Проверка деления умножением в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данная статья раскрывает детальный план урока по математике, ориентированного на изучение методов проверки деления умножением. Автор предлагает различные виды активных деятельностей, включая беседу, демонстрацию, решение задач и самостоятельную работу. Основная идея текста заключается в том, что обучение математике должно быть интерактивным, а ученики должны развивать не только навыки решения задач, но и умение контролировать и оценивать свою работу. В ходе урока проводятся различные виды контроля знаний и навыков, а также стимулируется мотивация к обучению. Автор акцентирует внимание на целеустремленности, планировании и самоконтроле в процессе обучения. Работа сделана методом столбиком и разделена на этапы: актуализация знаний, организация индивидуальной работы, выявление затруднений, построение проектов выхода из затруднений, реализация планов, обобщение и проверка результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_pismennyh_vychisleniy.docx124.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока математики на тему:

Тема: «Проверка деления умножением»

Выполнила: студентка

31 группы

Грачева Ирина Валерьевна

Дата проведения:

Заверили:

Методист: _______Дубинина Л.В.

Учитель:_______ Шевырева В. Н.

Отметка:_____________

Саратов 2024

Тема урока: «Проверка деления умножением»

Класс: 3 «А»

Цель урока: создание условий для формирования навыков выполнять проверку деления умножением

Задачи урока:

Образовательные : актуализировать знания учащихся об письменных приемах вычислений, учить выполнять проверку деления умножением

Развивающие: развивать психические познавательные процессы (мышление, внимание, память, восприятие, речь), развивать устную, письменную математическую речь, развивать коммуникативные навыки, умение обобщать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формировать объективную самооценку обучающихся, умения проявлять толерантность.

Планируемые результаты урока:

Предметные: уметь выполнять письменно проверку деления умножением, знать о письменных приемах вычислений

Метапредметные УУД:

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учащийся получит возможность научиться: принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению.

познавательные: выполнять вычисления.

коммуникативные: сотрудничать с учителем и учащимися, высказывают своё мнение.

Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять самостоятельность.

Оборудование: учебник, доска, ПК, интерактивная доска, карточки.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация

(самоопределения) к учебной деятельности

Словесный (беседа),наглядный (метод демонстрации)

-Здравствуйте, ребята!

-Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

«Будь внимательней, дружок

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.»

-Ребята, а для чего нам нужно быть внимательными на уроке?(ответы учащихся)

-Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учащиеся настраиваются на урок.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

фронтальный

интерактивная доска

текущий контроль

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Словесный (беседа), наглядный (метод демонстрации),

Практический (решение примеров столбиком)

Ребята, посмотрите на доску, сравните примеры и соедините их парами.

Какое действие является обратным сложению?
А какое действие является обратным умножению?

Самостоятельно выполним деление в столбик 924 на 7, 780 на 5, 738 на 3.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга.
Как вы проверили?

А каким способом еще можно проверить верно ли мы разделили?

Выполните проверку деления письменно.

Учащиеся выполняют задание.

Вычитание

Деление

Ответы учащихся

фронтальный

интерактивная доска

текущий контроль

Организация и выявление индивидуальных затруднений

Словесный (беседа)

Ребята, что у вас не получилось и почему? Удалось ли провести проверку?

В чем заключалось ваше затруднение?

Отвечают на вопросы

индивидуальный

Не используется

Взаимоконтроль

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Тема нашего урока проверка деления умножением

-Какую цель мы поставим? (ответ учащихся: научиться выполнять проверку деления умножением)

-А для того, чтобы достичь нашей цели, нам необходим план действий.

-Давайте составим план нашего урока.

#1055;отренируемся выполнять упражнения

#1042;ыполним самостоятельную работу

#1054;ценим свою работу на уроке

Учащиеся ставят цель урока и называют тему.

Учащиеся вместе с учителем составляют план урока.

фронтальный

интерактивная доска

текущий контроль

Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)

Откройте учебник на странице 95, посмотрите на №1.

Какое действие нужно выполнить, чтобы получилось делимое 548?

А что получили когда умножили 274 на 2?

Сделайте вывод, как же проверяется деление?

Правильно ли мы выполнили деление?

Умножение

Делимое 548

Умножением

Да

фронтальный

учебник

текущий контроль

Обобщение

Практический (решение примеров столбиком)

Выполним №2. Вычисли и сделай проверку.

892:4=223

Пишу: 892 : 4.

Делю сотни: сотен 8.

Разделю 8 на 4. В частном будет 2.

Умножу: 2 • 4 = 8. Разделили 8 сот.

Вычту: 8 - 8 = 0. Сотни разделили все.

Делю десятки: десятков 9.

Разделю 9 на 4. В частном будет 2.

