Математическая грамотность
методическая разработка по математике (3 класс)

Сагоякова  Надежда Викторовна

Выступление в рамках  заседания районного методического объединения  учителей начальных классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегической целью нашей страны до 2024 года является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что сильной стороной российских обучающихся является овладение предметными знаниями на уровне их воспроизведения или применения в знакомой учебной ситуации, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях незнакомых, приближенных к жизненным.

В начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, и закладываются основы функциональной грамотности.

И здесь встаёт серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально грамотного человека.

Слайд 2

Функционально грамотная личность –    это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий   жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. 

Слайд 3

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений

Слайд 4

 Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.  Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас.

Слайд 5

   Вклад  математики в развитие  компонентов функциональной грамотности младшего школьника:

- читательская грамотность  формируется в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовой задачей;

- элементы социальной функциональной грамотности, в частности финансовой, также входят в содержание обучения математике;

- информация общекультурной направленности, упражнения на применение исторических фактов и сведений для решения математических задач поискового характера весьма широко представлены в курсе математики.

Слайд 6

Понятия  о математической грамотности

понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;  (Т.е. ребёнок должен знать, зачем нужна математика?  Как я могу использовать математические знания для конкретных жизненных задач?)

потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (как меняется стоимость, если цена увеличивается), сравнивать, классифицировать;

  • Умение говорить на языке математики, умение перевести текст задачи на язык математики. Умение увидеть отношения и зависимости в этой задаче.

совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.

Успешен тот ученик, который может сложить в единую цепочку все эти операции, т.е. тот, кто владеет математической грамотностью.

        

Слайд 7

Что необходимо сделать, чтобы стать успешным завтра?

  1. Математику нужно трогать! Ребёнок через собственную деятельность должен познавать математику. Младший школьный возраст – это абсолютная сенсорика. Потрогали, поиграли, подвигали, пощупали, разложили, на пальчиках показали и тогда в голове будет что-то отложится.
  2.  Математику нужно проживать. Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Там, где можно разыграть сюжет задачи, необходимо это делать. Объяснять математические понятия с помощью предметных действий. Если изучаем квадрат, взять резинку. Сколько человек нужно, чтобы построить квадрат? Почему 4, а не 3, а не 5? Какие есть свойства квадрата?
  3.  Математика – это реальная жизнь! Необходимо показать детям то, как математика  используется в реальной жизни. Одно дело измерить отрезок или построить. Это то, что остаётся в тетради. Попробуем  измерить конкретный предмет из жизни. Сравнить по длине иголку и карандаш. Узнать что длиннее, на сколько. Поэтому нужно стараться переводить сюжеты на реальные жизненные ситуации. Это помогает детям понимать математику и осознавать, что математика – это и есть реальная жизнь.

Первый компонент слайд 8

      Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

        Второй компонент слайд 9,10

     Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.

Слайд 11 (таблица) Делают по группам

        Третий компонент   слайд 12

       Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяйте задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.

 

Устно выполняют все!

УМАСМ - СУММА.

·        АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

·        ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

·        КРАТВАД (квадрат).

·        УГОТЬРЕНИК (треугольник).

·        РЕЗОТОК (отрезок).

«Терминологическая викторина»:

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма)

   

Слайд 15

Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.

Играйте в математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры,   групповых проектов, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы.

Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.  

Другая идея – прямо на уроке устроить конкурс на лучший  семейный проект «Самая вкусная и дешевая пицца», так же за ранние обсудить компоненты пиццы,  узнать их  стоимость в разных торговых точках.

Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.

 Используйте цифровые платформы

на Учи. Ру.  в предмете математика, раздел «Лаборатория»

ВЯндекс.Учебнике, в разделе «Работа с информацией»

Систематическое использование на уроках математики  специальных задач и заданий,  формирует и развивает функциональную грамотность  младших школьников,   позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни

            Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».  

В заключении я предлагаю решить жизненную задачу, такую, как мы в школе решаем с ребятами.

Возьмите чашу Терпения, влейте туда полное сердце Любви, бросьте две пригоршни Щедрости, плесните туда же немного Юмора, посыпьте Добротой, добавьте побольше Веры и  Надежды, все это хорошо перемешайте.

- Что будет составлять большую часть – этой чаши?

- Что у Вас получится?

- Счастье, жизнь, рецепт счастья…

- Вот я хочу, чтобы с этой жизненной задачей вы справились на отлично! Я желаю вам счастья!

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс

   Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....

Статья "Математическая грамотность - как одна из составляющих функциональной грамотности"

Одна из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся: способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обос...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...