Конспект урока по математике для 4 класса «Диаграммы. Чтение и построение столбчатых диаграмм»
план-конспект занятия по математике (4 класс)
Данный конспект представляет собой разработку урока открытия новых знаний, соответствующую требованиям ФГОС. Урок направлен на первичное знакомство учащихся с одним из видов графической информации — столбчатыми диаграммами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике для 4 класса
Тема: «Диаграммы. Чтение и построение столбчатых диаграмм»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами как одним из видов наглядного представления информации; научить читать и строить простые столбчатые диаграммы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы;
- научатся самостоятельно строить простейшие столбчатые диаграммы по табличным данным.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.
Познавательные:
- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, диаграмма), переводить её из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- участвовать в учебном диалоге, слушать одноклассников, формулировать собственное мнение.
Личностные:
- формировать интерес к изучению математики, понимание практической значимости диаграмм в жизни.
Оборудование:
У учителя: интерактивная доска (или обычная доска и магниты), проектор, презентация с примерами диаграмм, карточки с заданиями.
У учащихся: учебник по математике (например, Моро, 4 класс, часть 2), тетрадь в клетку, простой карандаш, линейка, цветные карандаши (фломастеры), ластик.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация. (2-3 мин)
Приветствие. Создание эмоционально-положительного настроя.
Актуализация знаний.
Учитель: «Ребята, посмотрите на экран. Перед вами два способа представить одну и ту же информацию».
На экране:
Таблица:
Любимый предмет | Количество учеников |
Математика | 10 |
Чтение | 8 |
Физкультура | 15 |
Окружающий мир | 7 |
Столбчатая диаграмма (по этим же данным).
Вопрос: «Какой способ, по-вашему, удобнее? Почему? На какой вопрос легче ответить, глядя на таблицу, а на какой – на рисунок?»
Вывод детей: Рисунок (диаграмма) нагляднее, сразу видно, где больше, где меньше.
Формулировка темы и цели урока.
Учитель: «Этот наглядный рисунок называется ДИАГРАММА. Сегодня мы узнаем, какие бывают диаграммы, научимся их читать и строить сами. Это умение очень пригодится вам не только на уроках, но и в жизни».
2. Открытие нового знания. (10-12 мин)
Знакомство с понятием.
Учитель: «Диаграмма – это чертёж, который наглядно показывает соотношение между разными величинами. Сегодня мы будем работать со столбчатой диаграммой».
На доске или слайде – крупное изображение диаграммы с подписями.
Работа с диаграммой:
«Что изображено на этой диаграмме?» (Количество осадков по месяцам).
«Как называется этот вид диаграммы?» (Столбчатая).
«Что обозначает каждый столбик?» (Количество осадков в конкретном месяце).
«Что обозначают числа слева?» (Шкала – количество миллиметров).
«Что написано внизу?» (Названия месяцев).
Практические вопросы:
«В каком месяце выпало больше всего осадков?»
«В каком – меньше всего?»
«На сколько миллиметров в июле осадков больше, чем в апреле?»
Первичное закрепление (работа в парах).
Учащимся раздаются карточки с готовой диаграммой (например, «Рост одноклассников» или «Количество прочитанных книг за четверть»).
Задание: «Ответьте на вопросы по вашей диаграмме. Составьте один вопрос для соседа».
3. Физкультминутка (2 мин)
Проводится тематическая физкультминутка, связанная с темой: «Тянемся вверх, как самый высокий столбик на диаграмме! Наклоняемся, как самый низкий!»
4. Первичное закрепление. Построение диаграммы. (15 мин)
Коллективная работа.
Учитель: «А теперь давайте не просто читать, а построим диаграмму сами! Возьмем данные о любимых фруктах нашего класса».
На доске записывается таблица (данные собираются с поднятием рук или используются заранее подготовленные):
Фрукт Количество человек
Яблоко 6
Банан 9
Апельсин 5
Груша 4
Объяснение алгоритма построения с одновременным выполнением в тетрадях:
Рисуем оси. Горизонтальную (где будут названия) и вертикальную (где будет шкала).
Подписываем оси. Внизу под горизонтальной осью пишем названия категорий: «Яблоко», «Банан» и т.д. Слева от вертикальной оси подписываем шкалу (0, 2, 4, 6, 8, 10).
Выбираем масштаб. Обсуждаем с детьми: «У нас максимальное число – 9. Значит, шкалу нам нужно довести до 10. Один столбик будет равен 1 человеку (или 2, если тетрадь маленькая, но это нужно оговорить)».
Чертим столбики.
Напротив «Яблоко» чертим столбик высотой до отметки «6».
Ширина всех столбиков должна быть одинаковой.
Расстояние между столбиками тоже должно быть одинаковым.
Раскрашиваем столбики разными цветами (для наглядности).
Подписываем диаграмму. Даём ей название: «Любимые фрукты нашего класса».
Самостоятельная работа (по вариантам).
Учащиеся получают карточки с разными табличными данными.
Вариант 1: Количество животных в зоопарке.
Вариант 2: Количество марок у коллекционеров.
Задание: «Постройте столбчатую диаграмму по данным вашей таблицы».
5. Итог урока. Рефлексия. (4-5 мин)
Выставление работ. Несколько учеников показывают свои диаграммы (через документ-камеру или вынося на доску).
Обобщение.
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»
«Что такое диаграмма?»
«Для чего нужны диаграммы?» (Чтобы наглядно сравнивать данные).
«Какие основные шаги при построении столбчатой диаграммы?» (Нарисовать оси, подписать их, выбрать масштаб, начертить столбики).
Рефлексия.
На доске нарисованы три столбика разной высоты с подписями:
Высокий: «Я всё понял(а), смогу сам(а) построить диаграмму».
Средний: «Я понял(а) тему, но нужна небольшая помощь».
Низкий: «Мне было трудно, я ничего не понял(а)».
Учитель: «Оцените свои знания по итогам урока. Мысленно поставьте себя на один из этих столбиков».
6. Домашнее задание (1 мин)
Обязательное: Учебник, стр. ... № ... (построить диаграмму по заданной таблице).
Творческое (по желанию): Провести мини-исследование в семье (например, «Любимые цветы моих родных» или «Количество часов, проведенных за разными занятиями в выходной»), записать данные в таблицу и построить по ним диаграмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Технологическая карта урока по математике по теме ": Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм".
Цель данного урока:ознакомить с понятиями «диаграмма», «масштаб», со способом построения столбчатых диаграмм,научить читать диаграммы,развивать умения находить в них нужную инф...

Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...

Конспект урока по математике 4 класс "Диаграммы"
в уроке используются цифровые оразовательные платформы для групповой и индивидуальной работы....

Конспект урока по математике 3 класс «Чтение и запись трёхзначных чисел»
Конспект урока по математике 3 класс "Чтение и запись трехзначных чисел"...
