Математическая грамотность
методическая разработка по математике (3 класс)
Выступление в рамках заседания районного методического объединения учителей начальных классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегической целью нашей страны до 2024 года является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным.
В начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, и закладываются основы функциональной грамотности.
И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально грамотного человека.
Слайд 2
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Слайд 3
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Слайд 4
Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас.
Слайд 5
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника:
- читательская грамотность формируется в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовой задачей;
- элементы социальной функциональной грамотности, в частности финансовой, также входят в содержание обучения математике;
- информация общекультурной направленности, упражнения на применение исторических фактов и сведений для решения математических задач поискового характера весьма широко представлены в курсе математики.
Слайд 6
Понятия о математической грамотности
•понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Т.е. ребёнок должен знать, зачем нужна математика? Как я могу использовать математические знания для конкретных жизненных задач?)
∙потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
∙способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (как меняется стоимость, если цена увеличивается), сравнивать, классифицировать;
- Умение говорить на языке математики, умение перевести текст задачи на язык математики. Умение увидеть отношения и зависимости в этой задаче.
∙совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
Успешен тот ученик, который может сложить в единую цепочку все эти операции, т.е. тот, кто владеет математической грамотностью.
Слайд 7
Что необходимо сделать, чтобы стать успешным завтра?
- Математику нужно трогать! Ребёнок через собственную деятельность должен познавать математику. Младший школьный возраст – это абсолютная сенсорика. Потрогали, поиграли, подвигали, пощупали, разложили, на пальчиках показали и тогда в голове будет что-то отложится.
- Математику нужно проживать. Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Там, где можно разыграть сюжет задачи, необходимо это делать. Объяснять математические понятия с помощью предметных действий. Если изучаем квадрат, взять резинку. Сколько человек нужно, чтобы построить квадрат? Почему 4, а не 3, а не 5? Какие есть свойства квадрата?
- Математика – это реальная жизнь! Необходимо показать детям то, как математика используется в реальной жизни. Одно дело измерить отрезок или построить. Это то, что остаётся в тетради. Попробуем измерить конкретный предмет из жизни. Сравнить по длине иголку и карандаш. Узнать что длиннее, на сколько. Поэтому нужно стараться переводить сюжеты на реальные жизненные ситуации. Это помогает детям понимать математику и осознавать, что математика – это и есть реальная жизнь.
Первый компонент слайд 8
Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Второй компонент слайд 9,10
Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.
Слайд 11 (таблица) Делают по группам
Третий компонент слайд 12
Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяйте задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.
Устно выполняют все!
УМАСМ - СУММА.
· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
· КРАТВАД (квадрат).
· УГОТЬРЕНИК (треугольник).
· РЕЗОТОК (отрезок).
«Терминологическая викторина»:
1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
2. Оценка плохого ученика? (два)
3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)
4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)
5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7. В треугольнике их 3. (углы)
8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
9. Форма Солнца, часов …. (круг)
10. Результат сложения. (сумма)
Слайд 15
Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.
Играйте в математические игры
Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, групповых проектов, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы.
Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.
Другая идея – прямо на уроке устроить конкурс на лучший семейный проект «Самая вкусная и дешевая пицца», так же за ранние обсудить компоненты пиццы, узнать их стоимость в разных торговых точках.
Подключайте родителей
Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.
Используйте цифровые платформы
на Учи. Ру. в предмете математика, раздел «Лаборатория»
ВЯндекс.Учебнике, в разделе «Работа с информацией»
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни
Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.
Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и Надежды, все это хорошо перемешайте.
- Что будет составлять большую часть – этой чаши?
- Что у Вас получится?
- Счастье, жизнь, рецепт счастья…
- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы справились на отлично! Я желаю вам счастья!
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".
Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....
Статья "Математическая грамотность - как одна из составляющих функциональной грамотности"
Одна из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся: способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обос...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности
Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...
