Методический материал "Как познакомить обучающихся 1 класса с задачей".
методическая разработка по математике (1 класс)

Варнавская Надежда Александровна

Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Материал содержит фрагмент урока математики и поможет познакомить детей с понятием "задача".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фрагмент урока по теме "Задача"888.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Центр образования № 13

имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»

города Тамбова

Методический материал на тему:

«Знакомство с  задачей в 1 классе».

Подготовил

 учитель начальных классов

 Варнавская  Надежда  Александровна

Город Тамбов

2023 г.

       Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

        Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это простые задачи на нахождение суммы и остатка, т.е. на сложение и вычитание. 

        Поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи начинает складываться ещё в дошкольный период, до1 класса. Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. 

         Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень важно при работе над задачей научить детей выделять основные части задачи, которые следуют одна  за другой и переставить их нельзя.

         На примере данного фрагмента урока мы посмотрим, как можно познакомить учащихся 1 класса с понятием «задача». 

Отгадайте  ребус.  

l1574261500.JPG

(Не все дети 1 класса знают, что

Такое ребус и как его разгадать,

но такие найдутся. Если нет, то

учитель сам объясняет, как

разгадать слово.)

Вы много раз слышали это слово. А можете его объяснить? Что такое задача?

(Дети 1 класса не смогут объяснить слово.)

Что же нам предстоит выяснить сегодня на уроке? (Что такое задача.)

И не только. А ещё из каких частей она состоит.

Прочитайте (послушайте) два текста,  сравните их и скажите, есть ли среди них задача?

«Мама купила 3 яблока и 2  груши. Сколько всего фруктов купила мама?»

«Мама купила яблоки и груши.  Она принесла их детям. Дети будут рады.  Ведь фрукты не только вкусные, но и полезные.»

Как вы думаете, есть ли здесь задача?  (да)

Почему вы так решили?  (ответы)

А  второй текст как можно назвать ?  (Рассказ) 

А теперь давайте подумаем, что же такое «задача»?  Попробуйте  дать определение.

(Дети затрудняются)

Давайте вспомним рассказы  про фрукты.

Как вы думаете, чем отличаются эти рассказы? (В одном из них есть числовые данные и вопрос.)

Какое слово обязательно содержится в вопросе?   (Чаще всего слово «сколько»)

Вы можете ответить на вопрос?  (да)

Итак,  что такое  задача?

(Математический рассказ, в котором есть числовые данные и  вопрос, называется задачей. ) (определение для 1 класса!)

А сейчас мы будем архитекторами  и составим проект  строительства задачного дома, а заодно узнаем, из каких  частей состоит задача.

Вспоминаем задачу про фрукты. Кто помнит? (Спросить, кто помнит).

Что нам известно в этой задаче? (спросить)

На языке математики это называется условием . Это очень важная часть задачи. А какая очень важная часть у дома? Без чего дом не построить? (без фундамента). Условие задачи, как фундамент дома лежит в основе. Итак, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

Что не хватает в тексте, чтобы его можно было назвать задачей? (Вопроса)

После фундамента кладём первый этаж  нашего дома – вопрос. Без вопроса – нет задачи.

 

Что же такое вопрос  задачи? (Это то, что надо найти в задаче)

Что можно сделать с задачей? (решить)

Чтобы сосчитать, сколько фруктов купила мама, составьте числовое выражение?  (3+2=5 или 2+3=5, вспоминаем  переместительное свойство сложения)

Это решение задачи и следующий этаж нашего дома.

Кто помнит вопрос задачи? Еще раз прочитайте вопрос задачи. Дайте развёрнутый ответ.

Это ответ задачи и следующий этаж нашего дома.

ус 

вопрос

условие

Мы ответили на вопрос задачи? Мы решили задачу?

Сделайте вывод, из каких частей состоит задача?

Что не хватает для завершения строительства? (крыши.) А строили мы дом под названием … ? (Задача)

Давайте проверим, как вы поняли, что такое задача?

Перед вами три текста. Давайте  прочитаем их и найдём среди них задачу.

Почему этот текст можно назвать задачей?

Мы отлично поработали архитекторами.  А теперь надо построить задачный домик на доске.  Строителями будут …(вызвать к доске детей с табличками составных частей задачи и  собрать домик на магнитной доске).  А мы все будем экспертами и посмотрим. Как ребята справятся со строительством.

Давайте ещё раз вспомним, из каких частей состоит задача.  

         Через несколько уроков можно  ещё  раз построить задачный домик, добавив после вопроса ещё один этаж – краткое условие (основными словами, схемой, рисунком, таблицей – окошки на этаже краткое условие).

       При   подготовке детей к решению задач  важно, чтобы они  сами научились их придумывать, тогда задачи для них будут более  понятными. При составлении задачи также важно показать необходимость  ставить  вопрос, иначе будет неизвестно, что нужно искать.

       Ребёнок  должен чётко усвоить, что всякая задача имеет условие и вопрос, уметь их различать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Давайте познакомимся ..." 1 класс

Значение праздника «Международный день семьи» День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была...

Анкета для родителей "Давайте познакомимся"1 класс

Составлена с  целью помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни...

Классный час " Давайте познакомимся", 1 класс.

Путешествие в страну Знаний....

"Давайте познакомимся!", 1 класс

quot;Давайте познакомимся!"...

Конспект классного часа "Давайте познакомимся" (3 класс)

Тема: «Давайте познакомимся» Цель: создание условий для знакомства с детьми класса и сплочение ученического коллектива....

Конспект классного часа "Давайте познакомимся" (2 класс)

Тема: «Давайте познакомимся!»Цели: расширение знаний об этикете и правилах приветствий...