Умножу: 4 • 2 = 8. Разделили 8 дес.

Вычту: 9 - 8 = 1. Осталось разделить 1 дес.

Сравню остаток с делителем: число оставшихся десятков меньше, чем 4; можно продолжать деление.

Делю единицы: 1 дес. и 2 ед. - это 12 ед.

Разделю 12 на 4. В частном будет 3 ед.

Умножу: 3 • 4 = 12. Разделили 12 ед.

Вычту: 12 - 12 = 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ: 223.


Проверка:

223*4=892

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 223 • 4.

Умножаю единицы: 3 • 4 = 12. 12 ед. - это 1 дес. и 2 ед., 2 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запомню и прибавлю к десяткам после умножения десятков.

Умножаю десятки: 2 • 4 = 8. К 8 дес. прибавляю 1 дес., который получен при умножении единиц: 8 + 1 = 9. Пишу 9 под десятками.

Умножаю сотни: 2 • 4 = 8. Пишу 8 под сотнями.

Читаю ответ: 892.

546:2=273

Пишу: 548 : 2.

Делю сотни: сотен 5.

Разделю 5 на 2. В частном будет 2.

Умножу: 2 • 2 = 4. Разделили 4 сот.

Вычту: 5 - 4 = 1. Осталось разделить 1 сот.

Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем 2; можно продолжать деление.

Делю десятки: 1 сот. и 4 дес. - это 14 дес.

Разделю 14 на 2. В частном будет 7 дес.

Умножу: 7 • 2 = 14. Разделили 14 дес.

Вычту: 14 - 14 = 0. Десятки разделили все.

Делю единицы: единиц 8.

Разделю 8 на 2. В частном будет 4.

Умножу: 4 • 2 = 8. Разделили 8 ед.

Вычту: 8 - 8 = 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ: 274.


Проверка:

273*2=546

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 274 • 2.

Умножаю единицы: 4 • 2 = 8. Пишу 8 под единицами.

Умножаю десятки: 7 • 2 = 14. 14 дес. - это 1 сот. и 4 дес., 4 дес. пишу под десятками, а 1 сот. запомню и прибавлю к сотням после умножения сотен.

Умножаю сотни: 2 • 2 = 4. К 4 сот. прибавляю 1 сот., которые получены при умножении десятков: 4 + 1 = 5. Пишу 5 под сотнями.

Читаю ответ: 548.

429:3=143

Пишу: 429 : 3.

Делю сотни: сотен 4.

Разделю 4 на 3. В частном будет 1.

Умножу: 3 • 1 = 3. Разделили 4 сот.

Вычту: 4 - 3 = 1. Осталось разделить 1 сот.

Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем 3; можно продолжать деление.

Делю десятки: 1 сот. и 2 дес.

Разделю 12 на 3. В частном будет 4.

Умножу: 3 • 4 = 12. Разделили 12 дес.

Вычту: 12 - 12 = 0. Десятки разделились все.

Делю единицы: 9 ед.

Разделю 9 на 3. В частном будет 3 ед.

Умножу: 3 • 3 = 9. Разделили 9 ед.

Вычту: 9 - 9 = 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ: 143.

Проверка:

143*3=429

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 143 • 3.

Умножаю единицы: 3 • 3 = 9. Пишу 9 под единицами.

Умножаю десятки: 4 • 3 = 14. 12 дес. - это 1 сот. и 2 дес., 2 дес. пишу под десятками, а 1 сот. запомню и прибавлю к сотням после умножения сотен.

Умножаю сотни: 1 • 3 = 3. К 3 сот. прибавляю 1 сот., которые получены при умножении десятков: 3 + 1 = 4. Пишу 4 под сотнями.

Читаю ответ: 429.

847:7=121

Пишу: 847 : 7.

Делю сотни: сотен 8.

Разделю 8 на 7. В частном будет 1.

Умножу: 1 • 7 = 7. Разделили 7 сот.

Вычту: 8 - 7 = 1. Осталось разделить 1 сот.

Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем 7; можно продолжать деление.

Делю десятки: 1 сот. и 4 дес. - это 14 дес.

Разделю 14 на 7. В частном будет 2 дес.

Умножу: 7 • 2 = 14. Разделили 14 дес.

Вычту: 14 - 14 = 0. Десятки разделили все.

Делю единицы: единиц 7.

Разделю 7 на 7. В частном будет 1.

Умножу: 1 • 7 = 7. Разделили 7 ед.

Вычту: 7 - 7 = 0. Единицы разделили все.

Читаю ответ: 121.

Проверка:

121*7=847

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 121 • 7.

Умножаю единицы: 1 • 7 = 7. Пишу 7 под единицами.

