Устные приёмы сложения и вычитания 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Сагитова Мария Евгеньевна

В данной теме рассматриваются устные приёмы сложения и вычитания, которые помогают обучающимся 3 класса развивать навыки быстрого и точного выполнения математических операций. Устные вычисления способствуют улучшению понимания чисел и их взаимосвязей, а также формируют уверенность в своих математических способностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Устные приёмы сложения и вычитания».

Цель: созданий условий для освоения устного сложения и вычитания в пределах 1000.

Задача:

Образовательная:

  • способствовать формированию умений устно находить сумму и разность трёхзначных чисел.

Развивающая:

  • способствовать развитию основы логического, знаково-символичного и алгоритмического мышления;
  • способствовать развитию вычислительных навыков.

Воспитательная:

  • воспитывать стремление к расширению математических знаний.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, просит проверить посадку, улыбнуться друг другу и пожелать хорошей работы.  

Здороваются, проверяют посадку и улыбаются.

Актуализация знаний

Учитель просит из цифр 9 2 6 подряд в каждой клетке, без запятых.

- Какое получилось число?

Затем составить все возможные трёхзначные числа, используя эти и написать их через клетку.

(926, 269, 692, 629, 962, 296)

Просит выбрать любое число и отметить в нём разряды сотен, десятков и единиц.

Для проверки меняются с соседом по парте, сверяют со слайда, карандашом отмечают ошибки.

Самоопределение к деятельности

- Сколько будет 10+40? Сколько будет 60 -20?

- Какие действия вы сейчас выполняли?

- Как вы считали?

- Если сложение и вычитание вы выполняли устно, то как звучит тема сегодняшнего урока?

Ставят цель урока.

Составляют совместно план урока.

1. Выяснить, как выполняются вычисления.

2. Закрепить пройденный материал.

- 60. 40.

- Сложение и вычитание.

- Устно.

- Устные приёмы сложения и вычитания.

- Научиться устно складывать и вычитать трехзначные числа.

Составляют план урока.

Открытие нового знания

Работа в учебнике (с. 61 №1)

- Рассмотрим 1 рисунок. Что изображено?

- Большие пучки у нас обозначают сотни, а маленький десятки.

- Сколько всего пучков? Сколько сотен в первой строчке? Сколько десятков?

- Сколько сотен во второй строчке? Какое это число?

- Разбираем, как получилось число.

520+400=920

520 – это сколько сотен и десятков?

400 – это?

- Сотни складываем с сотнями, получается 5 сот. + 4 сот.=9 сот.

9 сот. – это?

- Осталось 2 дес. – это?

-900+20 получится?

- Рассмотрим рисунок 2.

- Сколько пучков сотен?

- Сколько пучков десятков в первой строке?

- Какое это число?

- Сколько пучков десятков во второй строке?

- Какое это число?

520 это?

40 это?

- Десятки складываем с десятками, получается?

- 6 дес. –это?

- Остаётся ещё 5 сот.

- Какое получилось число?

Рассмотрим рисунок 3.

- Сколько сотен всего изображено? Сколько пучков десятков? Какое это число?

- Сколько пучков сотен зачёркнуто?

- Какое это число?

- Если они зачёркнуты, то значит что нужно сделать?

- 370 – это?

- 200 – это?

- Сначала вычтем сотни. Как выполним?

- 1 сотня это?

- Сколько осталось десятков?

- 7 дес. – это?

- Верно. Получили число 170.

Рассмотрим рисунок 4.

- Сколько пучков сотен? Сколько пучков десятков? Какое это число?

- Сколько пучков десятков зачёркнуто?

- Какое это число?

370 – это?

20 – это?

- Что нужно вычесть в этом примере?

- Получаем?

- 5 десятков – это?

- Что у нас осталось?

- 300 +50 получится?

- Получается число 350.

С. 62 №2 (обучающиеся работают в тетради, к доске выходят 4 ребенка по очереди, объясняют с проговариванием, учитель при необходимости корректирует ответы)

610+30=640 (нужно к 1 дес. прибавить 3 дес., получим 4 дес. это 40, затем добавляем 600, получим 640)

350+20=370

580-200=380 (нужно из 5 сот. вычесть 2 сот., получаем 3 сот. это 300,, добавляем 80, получим 380)

830-600=230

С. 62 №3 (решаем письменно, ребенок зачитывает задачу, 1 и 2 на слайде, 3 и 4, 5 и 6 действия вызываю учеников решить на доске, а 7 и 8 самостоятельно)

- О чём задача?

- Сколько литров помещается в 2 одинаковые банки?

- Что нужно найти?

- Остановимся на 1 вопросе. В задаче сказано, что в 2 одинаковые банки вмещается 7 литров. Давайте составим схему (записывают в черновик).

2б. – 7 л

4 б. – ? л

- 4 больше 2? Как узнать во сколько раз 4 больше 2?

- Получим?

Записывают 1 действие: 1) 4:2=2 (р.) – больше банок. 

- В 2 банки вмещается 7 литров. А у нас 4 банки, их в два раза больше 2 банок, можем ли мы узнать, сколько помещается литров в 4 банки?

- Каким образом?

Проговаривают с ними пояснение, прошу записать 2 действие.

- Какой второй вопрос задачи?

- Давайте определим во сколько раз число 6 больше 2? Как это сделаем?

Записывают 3 действие, 1 ребенок выходит к доске, проговаривают пояснение.

