Тема: «Нахождение числа по его части»
рабочая программа по математике (3 класс)

Комолова Елена Николаевна

Основные цели:

предметная: : формировать умение нахождения числа по его части, выраженной дробью;

метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы;

личностные: поддерживать интерес к математике; быть мотивированным к учебной деятельности, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты :

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать
  • оценивать свою работу
  • читать информацию, заданную с помощью математической модели
  • зная алгоритм , находить число по его части..

Дидактические материалы:

1. Эталон нахождения числа по его части

1-а-?

m/n=с

с:m*n=a

2. Презентация к уроку

Оборудование урока для учителя:

1. Математика 4 класс Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента».

2. компьютер

3. интерактивная доска

4. доска

Оборудование урока для учащихся:

1. учебник для 4 класса Математика 4 класс Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента».

2. рабочая тетрадь в клетку на тонкой основе

3. карточки с ключами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_matem.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Математика. Петерсон Л. Г. 4 класс.

Тема: «Нахождение числа по его части»

Основные цели: 

предметная: : формировать умение нахождения числа по его части, выраженной дробью;

метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы;

личностные: поддерживать интерес к математике; быть мотивированным к учебной деятельности, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты :

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать
  • оценивать свою работу
  • читать информацию, заданную с помощью математической модели
  • зная алгоритм , находить число по его части..

Дидактические материалы:

1. Эталон нахождения числа по его части

1-а-?

m/n=с

с:m*n=a

2. Презентация к уроку

Оборудование урока для учителя:

1. Математика 4 класс Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента».

2. компьютер

3. интерактивная доска

4. доска

Оборудование урока для учащихся:

1. учебник для 4 класса Математика 4 класс Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента».

2. рабочая тетрадь в клетку на тонкой основе

3. карточки с ключами

Ход урок

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент и  мотивация к учебной деятельности

3 мин

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Что еще нам понадобится на уроке? Какие качества?

Тогда внимательно послушайте стихотворение и дополните его.

Минувший год уходит,

И время торопливое не ждет.

Листок последний сорван календарный,

Навстречу к нам шагает …

С чего начнем урок?

Настрой обучающихся на урок.

Главное для жизни на Земле - свет и тепло Солнца. Главное для жизни человека - Знания.

Внимательность, активность, терпение и т. д.

Новый год!

С повторения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

10 мин

  1. Фронтальная работа 

Ребята, предлагаю вам украсить главный атрибут новогоднего праздника эталонами, которые мы с вами вывели на прошлых уроках. Определим их.

  • Как называют одну или несколько равных долей целого (единицы счёта или измерения)?

У каждого из вас на партах лежат рабочие листы. Положите их перед собой. Начнем с задания №1, задание на слайде, записывайте в рабочую строку только ответы.

Слайд

  • Какая часть фигуры закрашена?

Запишите в рабочих листах.

Кто запишет на доске? Назовите числитель и знаменатель данной дроби.  Найдите шар с соответствующим эталоном.

  • Как называются части величин, которые выражаются  дробями со знаменателем 100?
  • Запишите 48% в виде дроби. (Один ученик записывает  на доске).

Определите  эталон к этой записи.

Слайд

  • Найдите долю числа

        

       1   от 35

 5

Определите эталон и сформулируйте правило.

  • Найдите число по его доле, если

                1   составляет 15

5

Определите эталон и сформулируйте правило.

Слайд

Расположите дроби в порядке возрастания и прочитайте слово

Решите задачу №2 и определите следующий эталон.

В карточке:

Решите задачу. 

  1. Для городской ёлки школьникам необходимо сделать новогодние игрушки. Четвероклассники сделали 30%  от всего количества игрушек. Сколько ёлочных  игрушек сделали четвероклассники, если всего на ёлке 300 новогодних игрушек.

 Постройте схему к задаче (один человек у доски)

  • Что известно в этой задаче?
  • Как ещё можно записать 30%?
  • Что нужно найти в задаче?
  • Каким эталоном  мы воспользуемся, чтобы ответить на вопрос задачи?

Сформулируйте правило, исходя из эталона.

Запишите решение.

Оценим свои знания, раскрасив звезду соответствующим цветом.

Красный – ошибок не было.

Жёлтый – с ошибками справился.

Синий –  ошибки были, трудности остались.

Прочитайте вторую задачу. 

  1. Для городской ёлки школьникам необходимо сделать новогодние игрушки. Четвероклассники сделали 90 игрушек, что составляет 30%  от всех игрушек, которые висят на ёлке. Сколько ёлочных  игрушек повесили на ёлку?
  • Какие данные известны?
  • Что общего в этих задачах?
  • Попробуйте решить эту задачу.

- Дробью

 Дробью называют одну или несколько равных долей целого (единицы счёта или измерения).

Украшают ёлку звездой «Дроби»

  4 - числитель

     9 - знаменатель

Вешаем на ёлку шар с эталоном:

m   - числитель дроби

 n  - знаменатель дроби

- Проценты

  48

 100                       1-а

 Эталон:              1    - а

                              n

                              а:n

 35:5=7

Чтобы найти 1/n долю числа, можно разделить это число на n.

Эталон: 

                              1-?

                              1    - b

                              n

                              b*n

15*5=75

Чтобы найти неизвестное число, можно его 1/n

долю умножить на n.

