«Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Косенок Ирина Васильевна

Формирование математической грамотности

 

Косенок И.В.

 

Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе

 

Материалы по математической грамотности в рамках урока математики в начальной школе разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах.

Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Логические упражнения позволяют на доступном для обучающихся начальной школы математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. На уроке в работе над логическими задачами обучающиеся практически учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.

Логические задачи занимают особое место в математике, решение задач данного вида способствуют успешному изучению предмета, развивают логическое мышление, являются зарядкой для ума. Развитие мышления обучающихся в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, познавательных способностей, повышению успеваемости.

Цель урока: развитие мышления обучающихся начальной школы с помощью нестандартных логических задач.

На уроках математики в начальной школе выделяется место и особое значение решению логических задач. К логическим задачам относятся те задачи, при решении которых главное, определяющее – это отыскание связей между фактами (часто скрытых), сопоставление их, установление для достижения поставленной цели цепочки суждений, а вычисления играют в задаче как бы вспомогательную роль. Логические задачи вообще могут быть без числовых данных. Первая задача представлена с числовыми данными, а вторая без числовых данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_-_podrobney_vstuplenie_-_kosenok_i.v._-_04.2025.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математической грамотности

Косенок И.В.

Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе

Материалы по математической грамотности в рамках урока математики в начальной школе разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах.

Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Логические упражнения позволяют на доступном для обучающихся начальной школы математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. На уроке в работе над логическими задачами обучающиеся практически учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.

Логические задачи занимают особое место в математике, решение задач данного вида способствуют успешному изучению предмета, развивают логическое мышление, являются зарядкой для ума. Развитие мышления обучающихся в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, познавательных способностей, повышению успеваемости.

Цель урока: развитие мышления обучающихся начальной школы с помощью нестандартных логических задач.

На уроках математики в начальной школе выделяется место и особое значение решению логических задач. К логическим задачам относятся те задачи, при решении которых главное, определяющее – это отыскание связей между фактами (часто скрытых), сопоставление их, установление для достижения поставленной цели цепочки суждений, а вычисления играют в задаче как бы вспомогательную роль. Логические задачи вообще могут быть без числовых данных. Первая задача представлена с числовыми данными, а вторая без числовых данных.

Данные задачи рассматривается на уроке, на этапе закрепления изученного материала.

Этап урока: закрепление изученного материала

Задача 1

5 лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?

Алгоритм задачи:

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Важно понять значение каждого слова, представить ситуацию, словесная модель которой (описание количественной стороны событий) приведена в задаче.
  3. Чтобы ответить на главный вопрос, сначала вы должны вычислить, по данным задачи, сколько будет лет Аркадию в данный момент?
  4. Узнав, сколько будет лет Аркадию в данный момент, вы найдёте его возраст через 6 лет.

Проверьте по эталону:

  1. 8+5=13 лет – Аркадию сейчас
  2. 13+6=19 лет – будет Аркадию через 6 лет

Ответ: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.

Задача 2

Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напишите, кто решает задачи лучше всех?

Алгоритм задачи:

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Важно понять значение каждого слова, представить ситуацию, словесная модель которой приведена в задаче.
  3. Ответьте на вопросы:
  4. Если Вова решает задачи лучше, чем Коля, значит, Коля решает задачи лучше (хуже) Вовы?
  5. Если Коля решает задачу лучше, чем Миша, значит, Миша решает задачу лучше (хуже), чем Коля?
  6. Миша решает задачи лучше (хуже) Коли, который в свою очередь решает задачи лучше (хуже), чем Вова?
  7. Значит, Вова решает задачи лучше (хуже) Коли и Миши?

Проверьте по эталону:

  1. Если Вова решает задачи лучше, чем Коля, значит, Коля решает задачи хуже Вовы.
  2. Если Коля решает задачу лучше, чем Миша, значит, Миша решает задачи хуже, чем Коля.
  3. Миша решает задачи хуже Коли, который, в свою очередь, решает задачи хуже, чем Вова.
  4. Значит, Вова решает задачи лучше Коли и Миши.

Ответ: Вова решает задачи лучше Коли и Миши. Значит, лучше всех решает задачи Вова.

Уникальность 51%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...