой второго, записываются произведения в соответствующие клетки, располагая десятки над диагональю, а единицы под ней. Цифры искомого произведения получают сложением цифр в косых полосах. При этом необходимо двигаться по часовой стрелке, начиная с правой нижней клетки: Результаты сложений записываются под таблицей, а также слева от неё. Итак, при умножении 32 на 23 решетчатым методом получаем 736

Слайд 15

Интересные способы умножения

Слайд 18

Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать все целый час. А. Усачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прошлое настоящее и будущее города губкина

классный час направленный на воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю...

Занимательная таблица умножения

Работа ученика 2 "А" класса Уточкина Глеба для урока математики...

Занимательная таблица умножения

Цель  урока:                   Закрепить знания, умения и  навыки табличного умножения и делен...

Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

Классный час 1 сентября «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»

Тематический урок «Моя малая Родина Санкт-Петербург: путешествие в прошлое, настоящее и будущее»...

Моздок - наше прошлое, настоящее и будущее.

Школьный дом... Большой. Светлый, просторный. Для самых маленьких онвсегда таит в себе что-то неизведанное, непознанное, загадочное.За огромной дверью для них открывается новый мир, полный удач и ошиб...