Умножаю десятки: 7 • 2 = 14. 14 дес. - это 1 сот. и 4 дес., 4 дес. пишу под десятками, а 1 сот. запомню и прибавлю к сотням после умножения сотен.

Умножаю сотни: 1 • 7 = 7. К 7 сот. прибавляю 1 сот., которые получены при умножении десятков: 7 + 1 = 8. Пишу 8 под сотнями.

Читаю ответ: 847.

Выполняют задания с объяснением

фронтальный

Интерактивная доска

Текущий контроль

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (решение примеров столбиком)

Реши примеры и произведи проверку

729:3=

…*3=

576:4=

…*4=

456:2=

…*2=

177*4=

…:4=

261*3=

…:3=

118*4=

…:4=

Учитель показывает эталон на доске и спрашивает, кто справился с заданием.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

индивидуальный

Интерактивная доска

самоконтроль

Физминутка

Наглядный (метод демонстрации)

-А теперь давайте немного разомнемся

Повторяют движения за учителем

фронтальный

Включение с систему знаний и повторение

Словесный (беседа),

Практический (решение задач)

Выполним №3. Выпиши в один столбик уравнения, которые решаются умножением, а в другой – те, которые решаются делением. (Учащиеся делят примеры на столбики в тетради, учитель проверяет устно)

Решите эти уравнения на доске.

Х:12=7

Х=12*7

Х=84

Проверка:

84:12=7

7=7

Х*18=90

Х=90:18

Х=5

Проверка:

18*5=90

90=90

72:х=12

Х=72:12

Х=6

Проверка:

12*6=72

72=72

26*х=52

Х=52:26

Х=2

Проверка:

26*2=52

52=52

14*х=56

Х=56:14

Х=4

Проверка:

14*4=56

56=56

23*х=92

Х=92:23

Х=4

Проверка:

23*4=92

92=92

84:х=2

Х=84:2

Х=42

Проверка:

42*2=84

84=84

Х*15=60

Х=60:15

Х=4

Проверка:

15*4=60

60=60

Выполним №4. Читаем задачу дважды.

О чем говорится в задаче? (о том, сколько шагов нужно сделать, чтобы пройти от дома до моста и от дома до магазина)

Сколько нужно шагов сделать, чтобы пройти от дома до моста? (120)

Какова длина моста?(80 шагов)

А от дома до магазина сколько нужно сделать шагов? (240)

Что нужно узнать? (Расстояние от магазина до моста)

Сделаем чертеж.

Можем ли мы сразу узнать, какое расстояние от моста до магазина? (нет)

А что мы можем узнать? (сколько всего шагов нужно сделать, чтобы дойти от дома до магазина)

Как? (120+80=200)
Теперь мы можем узнать сколько шагов нужно сделать от моста до магазина? Как? (240-200=40 шагов)

Ответ: 40 шагов.

Каким способом можно еще решить эту задачу? Для этого нужно сделать новый чертеж.

Как теперь можно решить эту задачу?

240+120=360 шагов

Ответ: 360 шагов

Выполним №5. Вычисли и сделай проверку.

А как выполняется проверка у сложения и вычитания?

368+256=624

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 368 + 256.

Складываю единицы: 8 + 6 = 14. 14 ед. - это 1 дес. и 4 ед.; 4 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавлю к десяткам.

Складываю десятки: 6 + 5 = 11, да ещё 1. 11 + 1 = 12.

12 дес. - это 1 сот. и 2 дес.; 2 дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.

Складываю сотни: 3 + 2 = 5, да ещё 1.

5 + 1 = 6.

Пишу под сотнями 6.

Читаю ответ: 624.

Проверка:

624-256=368

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 624 - 256.

Вычитаю единицы: 4 - 6, занимаю 1 дес., 14-6=8, пишу под единицами 8.

Вычитаю десятки: 1 - 5, занимаю 1 сот., 11-5=6, пишу под десятками 6.

Вычитаю сотни: 5 - 2 = 3, пишу под единицами 3.

Читаю ответ: 368.

859-427=432

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 859 - 427.

Вычитаю единицы: 9 - 7 = 2, пишу под единицами 2.

Вычитаю десятки: 5 - 2 = 3, пишу под десятками 3.

Вычитаю сотни: 8 - 4 = 4, пишу под единицами 4.

Читаю ответ: 432.

Проверка:

427+432=859

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 427 + 432.

Складываю единицы: 7 + 2 = 9, пишу под единицами 9

Складываю десятки: 2 + 3 = 5, пишу под десятками 5

Складываю сотни: 4 + 4 = 8, пишу под сотнями 8

Читаю ответ: 859.

267+128=395

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 267 + 128.

