«Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Формирование математической грамотности
Косенок И.В.
Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе
Материалы по математической грамотности в рамках урока математики в начальной школе разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах.
Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.
Логические упражнения позволяют на доступном для обучающихся начальной школы математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. На уроке в работе над логическими задачами обучающиеся практически учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Логические задачи занимают особое место в математике, решение задач данного вида способствуют успешному изучению предмета, развивают логическое мышление, являются зарядкой для ума. Развитие мышления обучающихся в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, познавательных способностей, повышению успеваемости.
Цель урока: развитие мышления обучающихся начальной школы с помощью нестандартных логических задач.
На уроках математики в начальной школе выделяется место и особое значение решению логических задач. К логическим задачам относятся те задачи, при решении которых главное, определяющее – это отыскание связей между фактами (часто скрытых), сопоставление их, установление для достижения поставленной цели цепочки суждений, а вычисления играют в задаче как бы вспомогательную роль. Логические задачи вообще могут быть без числовых данных. Первая задача представлена с числовыми данными, а вторая без числовых данных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической грамотности
Косенок И.В.
Фрагмент урока «Составление логических рассуждений при решении задач» по математике в 4 классе
Материалы по математической грамотности в рамках урока математики в начальной школе разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах.
Одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.
Логические упражнения позволяют на доступном для обучающихся начальной школы математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. На уроке в работе над логическими задачами обучающиеся практически учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Логические задачи занимают особое место в математике, решение задач данного вида способствуют успешному изучению предмета, развивают логическое мышление, являются зарядкой для ума. Развитие мышления обучающихся в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, познавательных способностей, повышению успеваемости.
Цель урока: развитие мышления обучающихся начальной школы с помощью нестандартных логических задач.
На уроках математики в начальной школе выделяется место и особое значение решению логических задач. К логическим задачам относятся те задачи, при решении которых главное, определяющее – это отыскание связей между фактами (часто скрытых), сопоставление их, установление для достижения поставленной цели цепочки суждений, а вычисления играют в задаче как бы вспомогательную роль. Логические задачи вообще могут быть без числовых данных. Первая задача представлена с числовыми данными, а вторая без числовых данных.
Данные задачи рассматривается на уроке, на этапе закрепления изученного материала.
Этап урока: закрепление изученного материала
Задача 1
5 лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?
Алгоритм задачи:
- Внимательно прочитайте задачу.
- Важно понять значение каждого слова, представить ситуацию, словесная модель которой (описание количественной стороны событий) приведена в задаче.
- Чтобы ответить на главный вопрос, сначала вы должны вычислить, по данным задачи, сколько будет лет Аркадию в данный момент?
- Узнав, сколько будет лет Аркадию в данный момент, вы найдёте его возраст через 6 лет.
Проверьте по эталону:
- 8+5=13 лет – Аркадию сейчас
- 13+6=19 лет – будет Аркадию через 6 лет
Ответ: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.
Задача 2
Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напишите, кто решает задачи лучше всех?
Алгоритм задачи:
- Внимательно прочитайте задачу.
- Важно понять значение каждого слова, представить ситуацию, словесная модель которой приведена в задаче.
- Ответьте на вопросы:
- Если Вова решает задачи лучше, чем Коля, значит, Коля решает задачи лучше (хуже) Вовы?
- Если Коля решает задачу лучше, чем Миша, значит, Миша решает задачу лучше (хуже), чем Коля?
- Миша решает задачи лучше (хуже) Коли, который в свою очередь решает задачи лучше (хуже), чем Вова?
- Значит, Вова решает задачи лучше (хуже) Коли и Миши?
Проверьте по эталону:
- Если Вова решает задачи лучше, чем Коля, значит, Коля решает задачи хуже Вовы.
- Если Коля решает задачу лучше, чем Миша, значит, Миша решает задачи хуже, чем Коля.
- Миша решает задачи хуже Коли, который, в свою очередь, решает задачи хуже, чем Вова.
- Значит, Вова решает задачи лучше Коли и Миши.
Ответ: Вова решает задачи лучше Коли и Миши. Значит, лучше всех решает задачи Вова.
Уникальность 51%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики при решении задач в 3-ем классе
Исследовательская работа....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс
Начальная школа...
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.
Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...