 

        Задача                        

                     

                    100%-300 иг.

     

     

           30%-? иг.

 

                  30%= 30/100

Эталон:    1-а

       m/n-?

                  b = а:n*m

-Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель  и умножить на числитель дроби.

300:100*30=90 (иг)

Ответ: 90 игрушек.

 

- В этих задачах есть число и часть, выраженная дробью.

- Нет, потому что в первой задаче находится часть числа, выраженная дробью, а во втором случае, наоборот, число по его части, выраженной дробью.

3. Выявление места и причины затруднения

1 мин

- Поднимите руки, у кого возникло затруднение.

- В чем у вас возникло затруднение?

 - Мы не знаем правила и эталона, для решения таких задач.

4.Построение проекта выхода

2 мин

- Чему мы должны научиться? Поставьте перед собой цель.

-Сформулируйте тему нашего урока.

  Давайте составим план наших действий, что может помочь выйти из затруднения.

1. Построить _______________________________

2. Составить ________________________________

3. Вывести ___________________________________

4. Сформулировать _____________________________

5. Сопоставить ______________________________

-Находить  число по его части, выраженной дробью.

Нахождение числа по его части – тема открывается на доске.

                    План:

1. Построить схему по условию задачи.

2. Составить выражение для ответа на вопрос задачи.

3. Вывести эталон.

4. Сформулировать правило нахождения части числа.

5. Сопоставить свой вывод с выводом в учебнике.

                                     

5.Этап реализации построенного проекта

 8 мин

Сейчас, опираясь на план действий, который мы составили, вы в группах поработаете на достижение нашей цели.

Кто нам её напомнит?

Проверим, как вы справились:

Приглашаем одного представителя.

1 группа построит схему

2 группа составит выражение для ответа на вопрос

3 группа запишет эталон

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

С.89

Удалось ли нам достичь поставленной цели?

                           100% -?

        30%-90 иг.

Сначала находим 1% от всего количества игрушек.

90:30=3 (иг.) – 1%

-Теперь полученный результат увеличиваем в 100    раз.

90:30*100=300 (иг.)

Ответ: 300 игрушек.

                       1-?

           m/n-b

                      а= b:m*n

Вывод: чтобы найти число, по его части, выраженной дробью, можно эту часть разделить на числитель дроби и результат умножить на знаменатель.

-Да, мы нашли число по его части, выраженной дробью,  составили эталон и сформулировали правило.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

6 мин

А насколько понятна вам новая тема, мы определим,  приняв участие в новогоднем марафоне.

Опираемся на эталон новой темы.

  В учебнике на стр.89 выполним задание  №3

Т.к. это марафон, то считаем быстро и точно.

   Выходят  по одному к доске.

-Давайте еще раз проговорим  правило нахождения числа по его части .

                       1-?

           m/n-b

                      а= b:m*n

а) 25:5*6=30

б) 120:2*3=180

в) 56:7*100=800

г) 200:4*100=500

Оценивают (раскрашивают звезду на ёлке красным, желтый, синий)

-Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель.

7.Самостоятельная работа с проверкой

5 мин

1.   Продолжаем участие в новогоднем марафоне, прочитайте задание на стр.90 №5.

Решите самостоятельно задачу (а) пользуясь эталоном.

(Один ученик работает у доски)

2.   Взаимопроверка

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?

– Что нам поможет исправить ошибки?

3.  Оцените свои умения.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу)

Эталон

Оценивают (раскрашивают звезду на ёлке красным, желтый, синий)

8. Итог урока.

Домашнее задание.

3 мин

Наш урок подходит к концу. 

- Расскажите об открытии сегодня на уроке.

Какова была цель урока? Достигли ли мы цели? Докажите.
– Какое правило нужно помнить?

А если посмотреть шире, то к новому году подготовку мы начали, и во всем этом нам помогла наша любимая математика и тема нашего урока «Нахождение числа по его части»

Д/з

Карточка

Составьте список новогодних подарков для членов вашей семьи и рассчитайте их стоимость. Пусть стоимость этих подарков составит 2/7 месячного бюджета вашей семьи. Каким должен быть бюджет вашей семьи в месяц, чтобы все остались довольными в новогоднюю ночь?

Ответы ребят

Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо разделить эту часть на числитель дроби и результат умножить на знаменатель.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин

В завершении нашего урока мы должны выполнить самое приятное задание - зажечь нашу зеленую красавицу разноцветными огнями! Прикрепите  на нашу елку магниты соответствующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение числа по его части

Содержит план-конспект урока в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения...

"Нахождение числа по его части" урок математики 4 класс

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ( компетентностный подход). Включён самоанализ урока....

Презентация урока математики 4 класс по образовательной системе "Школа 2100",ФГОС, с применением РНС Тема: "Нахождение числа по его части"

Презентация урока на тему: "Нахождение числа по его части" 4 класс  по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой создана по требованиям ФГОС, разработаны виды самостоятельной работы, учитывается сам...

Конспект урока по математике УМК "Перспектива" 4 класс. Тема: "Нахождение числа по его части"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема: «Нахождение числа по его части»  Цели деятельности учителя: формирование умения решения задач на нахождение числа по его частиПланируемые результа...

Адаптированный материал по математике "Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Нахождение процента числа"

Адаптированный материал по математике "Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Нахождение процента числа". Материал разработан для учеников 4 класса с РАС....