Складываю единицы: 7 + 8 = 15. 15 ед. - это 1 дес. и 5 ед.; 5 ед. пишу под единицами, а 1 дес. прибавлю к десяткам.

Складываю десятки: 6 + 2 = 8, да ещё 1. 8 + 1 = 9.

пишу под десятками 9

Складываю сотни: 2 + 1 = 3, пишу под сотнями 3.

Читаю ответ: 395.

Проверка:

395-128=267

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 395 - 128.

Вычитаю единицы: 5 - 8, занимаю 1 дес., 15-8=7, пишу под единицами 7.

Вычитаю десятки: 8 – 2 = 6, пишу под десятками 6.

Вычитаю сотни: 3 - 1 = 2, пишу под единицами 2.

Читаю ответ: 267.

859-427=432

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 859 - 427.

Вычитаю единицы: 9 – 7 = 2, пишу под единицами 2.

Вычитаю десятки: 5 – 2 = 3, пишу под десятками 3.

Вычитаю сотни: 8 - 4 = 4, пишу под единицами 4.

Читаю ответ: 432.

Проверка:

859-432=427

Пишу (единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями): 859 - 432.

Вычитаю единицы: 9 – 2 = 7, пишу под единицами 7.

Вычитаю десятки: 5 – 3 = 2, пишу под десятками 2.

Вычитаю сотни: 8 - 4 = 4, пишу под единицами 4.

Читаю ответ: 427.

Выполним №6. Читаем задачу дважды.

О чем говорится в этой задаче? (о том, что в машину погрузили бидоны с молоком)

Сколько бидонов погрузили в машину? (9)

По сколько литров молока в них было? (по 40 л)

Сколько бидонов молока осталось в машине, когда часть из них отвезли в детскую больницу? (4)

Что спрашивают в задаче? (Сколько литров молока отвезли в больницу)

Записываем условие

Погрузили - ?, 9б. по 40 л

Осталось - ?, 4б. по 40 л

Отвезли - ? л

Можем ли мы сразу узнать сколько литров отвезли в детскую больницу? (нет)

А что узнаем сначала? (Сначала узнаем сколько всего молока в 9 бидонах)

40*9=360 л

Что можно узнать еще? (Сколько литров молока осталось в машине)
40*4=160 л

А теперь можно узнать, сколько литров отвезли в больницу.

360-160=200 л

Ответ: 200 л

Каким еще способом можно решить эту задачу? Если во всех бидонах одинаковое количество молока, то что можно сразу узнать? (Сколько бидонов отвезли в больницу)

9-4=5 б

А теперь, что можно узнать? (Сколько литров молока было в этих бидонах)

40*5=200 л

Ответ: 200 л

1)х:12=7

2)х*18=90

72:х=12

26*х=52

14*х=56

23*х=92

84:х=2

Х*15=60

Выполняют задания

Чтобы проверить сложение:

1)из суммы вычесть первое слагаемое и в результате вычитания должно получиться второе слагаемое;

2)из суммы вычесть второе слагаемое и в результате вычитания должно получиться первое слагаемое.

Чтобы проверить вычитание:

1)к разности прибавить вычитаемое и в результате сложения должно получиться уменьшаемое;

2)из уменьшаемого вычесть разность и в результате вычитания должно получится вычитаемое.

фронтальный

Учебник

Текущий контроль

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный (беседа)

-Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какую цель на урок ставили? Достигли ли мы цели? Все ли пункты плана реализованы?

Какие арифметические действия можно назвать взаимообратными?

Какое задание было самым интересным?

Кто из вас справился со всеми заданиями на уроке?

-А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Для этого посмотрите, пожалуйста, на слайд и закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Сегодня я научился(лась) …

Самым интересным для меня было…

В конце учитель отмечает тех, кто был активным на уроке и класс в целом, подводит итоги урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

фронтальный

интерактивная доска

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики в 3 классе "Школа России". Тема урока:"Проверка деления умножением"

В презентации представлен полный ход урока с заданиями, на уроке применяются листы самооценки, в которых учащиеся отмечают свои знания и умения в ходе урока, проводится в конце урока рефлексия....

Конспект урока математики «Проверка деления умножением» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом проверки деления умножением и совершенствования навыка решения текстовых задач.Планируемые результаты: Предметные:знать пр...

Технологическая карта урока по математике «Проверка умножения делением и деления умножением» , 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: систематизация знаний Цель урока: Закрепление умения делить многозначные числа на трёхзначные, проверять умножение делением и деление умножениемЗадачи урока Дидактические:Со...

Технологическая карта урока по математике "Проверка деления умножением" (3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий для формирования умения выполнять проверку умножения с помощью деления  Задачи урока  Дидактические:   познакомить с письменным приёмом пров...