- В 2 банки вмещается 7 литров. А у нас в 3 раза больше банок. Можем найти, сколько литров воды помещается в 8 банок? (просит записать)

- Какой третий вопрос задачи?

- Давайте определим во сколько раз 8 больше 2? Как это сделаем?

Вызываю решить у доски 5 и 6 действие, Записывают 5 действие, 1 ученик пишет на доске, проговаривают пояснение.

- Какой четвёртый вопрос задачи?

- Теперь попробуйте самостоятельно найти во сколько раз 20 больше 2. А затем найти, сколько литров помещается в 20 банок с водой. Затем проверим.

Спрашиваю у нескольких ребят, какой получился ответ на 6 действие, на слайде появляется ответы.

Записываем ответы: 14 литров, 21 литр, 28 литров, 70 литров.

(*) C 63 №7 (обучающиеся по руке выходят решать к доске и объясняют, записывают в тетрадь)

7 м 2 дм = 72 дм                            2 дм < 29 см

72 дм=72 дм                                  20 см < 29 см

3 дм 4 см < 4 дм 3 см                    52 мин < 1 ч 3 мин

34 см < 43 см                                 52 мин < 63 мин

5 м 1 см < 52 дм                            2 ч > 100 мин

501 см < 520 см                             120 мин > 100 мин

- Пучки.

- 9 сот, 5 сот, 2 дес, 4 сот, 920.

- 5 сот. и 2 дес.

- 4 сот.

- 900.

- 20.

- 920.

- 5.

- 2.

- 520.

- 4.

- 40.

- 5 сот. и 2 дес.

- Это 4 дес.

2 дес.+4 дес.= 6 дес.

- 60.

- Это 500.

- 560.

- 3 сот.,7 дес., 370.

- 2.

- 200.

- Их вычесть.

- 3 сот. и 7 дес.

- 2 сот.

- 3 сотни – 2 сотни=1 сотня

- 100.

- 7 десятков.

- 170.

- 3 сот., 7 дес., 370.

- 2.

- 20.

- 3 сот. и 7 дес.

- 2 дес.

- Из 7 десятков – 2 десятка.

- 5 десятков.

- 50.

- 3 сотни это 300.

- 350.

Записывают в тетрадях число, «Классная работа».

Решают №2, по руке выходят к доске, остальные фиксируют в тетрадь.

- О банках с водой.

- 7 литров.

- Сколько литров воды помещается в 4 таких банках.

- Нужно 4:2

- В 2 раза.

- Да.

- 2) 7*2=14 (л) – помещается в 4 банки воды.

- Сколько поместится в 6 таких же банках?

- 3) 6:2=3 (р.) – больше банок.

- Да, 4) 7*3=21 (л) – помещается в 6 банок воды.

- Сколько поместится в 8 таких банках?

- 5) 8:2=4 (р.) – больше банок.

6) 7*4=28 (л) – помещается в 8 банок воды.

- Сколько поместится в 10 таких банках?

7) 20:2=10 (р.) – больше банок.

8) 7*10=70 (л) – помещается в 20 банок воды.

 

Закрепление пройденного материала

С 62 №6 (задание по рядам, 1 р-1 строчка, 2 р-2 строчка, 3 р-3 строчка, для проверки меняются обучающиеся с соседом, карандашом отмечают ошибки, проверяют по слайду).

600+100-200=500     100+400+200-700=0       690-(210+90)=390

500-200+700=1000   400-100-200+600=700    (1000-900):2=50

800-400-100=300      600-300-200+600=700     970-(580-80)=470

Итог урока

- Какая была тема урока?

- Какую цель мы ставили?

- На уроке мы:

1. Выяснили, как выполняются вычисления?

2. Закрепили пройденный материал?

- Устные приёмы сложения и вычитания.

- Научиться устно складывать и вычитать трехзначные числа.

- Да.

- Да.

Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал...
  • На этом уроке у меня возникли трудности...
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел...

Учитель просит обучающихся проанализировать свою работу на уроке, затем благодарит за работу и прощается.  

Анализируют свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 2

926, 269, 692, 629, 962, 296

Слайд 3

Тема: Устные приёмы сложения и вычитания. Цель: Научиться устно складывать и вычитать трехзначные числа.

Слайд 4

Задача 3 1) 4:2=2 (р.) – больше банок. 2) 7*2=14 (л) – помещается в 4 банки воды. 2б. – 7 л a б . – ? л Ответ: 14 литров, 21 литр, 28 литров, 70 литров.

Слайд 5

7 м 2 дм = 72 дм 2 дм < 29 см 3 дм 4 см < 4 дм 3 см 52 мин < 1 ч 3 мин 5 м 1 см < 52 дм 2 ч > 100 мин

Слайд 6

600+100-200=500 100+400+200-700=0 690-(210+90)=390 500-200+700=1000 400-100-200+600=700 (1000-900):2=50 800-400-100=300 600-300-200+600=700 970-(580-80)=470

Слайд 7

На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке у меня возникли трудности... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Урок математики во 2 классе "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Урок-обобщение. Занимательная форма работы, разноуровневый материал, игровые методы....

2 класс. Урок - сказка по теме "Закрепление устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100"

Дети отправляются в гости к дедушке Морозу. Работа в парах, индивидуальная работа....

Конспект и презентация к уроку математики УМК "Планета знаний" 2 класс по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Ресурс представляет собой конспект урока математики для 2 класса " по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний"...

Контрольная работа по математике "Устные приёмы сложения и вычитания" 2 класс

Контрольная работа по УМК "Школа России" во 2 классе...